Найти тему
Хижина дяди Ромы

Прочитанное. Моя библиотека.

Я с детства очень люблю читать, но так уж вышло, что я практически забросил это занятие. Но в этом году я решил снова взяться за книги. В итоге, за этот год я прочел больше произведений, чем за последние года три. И чтобы подвести некие промежуточные итоги и «собрать мысли в кучу», я решил создать эту статью.

Здесь будут перечислены все книги, прочитанные мною ЗА 2022 ГОД. Автор, синопсис, и мой короткий комментарий. Оценок будет всего четыре:

Да. Книга, которую я однозначно рекомендую. Возможно, у рекомендации будут нюансы, но весьма незначительные

Да, но… Данные книги я тоже рекомендую, но уже с более серьезными оговорками

Нет, но… В целом книги этой категории я к прочтению не рекомендую, но кому-то они всё таки могут понравиться.

Нет. Данные книги я по тем или иным причинам рекомендовать не хочу и не буду.

ВАЖНО! Книги из первых двух категорий не обязательно хорошие, а из последних двух — не обязательно плохие. Это не более, чем мое мнение и мои впечатления. Более того, некоторые из книг, которые я не стану рекомендовать, мне вполне понравились.

ВАЖНО_2 Это просто список книг. Я ничего не пропагандирую и ни к чему не призываю :)

И еще момент. Порядок книг в списке абсолютно случайный, разве что книги одного автора перечислены подряд. Это не ТОП от худшего к лучшему, а просто подборка.

Филип К. Дик. «Человек в высоком замке» (The Man in the High Castle)

Дата первой публикации: 1962

Жанр: Фантастика, антиутопия, альтернативная история

Америка начала 60-х. США оккупированы и поделены между Третьим рейхом и Японией. Прошли этнические чистки, но обыватели довольны — в каждом доме телевизор, а небо бороздят реактивные лайнеры «Люфтганзы». В Сан-Франциско «И Цзин» встречается чаще, чем обычный телефонный справочник. Филип К. Дик погружает нас в истории своих героев, в кошмар, от которого они могут проснуться, только найдя красоту и творя добро в своем вымышленном мире.

Да, но… «Человек…» — глубокая и сложная книга, но будьте готовы к тому, что это весьма медленный роман. Дик, по сути, лишь описывает тот мир, в котором происходят события. Здесь нет особо напряженного сюжета, классической для антиутопий «борьбы с системой» и нарочитой жестокости. Так что если вы ждете напряженного триллера, то эта кни га не для вас. Но если вы любите хорошие истории об альтернативной истории (без всяких «попаданцев»), то «Человек в высоком замке» — обязательная для прочтения классика.

-2

Клайв Баркер. «Восставший из ада \ Ночной народ» (The Hellbound Heart \ Cabal)

Дата первой публикации: 1986 \ 1988

Жанр: ужасы, мистика

«Восставший из ада»: Все началось, когда Фрэнк Коттон, искатель наслаждений и мошенник, открывает шкатулку Лемаршана, которая по легендам ведет в чертоги неземных удовольствий. Но к Фрэнку приходят сенобиты, обитатели иных миров, чьи представления о блаженстве не имеют ничего общего с человеческими, и теперь невольная жертва собственных желаний сделает всё, для того чтобы вырваться из царства вечных мучений.

«Ночной народ»: Молодой человек по имени Бун, страдающий психическим расстройством, считает себя виновным в серии жестоких убийств. В отчаянии он пытается разыскать Мидиан, город из легенд, где можно найти отпущение даже самым страшным грехам. Но вместо прощения он находит Ночной народ, странных и зловещих созданий, обладающих невероятными способностями. Вот только за Буном идет охота, и теперь он должен спасти не только себя, но и тех, кто ему поверил.

Нет, но… Если честно, Клайв Баркер меня разочаровал. От создателя жанра «сплаттерпанк» я ожидал чего-то более жестокого и жуткого. НО Баркер будто бы постеснялся жестить и просто «недожал». В итоге, тот же «Восставший из ада» выглядит и вполовину не так пугающе, как в экранизациях. Тот самый случай, когда фильм лучше книги. То же касается и «Ночного народа». Наверное, проблема в моих ожиданиях. Я рассчитывал на что-то новое (для себя), а получил вполне себе этакого Стивена Кинга, лишь чуточку покровавее.

