Найти тему
Хижина дяди Ромы

"Старикам тут не место", Кормак Маккарти

Что ж, это должно было случиться. Я познакомился с творчеством Маккарти через "Дорогу", а спустя некоторое время открыл для себя его "Кровавый меридиан". И всё это время я будто бы нарочно игнорировал его едва ли не самое известное произведение — криминальный триллер "Старикам тут не место".

Признаюсь честно, причина была банальна до безобразия — я просто не мог найти этот роман в печатном виде. Но вот я раздобыл электронную "читалку", и поводов откладывать чтение дальше уже не осталось.

Итак...

"Старикам тут не место", Кормак Маккарти (No Country for Old Men)

Год выхода: 2005

Жанр: криминальный триллер, современный вестерн

Ветеран Вьетнама отправляется в техасские горы поохотиться на антилоп и обнаруживает следы бандитской разборки - мертвые тела, груз наркотиков и чемоданчик с двумя миллионами долларов. Поддавшись искушению, он забирает деньги - и вскоре вынужден спасаться бегством как от мексиканских бандитов, так и от неумолимо идущего по его следу демонического киллера, за которым, отставая на шаг, движется местный шериф...

Со "Стариками" по итогу всё вышло далеко не так просто и однозначно, как я рассчитывал. Скажу даже, что для меня этот роман Маккарти оказался самым спорным из прочитанных. Наверное, всё дело в том, что я прочёл его невовремя. На самом деле, гораздо лучше было бы прочесть сперва "Кровавый меридиан", а за "Дорогу" взяться уже после "Стариков".

Почему?

У меня сложилось ощущение, что "Старики" — это своеобразная переходная точка стиля Маккарти. Текст — всё ещё крайне авторский — читается гораздо проще, чем в том же "Меридиане", но всё куда сложнее, чем в "Дороге" (хотя в последней прибегнуть к относительной простоте обязывал сам сюжет). Будьте готовы к сухим предложениям, лишённым даже знаков препинания. Не знакомого с творчеством автора человека такой подход может отпугнуть, причём настолько, что магазин OZON даже отдельно указал, что отсутствие запятых и чётко выраженной прямой речи — это не ошибка переводчика или издательства, а намеренное решение автора.

Но читается это временами и правда тяжело. Хотя настолько сложных конструкций, как в том же "Меридиане", в "Стариках" нет. Книга вообще больше похожа на видоизмененный киносценарий, и это вполне понятно — "Старики" изначально создавались именно как основа для кинофильма.

С другой стороны, "Старики" — роман довольно неразговорчивый. Диалогов здесь, как мне показалось, довольно немного. Зато почти каждый из них весьма хлёсток и занимателен. В лучших традициях Маккарти, его персонажи не говорят попусту: любая реплика работает либо на раскрытие персонажей, либо на обрисовывание морали самого романа.

Впрочем, это палка о двух концах. С одной стороны, реплики довольно часто казались мне слишком уж художественными, какими-то искусственными. С другой же, это не должно особо удивлять — Маккарти всегда писал именно так. Просто теперь, в куда более реалистичных и современных декорациях, такая манера речи воспринимается несколько иначе. А может быть и так, что мне просто показалось.

В плане персонажей "Старики" также минималистичны, как и в диалогах. Здесь действующих лиц не наберётся и с десяток, чему, памятуя некоторую путаницу с разномастными бандитами судьи Холдена в "Меридиане", лично я только обрадовался.

Сам сюжет "Стариков" вращается вокруг трёх людей.

Первый главный герой: Луэллин Мосс, тот самый ветеран Вьетнама, волей судьбы прихвативший себе чемодан с деньгами.

Луэллин Мосс в исполнении Джоша Бролина в одноименной экранизации 2007 года
Луэллин Мосс в исполнении Джоша Бролина в одноименной экранизации 2007 года

Опять же, в лучших традициях Маккарти, назвать Мосса героем как-то не выходит. Это весьма холодный, жадный и патологически горделивый человек. Не лишенный, впрочем, доброты и сочувствия, он будто бы специально прячет свои качества глубоко в душе, стремясь во что бы то ни стало прикарманить грязные деньги.

Типаж для Маккарти не новый, но мне всё же чего-то в Луэллине не хватило. Тот же Малец из "Меридиана" — фигура куда более сложная и интересная. Мосс, казалось бы, такой же "бездушный автомат в бездушном мире", но, в отличие от Мальца, никакого сострадания и сопереживания он у меня не вызвал.

Впрочем, возможно, в этом-то и был замысел. Ведь есть в романе более положительный персонаж.

