В школе я с большим интересом изучал предмет под названием История, и задавал много вопросов педагогам, на которые они, порою, и сами тогда не знали ответов. Например, в советское время не публиковались списки военачальников Вермахта, находившихся после Великой Отечественной войны в советском плену. А в основных исторических работах высшим по званию военнопленным назывался генерал-фельдмаршал Фридрих Вильгельм Эрнст Паулюс (Friedrich Wilhelm Ernst Paulus). О нём написано много статей, снято не меньшее количество фильмов, поэтому прилежному историку представлять Фридриха Паулюса нет необходимости. Отмечу разве что тот момент, что в сентябре 1947 года Паулюс посетил Сталинград, где был одним из исторических консультантов у создателей фильма «Сталинградская битва» (Мосфильм, 1949 г., реж. В. Петров и Н. Досталь).
Создавалось впечатление, что герр Паулюс был самым высокопоставленным фашистским военнопленным. Однако это не так.
Генерал-фельдмаршалов Вермахта, попавших в советский плен, было три. Один из них – Фердинанд Шёрнер (Ferdinand Schörner), единственный, кто дослужился в германской армии до этого высшего воинского звания, начав службу рядовым солдатом. В конце войны, 5 апреля 1945 года, Гитлер присвоил Шёрнеру звание генерал-фельдмаршала. 30 апреля 1945 года был указан Гитлером в своём завещании как министр обороны в новом правительстве Деница. 15 мая 1945 года взят в плен американскими войсками и в конце мая 1945 года передан советскому командованию. Американские военнослужащие прозвали его «кровавый Фердинанд» (Bloody Ferdinand) за казни в Греции в 1941 году и за расстрел 22 немецких солдат, отказавшихся выполнять его приказ 7 мая 1945 года в Леднице (Чехословакия) за невыполнение его приказа. Обратите внимание, что к этому моменту Гитлер был мертв уже целую неделю. Готтлоб Герберт Бидерманн, немецкий пехотный офицер, служивший под командованием Шёрнера в 1944-1945 гг., сообщал в своих мемуарах, что генерала презирали как офицеры, так и солдаты. Шёрнер был «чрезвычайно жестоким».
В Советском Союзе содержался в Бутырской, Лефортовской и Владимирской тюрьмах. 11 февраля 1952 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Шёрнера к 25 годам заключения в советских лагерях. В апреле 1952 года указом Президиума Верховного Совета СССР приговор был сокращён до 12,5 лет заключения. Но уже 7 января 1955 года Шёрнер был отпущен в ФРГ.
В 1957 году мюнхенским судом был приговорён к 4,5 годам лишения свободы за вынесенные им расстрельные приговоры подчинённым ему немецким солдатам за трусость и другие проступки. После отбытия наказания жил в безвестности в Мюнхене до своей смерти 2 июля 1973 года. Он стал последним живущим гитлеровским фельдмаршалом (незадолго до его смерти 10 июня скончался Эрих фон Манштейн).
Третьим высокопоставленным военнопленным, (и самым интересным с моей точки зрения) был генерал фельдмаршал Эвальд Пауль Людвиг фон Клейст (Paul Ludwig Ewald von Kleist). В советское время пребывание фон Клейста, как и Шёрнера, в СССР почему-то не афишировалось.
25 апреля 1945 года арестован американскими войсками и вывезен в Лондон, в качестве свидетеля привлечён к работе Международного военного трибунала в Нюрнберге.
Имеются данные, что, находясь в Советском Союзе, фон Клейст дважды встречался с И.В. Сталиным и оказывал консультации в части организации танковых войск, выезжая на полигоны и учения, но документальных свидетельств этому не найдено. Одно можно сказать точно, что в период с марта 1949 по август 1951 года каких-либо следственных мероприятий по делу Клейста не проводилось.
12 июля 1951 года был снят с должности и арестован министр госбезопасности СССР В.С. Абакумов. Его, среди прочего, обвинили в затягивании расследования особо важных преступлений. Новый министр МГБ – бывший партийный работник С.Д. Игнатьев, вступивший в должность 9 августа 1951 года, стал наводить порядок в своем ведомстве. К передаче в судебные инстанции были подготовлены следственные дела на всех немецких военнопленных, находившихся в распоряжении МГБ. Были отданы под суд фельдмаршалы Клейст и Шёрнер, генералы, военные дипломаты и разведчики, свидетели смерти Гитлера, другие лица, использовавшиеся МГБ как источник информации.
Следствие по делу Клейста по сравнению с аналогичными расследованиями в отношении других немецких военных преступников длилось недолго. Уже 17 августа 1951 года сотрудниками Следственного отдела 2-го главного управления МГБ СССР Клейсту был предъявлен протокол об обвинении. После прочтения перевода этого документа на немецкий язык Клейст заявил, что его показания записаны правильно, но протокол он подписывать не будет, «требуя, чтобы были затребованы материалы Нюрнбергского процесса, которые могут служить доказательством его невиновности».
На допросе Клейст заявил: «Нет, виновным себя в предъявленном мне обвинении я не признаю. Не признаю я себя виновным потому, что все то, что я делал, будучи на командных должностях в бывшей германской армии, было обусловлено приказами высшего командования… Я не могу признать, что мои войска участвовали в насилиях и зверствах над мирным населением, а также в грабежах и в разрушениях, которые не вызывались бы военной необходимостью».
Вторично обвинение Клейсту было предъявлено 26 января 1952 года военным прокурором Главной военной прокуратуры Советской армии. 21 февраля 1952 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила: Э. фон Клейста «на основании ст. 2-й § 3 п. «в» Закона № 10 Контрольного совета в Германии лишить свободы в исправительно-трудовых лагерях сроком на двадцать пять (25) лет, с конфискацией имущества. Его же на основании ст. 1-й Указа Президиума Верховного совета СССР от 19 апреля 1943 года и по совокупности совершенных им преступлений лишить свободы в исправительно-трудовых лагерях сроком на двадцать пять (25) лет, с конфискацией имущества». 17 апреля 1952 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала, что Клейст «является особо опасным преступником, требующим строгой изоляции его от общества», и вынесла определение об изменении приговора от 21 февраля, заменив ему отбывание наказания не в исправительно-трудовых лагерях, а в тюрьме на тот же срок. Клейст был отправлен для отбытия наказания во Владимирскую тюрьму, где и умер 13 (по другим данным 16) ноября 1954 года.
Фельдмаршал фон Клейст стал самым высокопоставленным фашистским военнопленным, умершим в Советском Союзе.
Согласно учётной карточке заключённого, умер в тюрьме от недостаточности митрального клапана. Похоронен на Князь-Владимирском кладбище у тюремной стены. В октябре 1955 года, после визита канцлера ФРГ К. Аденауэра, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О досрочном освобождении и репатриации немецких военнопленных, осуждённых за военные преступления», и из СССР были репатриированы более 14 тысяч немецких военнопленных, осуждённых за военные преступления, были также переданы и останки Клейста. Тело было эксгумировано, одето в фельдмаршальский мундир и отправлено на родину.