Впрочем, если вы любите литературные ужасы или вас легко впечатлить, то вам вполне может и понравиться.

-3

Уильям Берроуз. «Голый завтрак» (The Naked Lunch)

Дата первой публикации: 1959

Жанр: сюрреализм, постмодернизм

«Голый завтрак» — странная, жестокая и причудливая книга, сочетающая в себе мотивы натурализма, визионерства, сюрреализма, фантастики и психоделики.

Нет, но… Описать этот роман как-то иначе, нежели «наркоманский трип» просто невозможно. И это не какая-то метафора или оскорбление. Это просто факт. Роман о героине и под героином — мерзкий, жуткий, психоделичный и практически бессвязный. Я до сих пор не понял, что это было. Я даже не понимаю, понравилось мне или нет. Ясно лишь одно —книга далеко не для всех. Зато сразу становится ясно, что наркотики — зло. Но если вам хочется «пощупать» классику литературы битников, написанную методом нарезок (фанаты Дэвида Боуи знают, что это такое) и просто прочесть что-то максимально необычное — рискните.

-4

Алексей Сальников. «Петровы в гриппе и вокруг него»

Дата первой публикации: 2016

Жанр: сюрреализм

Все случайные знаки, встреченные гриппующими Петровыми в их болезненном полубреду, собираются в стройную конструкцию без единой лишней детали. Из всех щелей начинает сочиться такая развеселая хтонь и инфернальная жуть, что Мамлеев с Горчевым дружно пускаются в пляс, а Гоголь с Булгаковым аплодируют.

Да, но… Продолжаем тему странных книг. «Петровы…» — роман безумный и смешной, непонятный, но жизненный. Лично я охарактеризовал бы его словосочетанием «жиза и шиза». Сюжет постоянно удивляет, а язык читается легко и весело. Если «Голый завтрак» это наркотрип, то «Петровы в гриппе» — это горячечный бред. Так что если вы любите более логичные книги с четким сюжетом, то данный роман вам точно не понравится.

-5

Котаро Исака. «Поезд убийц»

Дата первой публикации: 2010

Жанр: триллер, криминал, черная комедия

Из Токио в Мориока отправляется скоростной поезд — синкансен. На первый взгляд все его пассажиры — вполне обычные люди, едущие по своим обычным делам. Но кое-кто оказался здесь далеко не случайно…

Да. «Поезд убийц» — динамичный, яркий и смешной роман, напомнивший мне нечто среднее между «Криминальным чтивом» Тарантино и его же «Омерзительной восьмеркой». Все персонажи здесь весьма колоритны и не похожи друг на друга, а в сюжете не обойдется без любопытных поворотов. Плюс, эта книга знакомит читателя и с некоторыми особенностями японской культуры (спасибо, в частности, примечаниям переводчика). В общем, простой для чтения и динамичный триллер в стиле Тарантино и Гая Ричи.

-6

Уильям Гибсон. Трилогия «Киберпространство»: «Нейромант», «Граф Ноль», «Мона Лиза овердрайв» (The «Sprawl» Trilogy: Neuromancer, Count Zero, Mona Lisa Overdrive)

Дата первой публикации: 1984 \ 1986 \ 1988

Жанр: фантастика, киберпанк

Будущее Гибсона — это мир высоких технологий и биоинженерии, глобальных компьютерных сетей и всемогущих транснациональных корпораций, мир жестокий и беспощадный. Здесь хакер-виртуоз и отчаянная девушка-самурай должны выполнить таинственную миссию, запрограммированную десятилетия назад в неведомых глубинах искусственного разума. Здесь японская мафия исповедует идеалы древнего самурайского кодекса, виртуальный мир населен персонажами вудуистского пантеона, а девушка, умеющая входить в киберпространство без компьютера, становится для своего поколения богиней…

Да. «Киберпространство» — литературный дебют фантаста Уильяма Гибсона («Нейромант» был его первым романом). И это не просто хорошие романы. С их помощью Гибсон, по сути, создал жанр киберпанк в том виде, в котором мы знаем его сейчас. Единственный «минус» романов — в них довольно мало экшена. Так что если вы знакомы с киберпанком через «Матрицу» или «Видоизмененный углерод», то книги могут показаться вам скучноватыми. Но я настоятельно рекомендую ознакомиться с этими произведениями. Гарантирую, вы удивитесь, насколько сильно эта трилогия повлияла на весь современный жанр.