Эд Бэлл в исполнении Томми Ли Джонса
Эд Бэлл в исполнении Томми Ли Джонса

Знакомьтесь, Эд Бэлл — старый, но опытный шериф, на которого свалилась непростая задача разобраться во всём происходящем. И он честно старается остановить Зло и спасти то, что он считает Добром. Но он и есть тот самый Старик, которому "тут не место". Он всегда как минимум на шаг позади, Добро не доверяет ему, а современное Зло ему непонятно, а потому во всех смыслах недостижимо.

Что ж, это тоже неудивительно, если вспомнить, кто здесь Зло...

Хавьер Бардем мастерски воплотил образ Чигура на экране, за что даже получил "Оскар". Заслуженно.
Хавьер Бардем мастерски воплотил образ Чигура на экране, за что даже получил "Оскар". Заслуженно.

Антон Чигур — один из лучших антагонистов, и один из самых достоверных образов психопатов, встреченных мною в книгах, фильмах и играх. Холодный, лишенных эмоция и всяческого сострадания, ведомый лишь одному ему ведомой идеологией, он — идеальная машина для убийств, с которой нельзя договориться и которую, кажется, невозможно убить.

Если Судья Холден — сам дьявол, апокалипсис во плоти, то Чигур вполне мог быть одним из его Всадников — самой Смертью.

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним. Откровения. 6:7-8

Он неумолимо преследует Мосса, изничтожая каждого, кто попытается хоть как-то замедлить его. Он неумолим. Он — машина смерти. Он — Терминатор.

Звучит несколько смешно, но Чигур и правда похож на Т-1000 в исполнении Роберта Патрика. Да и описываю я Антона примерно теми же словами, какими Кайл Риз рассказывал о смертоносном киборге в первом "Терминаторе". И от такого сравнения становится лишь страшнее, ведь Чигур, как и судья Холден, всё же является человеком. Его можно ранить, ему можно пустить кровь. Пугает не то, что это невозможно. Пугает то, что ему на это плевать.

И вот я подхожу к самому сложному — к своим впечатлениям. Я долго пытался собраться с мыслями и понять, как же я отношусь к этой книге. И в итоге я пришёл не к самым приятным выводам. "Старикам тут не место" не оставил у меня каких-то особенных впечатлений.

Возможно, виной тому потрясающий "Кровавый меридиан", повлиявший на меня гораздо сильнее, чем я готов признать. После того, что творил судья Холден, любая книга покажется пресной.

Возможно, после "Меридиана" я завысил планку ожиданий от Кормака Маккарти. "Кровавый меридиан" один из моих комментаторов весьма точно назвал "философско-мифическим, абсурдно-фаталистическим повествованием", и на этом фоне "Старикам тут не место" выглядит куда как проще и... однозначнее, что ли.

А возможно, к 2005 году Кормак просто подустал, постарел и несколько выдохся. Хотя та же "Дорога", вышедшая уже после "Стариков" цепляла и своей атмосферой, стилем и необычным взглядом на постапок.

В общем, я не знаю, почему, но этот роман меня практически "не зацепил".

Но плохая ли это книга? Отнюдь. Это крепкий криминальный триллер с потрясающим антагонистом. Он грамотно выстроен и хорошо написан. В отличие от "Кровавого меридиана" с его фантасмагорическим насилием и запредельной жестокостью, "Старики" никогда не скатываются в чернуху, хотя сюжет остается довольно напряженным. Просто Маккарти может писать ещё лучше.

В начале статьи я упомянул, что "Старикам тут не место" изначально создавался именно как киносценарий, и лишь позже был расширен до полноценного романа. Может быть, вся проблема именно в этом. В качестве фильма "Старикам тут не место" сработал для меня намного лучше.

-5

Фильм очень чётко следует слову оригинала, иногда напрямую цитируя исходный текст. Минималистичность стиля Маккарти выражается в чётко выверенной минималистичности постановки (так, в фильме отсутствует всяческая музыка), что создаёт всё ту же завораживающую атмосферу внутреннего холода на фоне мексиканской жары. Добавьте сюда потрясающую актёрскую игру, довольно бережно сохранённую русским дубляжом, и получите простой вывод — если вы ещё не знакомы со "Стариками", то я бы в любом случае посоветовал вам этот фильм. Даже если сам роман мне не очень понравился, его экранизация — один из лучших голливудских триллеров. И уж точно одна из лучших экранизаций книг.

Что же касается самого Кормака Маккарти — я не собирался читать другие его произведения. Всё же вестерн - не мой жанр, и его "Приграничная трилогия" не вызывает у меня никакого интереса. Однако, совершенно случайно я обнаружил у Кормака ещё одну небольшую книгу, которая показалась мне любопытной. Так что я, пожалуй, взгляну, как

Словно караван карнавального люда они появились из зарослей метелицы и пересекли холм в лучах утреннего солнца...