-7

Джон Фаулз. «Коллекционер» (The Collector)

Дата первой публикации: 1963

Жанр: триллер, детектив

История коллекционера бабочек и его жертвы — умело выстроенный психологический триллер, в котором переосмыслено множество сюжетов, от мифа об Аиде и Персефоне до «Бури» Шекспира.

Да. Напряженный триллер с интересной подачей. Сперва нас знакомят с внутренним миром преступника, а затем — его жертвы. Красивый язык, множество деталей драматичный финал. Настоящая классика.

-8

Томас Сэвидж. «Власть пса» (The Power of the Dog)

Дата первой публикации: 1967

Жанр: вестерн, драма

Братья Фил и Джордж — владельцы богатейшего ранчо в долине Монтаны. Больше, чем партнеры, и больше, чем братья. И несмотря на родство, так мало похожие друг на друга.

Фил – высокий и угловатый. Джордж – коренастый и невозмутимый.

Фил – умен, проницателен и высшему обществу с его праздностью и роскошью предпочитает компанию простых ковбоев. Джордж – добр, молчалив и, напротив, не водит дружбы с работниками ранчо, полностью посвящая себя бизнесу.

Много лет они делили одну комнату, вместе занимались фермерскими делами и ездили на охоту. Но идиллии приходит конец, когда Джордж тайно женится на Роуз – вдове с ребенком и хозяйке местной придорожной гостиницы. Узнав об этом, Фил решает во что бы то ни стало уничтожить их брак и вернуть прежнюю размеренную жизнь…

Да. Честно говоря, я удивлен, что смог прочесть эту книгу всего за несколько дней. Дело в том, что «Власть пса» — роман медленный и размеренный. Здесь нет ни закрученного сюжета, ни какой-либо детективной тайны, ни иных элементов, которые обычно «цепляют» меня. Но во многом благодаря этому финал истории срабатывает на все сто процентов. Читается книга легко и весьма ловко погружает в атмосферу американской глубинки времен дикого запада.

-9

Джейсон Парджин (Дэвид Вонг). «В финале Джон умрет» (John Dies at the End)

Дата первой публикации: 2001

Жанр: ужасы, комедия

В этом городе всегда творилось что-то странное. Здесь часто исчезают люди, из ниоткуда появляются таинственные автомобили, а еще тут живут Дэвид и Джон, вполне обычные парни, которым однажды не посчастливилось случайно открыть дверь в другой мир (ад, измерение Икс, Зен, метавселенную — как только люди его не называли). Вот только если ты видишь его, то и местные обитатели видят тебя, а они очень любопытные и зачастую очень голодные. А потом в городе начинает твориться такое, что ни в одном кошмаре не приснится: люди-тени, клоны, слизняки, щупальца, твари, описания которым в человеческом языке нет, и монстры. Много монстров. И Дэвид, и Джон довольно быстро понимают: некоторые двери закрыть очень трудно, а реальность куда интереснее и страшнее, чем кажется человечеству.

Да. Если вы любите трешовые ужастики и черные комедии, то эта книга для вас. Смешная, но временами реально жуткая и любопытно написанная. При этом нельзя сказать, что «В финале Джон умрет» — это исключительно «трешанина». Здесь нашлось место и интересному сюжету с неожиданными твистами. У романа есть два продолжения: «В этой книге полно пауков. Серьезно, чувак, не открывай ее» и «Что за чушь я только что прочитал?!» (и да, это реальные названия). Но остальные два романа я еще не прочел.

-10

Чак Паланик. «До самых кончиков» (Beautiful You)

Дата первого издания: 2014

Жанр: сатира

Все мы - рабы собственных инстинктов, и, зная это, нами легко манипулируют политики, журналисты, маркетологи. Линус Максвелл - один из таких манипуляторов. Кто же он, человек с тысячью лиц, - промышленник, ученый, филантроп? Создавая новую линию товаров для женщин "До самых кончиков", он бросает вызов общественным идеалам и ставит во главу угла чистый гедонизм. Как далеко он готов зайти в своей одержимости совершенством?

Нет. Я огромный поклонник Чака Паланика. Мне довелось прочесть все его художественные романы кроме комиксов и раскрасок (не удивляйтесь). К сожалению, «До самых кончиков» — далеко не лучшая его работа. Интересная идея интригует, но в этот раз вышло уж как-то слишком провокационно. Этот роман — «50 оттенков серого» от Чака Паланика, что звучит довольно круто. Но для меня эта книга оказалась слишком уж «анатомически точной». И дело не в том, что это книга про секс. «Снафф» того же Паланика примерно о том же, но тот роман понравился мне гораздо больше.

«До самых кончиков» неприятно читать. И я прекрасно понимаю, что задумка была именно в этом, и сам Паланик проворачивал подобное далеко не единожды. Но в этот раз на мне его магия не сработала.

-11

Чак Паланик. «Ссудный день» (Adjustment Day)

Дата первой публикации: 2018

Жанр: сатира, антиутопия

Мы с ребятами тут покумекали и решили: будь что будет!
Хватит уже гнуть спину на всяких-разных мошенников - политиканов, продажных судей и журналюг без малейшего признака совести.
Хорошо, что нашлась добрая душа, и просветила нас насчет всего этого человеческого хлама. "Книга Ссудного дня" - слышали о такой? Ничего, скоро услышите.
Вперед, завалим свиней!
Белым людям - белую Америку!
Чернокожим - черную!
Ну, и всяким квирам что-нибудь да обломится…

Да, но… Антиутопия от Паланика? Звучит крайне интригующе. В основе мира «Ссудного дня» идея социальной справедливости, доведенная до абсурда. Смешно, жестко и страшно. Но почему же не твердое «да»?

Проблема в финале. «Судный день» начинается с оглушительного грохота ружей и канонады взрывов, но заканчивается едва слышным пшиком мыльных пузырей. Если игнорировать концовку, то мы получим едкую сатиру и любопытный взгляд на наше будущее эпохи «Твиттера».

-12

Чак Паланик. «Рэнт: Биография Бастер Кейси» (Rant: An Oral Biography of Buster Casey)

Дата первой публикации: 2017

Жанр: сатира, контркультура

Сказание о панк-мессии из мира близкого будущего, поведанное его учениками…

Житие Бастера Кейси по прозвищу Рэнт, чей девиз: "Живи быстро, умри молодым и забери с собой в могилу стольких, скольких сумеешь".

История величайшего из героев мира маленьких городков, в которых закон делит обитателей на "Дневных" законопослушных граждан - и "Ночных" бунтарей.

Легенда о ненависти и безумии, любви и свободе!

Да, но… Одна из самых необычных книг Паланика. Роман выполнен в виде интервью с участием более 50 персонажей. Выглядит это крайне непривычно, но из-за этого читать «Рэнта» довольно трудно. Плюс, поначалу сюжет может показаться достаточно сложным и путаным, но поверьте, к финалу всё объяснится весьма неожиданным образом. Впрочем, знакомиться с Палаником именно через «Рэнта» я бы не советовал.

-13

Чак Паланик. Рождение звука (The Invention of Sound)

Дата первой публикации: 2020

Жанр: сатира

Искусство требует жертв.

Это заезженное выражение как нельзя лучше подходит к работе Митци, профессионального звукомонтажера-шумовика, которая снабжает Голливуд эксклюзивным товаром - пленками с записями душераздирающих криков и стонов, умоляющих всхлипываний и предсмертных хрипов. У этой хрупкой женщины тяжелая работа, и полным-полно скелетов в шкафу, и потому ей хочется, чтобы ее хотя бы на время оставили в покое.

Но в покое ее не оставят.

Ни алчные голливудские продюсеры.

Ни свихнувшийся от горя отец, чья дочь бесследно исчезла несколько лет назад.

Ни правительственные агенты, убежденные в существовании той самой, единственной и смертельно опасной, пленки…

Да. Новый роман Чака Паланика — отличный пример его старого стиля. Простая, абсурдная и потому безумно цепляющая идея раскрывается в тексте весьма интересно. Паланик вновь изящно шутит над современной киноиндустрией (сцена с церемонией вручения «Оскара» вышла особенно смешной). Иногда это жестоко, иногда бредово, но всегда остроумно. В общем, классический Паланик. Не лучшая работа автора, но вполне неплохая «точка входа» для новичков.

-14

Юрий Мамлеев. «Шатуны»

Дата первого издания: 1966

Жанр: гротеск

«Шатуны» – гротескный андеграундный роман, написанный в шестидесятых годах прошлого столетия и долгое время не имевший шансов быть напечатанным в СССР. Это сюрреалистическое, нуарное и метафизическое изображение духовной и физической энтропии. Видимый мир – иллюзия и царство смерти, духовные искания в котором оборачиваются одержимостью. «Шатуны», по определению самого Юрия Мамлеева, это роман-загадка.

Нет. Или да. Я не знаю. Я вообще не знаю, что это было. «Шатуны» взболтали мне мозг, разбили сознание и собрали заново. Этот роман — либо гениальное метафизическое произведение, либо какая-то шизофазия. Я не знаю. Я ни в чём не уверен. Я бы вообще не стал включать «Шатунов» в список, но я всё таки читал эту книгу, так что решил не нарушать «чистоту эксперимента».

Я готов признать, что в «Шатунах» есть глубокий смысл. Но я не готов его там искать.

-15

Рю Мураками. «Кинопроба»

Дата первой публикации: 1997

Жанр: триллер

Роман «Кинопроба» — это история о всеразрушающей силе чувств, о "совершенной" любви, ставшей психологическим кошмаром наяву. Желание вторично жениться приводит вдовца Аояму на кастинг молодых претенденток, где он знакомится с Асами. Но за ее очарованием и внешней мягкостью таится черная бездна изломанной души...

Да, но… Мне всегда казалось, что Рю Мураками — это японский Чак Паланик. Но если Паланик всегда пытается быть смешным, то произведения Рю пропитаны каким-то холодом, отстраненностью и какой-то социопатией. «Кинопробы» — одно из таких произведений. И отчасти проблема именно в этом. Это крепко написанная книга, но ей отчаянно не удается быть хорошим триллером. Хотя первая половина книги и написана как наитипичнейшая любовная история, вам не на секунду не удастся забыть, что на самом деле вы читаете психологический триллер, поэтому здесь явно что-то не так. Более того, вы точно понимаете, что не таки кто здесь зло.

Тем не менее книга довольно неплохая. Однако, если вам хочется более напряженного и остроумного триллера от Рю Мураками, то лучше прочтите «Пирсинг».

-16

Кадзуо Исигуро. «Не отпускай меня» (Never let me Go)

Дата первой публикации: 2005

Жанр: драма и… не скажу.

Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы.

Это роман-притча. Это история любви, дружбы и памяти. Это предельное овеществление метафоры "служить всей жизнью".

Да. Просто да. Поверьте, чем меньше вы знаете про сюжет этого романа, тем сильнее он вас зацепит. Пронзительная, безумно красивая и эмоциональная книга. Больше я о ней ничего не скажу. Обязательно прочтите. Главное — не смотрите экранизацию. Ни до, ни после, ни тем более вместо прочтения книги.

-17

Хьюберт Селби-младший. «Комната» (The Room)

Дата первой публикации: 1971

Жанр: психологический триллер, постмодернизм

Здесь все подчинено жесткому распорядку, но время словно бы размазано по серым казенным стенам. Здесь нечего делать, кроме как вспоминать и заново переживать события своей прошлой жизни, оставшейся за дверью. Здесь очень страшно, потому что ты остаешься наедине с человеком, которого ненавидишь - с самим собой…

Нет, но… Очень тяжелая книга. Жестокая, грязная и болезненная. И одна из моих самых любимых. Я прочел ее в тот период своей жизни, когда читать ее мне было абсолютно противопоказано. Но ирония судьбы в том, что именно «Комната» помогла мне лучше осознать себя и понять, что постоянная саморефлексия, самокопание и самоедство до добра не доведут. И я до сих пор надеюсь однажды написать по «Комнате» сценарий, но для этого мне нужно прочесть эту книгу еще раз. А я еще не готов.

Никому не советую эту книгу. Но…

-18

Дуглас Адамс. «Детективное агентство Дирка Джентли» (Dirk Gently's Holistic Detective Agency)

Дата первой публикации: 1987

Жанр: комедия, фантастика, детектив

Там, где вам не помогут ни полиция, ни дипломированный психиатр, ни кембриджский профессор, вступает в действие детективное агентство Дирка Джентли - крупнейшего специалиста по бракоразводным процессам, пропавшим кошкам и пришельцам из иных миров.

Кто, как не он, даст ответ на сложнейшие вопросы современности: Что общего у кошки и Кольриджа с квантовой механикой и кушеткой в стиле "Честерфилд"? Может ли покойник подать в суд за клевету? И действительно ли в подсознании каждого из нас живет гений, готовый справиться с любой задачей - даже с той, что на первый взгляд кажется неразрешимой?

Да. Дуглас Адамс — мастер английского юмора, «Детективное агентство…» — один из его самых знаменитых романов. Огромное количество абсурдных сцен сплетаются в по-британски смешную историю, в которой может произойти всё, что угодно.

Смешно, неожиданно и остроумно. Но «Автостопом по галактике» мне нравится больше. :)

-19

Кормак Маккарти. «Дорога» (The Road)

Дата первой публикации: 2006

Жанр: постапокалипсис

После катастрофы Отец и Сын идут через выжженные земли, пересекая континент. Всю книгу пронизывают глубокие, ранящие в самое сердце вопросы. Есть ли смысл жить, если будущего - нет? Вообще нет. Есть ли смысл жить ради детей? Это роман о том, что все в жизни относительно, что такие понятия, как добро и зло, в определенных условиях перестают работать и теряют смысл. Это роман о том, что действительно важно в жизни, и о том, как это ценить. И это также роман о смерти, о том, что все когда-нибудь кончается, и поэтому нужно каждый день принимать таким, какой есть. Нужно просто... жить.

Да. «Дорога» — это не типичная постапок-фантастика. Это, скорее, притча. Причем притча довольно абстрактная. Что за катастрофа уничтожила мир? Неизвестно. Как зовут главных героев? Автор не говорит. Куда они вообще идут? Этого нам тоже не расскажут.

В «Дороге» Маккарти главное — это, собственно, сама дорога. Путь, но не пункт назначения. Сама книга — дневник Отца. Иногда сухой, иногда эмоциональный, но почти всегда страшный и пропитанный безысходностью. При этом, несмотря на всю серость и обреченность окружающего мира, роман не пытается сжечь вас и отправить в депрессию. Наоборот, посыл у книги довольно оптимистичный, ведь герои пытаются «пронести огонь» вопреки всей окружающей ей тьме. Но путешествие это очень мрачное…

-20

Айра Левин. «Ребенок Розмари» (Rosemary's Baby)

Дата первой публикации: 1967

Жанр: ужасы, психологический триллер

Больше всего на свете Розмари мечтает о ребенке. Кажется, счастье совсем близко - они с мужем находят чудесную квартиру в старинном доме, Гай неожиданно получает работу. Но будущая мать с ужасом понимает, что за подарки судьбы придется заплатить непомерную цену: она уверена, что муж пожертвовал душой их неродившегося ребенка ради карьеры. Розмари не сомневается, что ее соседи - эксцентричная пожилая чета - слуги дьявола, и именно они вовлекли Гая в сатанинский заговор...

Да. Напряженный триллер, мастерски нагнетающий атмосферу. С каждой страницей чувство «здесь что-то не так» будет становиться всё сильнее. При этом, роману удается заставить читателя сомневаться — а действительно ли соседи являются сатанистами или это просто какая-то паранойя. Не могу сказать, что «Ребенок Розмари» — страшная книга, но совершенно точно захватывающая и щекочущая нервы.

-21

Франц Кафка. «Процесс» (Der Prozess)

Дата первой публикации: 1925

Жанр: философский роман, антиутопия

Йозеф К. - рациональный герой среди абсурдного общества. Его ничем не примечательная, даже в чем-то банальная жизнь шла своим чередом, пока его не известили о том, что против него начат Процесс.

Где судья, которого он ни разу не видел? Где высокий суд, куда он так и не попал?

Он виноват просто потому, что каждый человек в этой жизни может быть в чем-то виноват...

Да, но… «Процесс» — одна из моих любимейших книг. Пугающе абсурдный и сложный, этот роман встретился мне «в очень странный период моей жизни», а потому очень крепко врезался мне в душу. Однако, как и в случае с «Петровыми в гриппе и вокруг него» понять, что вообще происходит в сюжете крайне сложно. А вполне возможно, что осознать «Процесс» полностью невозможно в принципе. Звучит банально и пошло, да, но по-другому я описать это не могу. Поэтому… Можете попробовать, но будьте готовы к разочарованию.

-22

Владимир Набоков. «Приглашение на казнь»

Дата первой публикации: 1935-1936

Жанр: философский роман, антиутопия

В неназванной вымышленной стране молодой человек по имени Цинциннат Ц. ожидает казни, будучи заточен в крепость и приговорен к смерти за свою нарушающую общественный покой непрозрачность или, как говорится в заключении суда, "гносеологическую гнусность". Навещаемый "убогими призраками" охранников и родственников, Цинциннат все более отчетливо ощущает вымороченную театральность и гротескную абсурдность мира

Да, но… «Приглашение…» во многом похоже на «Процесс». Тоже абсурдный суд в весьма антиутопичном мире, тоже сложный для понимания сюжет и странные образы. Даже имена главных героев весьма схожи. Однако, романы довольно разные. Если мир «Процесса» — это холодный металлический механизм, то мир «Приглашения…» — это какой-то шутовской цирк, временами напоминающий аж скетчи из «Монти Пайтона».

Язык Набокова сложный, но безумно красивый и остроумный. Текст изобилует едва заметными деталями и лингвистическими трюками, так что читать «Приглашение на казнь» — одно удовольствие.

Но, опять же, «Приглашение…» — роман не про «понятность», «логику» и «структуру», а скорее про их отсутствие. Но это делает его только лучше.

-23

Уильям Голдинг. «Повелитель мух» (Lord of the Flies)

Дата первой публикации: 1954

Жанр: роман-аллегория, антиутопия

Странная, страшная и бесконечно притягательная книга. История благовоспитанных мальчиков, внезапно оказавшихся на необитаемом острове. Философская притча о том, что может произойти с людьми, забывшими о любви и милосердии. Гротескная антиутопия, роман-предупреждение и, конечно, напоминание о хрупкости мира, в котором живем мы все.

Да. Глубокая и жуткая книга, написанная нарочито детским языком. Этот самый язык и стал для меня поначалу камнем преткновения, однако ж я пересилил себя и в итоге прочел одну из лучших книг в своей жизни. Так что если поначалу книга покажется какой-то скучной детской сказкой — просто дайте ей шанс раскрыться, оно того стоит.

-24

Виктор Пелевин. «Желтая стрела»

Дата первой публикации: 1993

Жанр: аллегорическая повесть

Сюжет крутится вокруг поезда с одноименным названием, который движется к разрушенному мосту. Для персонажей этот поезд – весь мир, вся жизнь, вся цивилизация.

Тем временем главный герой, одолеваемый терзаниями, пытается понять устройство этого мира и сойти с «Желтой стрелы». Вот только сделать это не так-то просто. Ведь, возможно, что кроме поезда в мире больше ничего нет.

Да. Как и весь Пелевин, «Желтая стрела» увлекает, обволакивает и, простите за пошлость, заставляет задуматься. Описать эту повесть как-то подлиннее мне, честно говоря, сложно. Если хотите познакомиться с Пелевиным, то попробуйте «Желтую стрелу». Повесть коротенькая, так что даже если вам не понравится, то и времени вы потратите немного.

-25

Курт Воннегут. «Бойня №5, или крестовый поход детей» (Slaughterhouse-Five, or The Children’s Crusade)

Дата первой публикации: 1969

Жанр: сатира, научная фантастика

Доброволец в рядах американской армии во время Второй мировой войны, попавший в плен к немцам, свидетель почти полного уничтожения Дрездена, Воннегут перенес этот опыт на страницы своего самого знаменитого романа - "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей", в котором стираются грани между настоящим и прошлым, миром и войной, реальностью и фантазией, безумием и трезвостью.

Да. «Бойня…» читается обманчиво легко и часто вообще кажется смешной. Но именно это и делает роман таким страшным. Фантастический сюжет выглядит крайне реалистичным, и это неудивительно — Воннегут сам пережил то, о чём пишет, и передал ощущения опустошения и страха перед войной своим уникальным языком. «Бойню…» вы прочтете быстро, но запомните навсегда. Такие дела.

-26

Джон Уиндем. «Кукушата Мидвича» (The Midwich Cuckoos)

Дата первой публикации: 1957

Жанр: научная фантастика

Однажды в ясную сентябрьскую ночь обитателей типичной английской тихой деревушки Мидвич накрыла странная полусфера, которая продержалась над нею около суток. Птицы падали с неба замертво, а люди погрузились в сонное забытье. А спустя пару месяцев, когда все уже начали забывать о загадочном происшествии, вдруг выяснилось, что все женщины детородного возраста в деревне беременны. Даже незамужние, вдовы и девственницы.

И в положенный срок родились странные золотоглазые дети, удивительно похожие друг на друга… Дети, способные силой взгляда подчинять своей воле…

Да, но… «Кукушата…» — роман, безусловно, интересный, но весьма медленный. Это размышление Уиндема о многом — о том, насколько детей формирует именно воспитание, а не физиология, о роли женщины в обществе, о праве женщин распоряжаться своим телом… Интересная идея раскрывается в виде многогранной дискуссии.

Вот только сам сюжет из-за этого движется весьма медленно, да и на события роман не богат. Роман «День Триффидов» того же Уиндема сочетал в себе и размышления об обществе, и напряженный сюжет о выживании в условиях весьма необычного конца света. «Кукушата Мидвича» в этом плане куда более размеренное произведение. Но при этом действительно крепкое и глубокое.

-27

Джон Уиндем. «Куколки» (The Chrysalids)

Дата первой публикации: 1955

Жанр: научная фантастика

Отклонениям от нормы нет места в селениях новых пуритан - потомков немногих, кто выжил в ядерной катастрофе, постигшей человечество. Детенышей животных, обнаруживших малейшие признаки мутации, уничтожают. С человеческими младенцами обходятся "милосерднее" - их просто стерилизуют и вышвыривают в дикие джунгли, на милость прочих прозябающих там одичавших мутантов. Но все ли "отклонения" могут распознать беспощадные судьи-проповедники и их фанатичная паства? Незаметно для них подрастают дети, обладающие мощным паранормальным даром…

Да. «Куколки», написанные Уиндемом за два года до «Кукушат Мидвича», очень похожи на последних. Здесь сюжет также строится вокруг детей с необычными способностями. Но если «Кукушата…» — это медленное размышление, то «Куколки» — весьма динамичное произведение, которое можно было бы отнести к некогда популярному жанру «подростковой антиутопии». Честно говоря, я даже удивлен, что никто так и не взялся экранизировать его в таком стиле на волне популярности «Дивергента» и «Голодных игр». А ведь в отличие от этих романов, «Куколки» обладают и интересным сюжетом, и хорошим языком, и продуманной идеей. И хотя «День Триффидов» мне понравился больше, «Куколок» я тоже всячески рекомендую. Плюс, книга читается легко и быстро, так что много времени она у вас не съест.

-28

Джеймс Баллард. «Высотка» (High-Rise)

Дата первой публикации: 1975

Жанр: триллер, антиутопия

Сорок этажей, тысяча квартир, две тысячи жильцов - это и есть Высотка, одна из пяти запланированных в новом жилом комплексе в Лондоне. Полная самообеспеченность, включая торговый центр, салон-парикмахерскую, два плавательных бассейна, спортивный зал и начальную школу для детей - несомненно, это образец будущего, новая социальная структура, дивный новый мир…

Вот только начинается что-то неладное - с электричеством, с лифтами, с мусоропроводом… Кто виноват? Виноваты другие - те, кто сверху, те, кто снизу. Что делать? Не давать спуску! И вот жильцы, обеспеченные состоявшиеся профессионалы, вопреки всем ожиданиям, вопреки здравому смыслу, втягиваются в склоки - в стычки - в войну. Войну, ограниченную пределами одного дома - никто во внешнем мире не догадывается, что происходит в стенах высотки…

Да. Даже вот так: ДА! Данный список я решил завершить своей самой любимой книгой из всех вышеперечисленных. «Высотка» — это не только отличный социальный триллер, но и необычный взгляд на жанр антиутопии. Книга явно не для слабонервных и нежных сердцем, а вот поклонникам того же Паланика вполне понравится. Жесткая, хлесткая, дерзкая и мерзкая, «Высотка» не отпустит до последней страницы. Я настолько люблю эту книгу, что наверняка напишу о ней подробнее в одном из следующих постов (скорее всего, речь пойдет о необычных антиутопиях).

Пожалуйста, рискните прочесть эту книгу. Главное, не смотрите экранизацию. Фильм не передает и трети всей прелести и остроты романа.

Фух… Вот, кажется, список и закончен. Здесь нет еще многого из того, что я прочел. Я не указал книги, прочитанные мною до 2022-го года и различные сборники рассказов (Например, «Сожжение Хром» Уильяма Гибсона, «Превращение» Франца Кафки или произведения Лавкрафта). Возможно, напишу об этом когда-нибудь позже, если вам будет интересно.

#книги