Найти в Дзене
Old school dude

Лучшие рок-пластинки 1973 года, часть-2

Оглавление

Продолжим парад лучших релизов одного из самых выдающихся периодов в рок-музыке. Это был запредельно плодовитый год. Масса исполнителей отметились выпуском одного-двух и более альбомов. Жанровые предпочтения публики соответствовали высокохудожественным запросам самих музыкантов, а те в попытке удивить и превзойти остальных, казалось, поставили производство высококачественной альбомной продукции на конвейер.

Всеобщий энтузиазм и усердие созидали «рок-музыкальный храм». Даже простые мейнстримовые артисты порой выдавали сложные музыкальные формы, и это воспринималось как само собой разумеющееся. В творческих потугах рождалось новое – то, что буде определять звучание последующих десятилетий. Давайте вспомним лучшие альбомы второй половины 1973-го. Я буду ранжировать появившиеся в этот период пластинки по дате их выхода. Начало здесь:

Manfred Mann's Earth Band "Solar Fire". Фото из открытых источников
Manfred Mann's Earth Band "Solar Fire". Фото из открытых источников

Jethro Tull «A Passion Play», лейбл «Chrysalis»

Шестой студийный альбом Jethro Tull, выпущенный 13 июля в Великобритании и 23 июля в США, следовал тому же стилю, что и предыдущий альбом группы – «Thick as a Brick». «A Passion Play» представляет собой концептуальную работу, состоящую из отдельных песен, объединенных в одно непрерывное музыкальное произведение на двух сторонах оригинального винилового релиза. Концепция рассказывает о духовном путешествии недавно умершего персонажа (Ронни Пилигрима) в загробную жизнь, исследуя темы морали, религии, добра и зла.

В музыкальном плане «A Passion Play» – это скорее произведение современной классической музыки с элементами рока и джаза и, как всякая классика, требует многократного внимательного прослушивания для полноты восприятия. Текстовую составляющую с её библейскими аллюзиями некоторые критики называли рок-эквивалентом знаменитой поэме Томаса Эллиота «Бесплодная земля».

После первого выпуска «A Passion Play» был негативно воспринят в СМИ. В журнале «Rolling Stone» его назвали «поп-попурри из «Потерянного рая» Джона Мильтона и Винни-Пуха», а также «дорогой и занудной чепухой». Журнал «NME» оценил альбом как «падение» Jethro Tull, а издание «Melody Maker» написало: «Музыка должна трогать душу, «A Passion Play» гремит пустотой». Сами Jethro Tull объясняли негативную позицию музыкальных критиков тем, что новый релиз автоматически сравнивался с предыдущим.

Тем не менее, он имел коммерческий успех, став вторым альбомом Jethro Tull, занявшим первое место в американском чарте «Billboard 200», и такое же – в Канаде. «A Passion Play» также имел хорошие продажи в Германии и Норвегии, где он достиг 5-го места. В Великобритании он тоже забрался достаточно высоко – на 16-ю строчку чартов. Со временем «A Passion Play» стал получать более тёплые отзывы критиков. Британский журнал «ProgMagazine» включил его под № 49 в список «100 лучших прог-альбомов всех времён». Журнал «PopMatters» поставил его ещё выше – № 17 в списке лучших прог-рок-альбомов.

Grand Funk «We're an American Band», лейбл «Capitol»

Седьмой студийный альбом американской группы Grand Funk Railroad, сократившей своё название до Grand Funk, был выпущен 15 июля и получил «золотой» статус от «RIAA» чуть более, чем через месяц после его появления на прилавках. Продюсер Тодд Рандгрен, сделавший себе репутацию в группах Woody’s Truck Stop, Nazz и Runt, внёс ощутимый вклад в формировании нового саунда команды. И именно эта работа заметно продвинула реноме группы во всем мире. Парни, наконец, достигли верхней строчки в хит-парадах со своим синглом «We're An American Band», а сама одноимённая большая пластинка достигла № 2 в «Billboard 200» и возглавила список «US Cash Box Top 100».

Крейг Фрост, который исполнил партии на органе, клавинете и Муге, внёс несколько прогрессив-роковую атмосферу в общий ритм-энд-бюзовый саунд квартета. Фанковые находки времен «E Pluribus Funk» не пропали даром, только теперь они звучали несколько в арт-рковом ключе, скорее характерном для Кита Эмерсона. Ещё одним изменением стало то, что теперь у «Фанков» было два лидер-вокалиста – с гитаристом Марком Фарнером микрофонную стойку стал делить еще и ударник Дон Брюэр, чей хрипловатый голос добавил музыке группы определенного шарма. Кроме того, его барабаны зазвучали ещё ритмичнее и сочнее.

После своего выпуска «We're an American Band» стал самым популярным альбомом группы среди критиков. Это был апофеоз успеха, высшая точка популярности группы. Восторженно отмечали, что пластинка звучит более профессионально, чем предыдущие. Альбом занимает 200-е место в рейтинге «200 лучших альбомов всех времён» Национальной ассоциации звукозаписывающих продавцов (NARM).

New York Dolls «New York Dolls», лейбл « Mercury»

В то время как The Rolling Stones постепенно влились в истеблишмент, группа New York Dolls воспользовалась этим моментом. Смешивая развратные излишества, амбисексуальность и вызывающую чванливость, они создали образчик бесцеремонной отвратительности, которая в конечном итоге переросла в панк. Несмотря на то, что «Dolls» причисляли к глэм-року наряду с Дэвидом Боуи, музыка группы имела более тяжёлое звучание. Вокалист Дэвид Йохансен подражал манере пения Мика Джаггера, используя расщепление голоса.

Одноимённый дебютный альбом, записанный Тоддом Рандгреном, вышел 20 июля. Работа над записью предварялась многочисленными спорами, однако в итоге, по мнению Йохансена и гитариста Сильвиана, Рандгрен удачно запечатлел на альбоме звук группы – «так, как они звучали вживую». Дебют получил благожелательные отзывы в прессе, но широкая публика проявила к нему небольшой интерес. Пластинка заняла лишь 116-е место в американских чартах.

Между тем, «New York Dolls» оказал сильное влияние на только зарождавшийся тогда панк-рок. «Самое главное, что мы сделали для панка, – показали, что играть может каждый!» – говорил вокалист Дэвид Йохансен. В 2016 году журнал «Rolling Stone» присудил альбому 15-е место в списке «40 величайших панк-альбомов всех времен». По состоянию на 2020 год, он занимает 301-е место в списке в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии этого же журнала.

ZZ Top «Tres Hombres», лейбл «London Records»

Третий студийный альбом пауэр-трио ZZ Top был выпущен 26 июля, и это был коммерческий прорыв группы: в США «Tres Hombres» вошёл в десятку лучших, а сингл «La Grange» достиг 41-го места в «Billboard Hot 100». Именно на этом релизе Билли Гиббонс акцентировал и без того свой грязный гитарный звук, постепенно приближаясь к характерному звучанию группы.

Альбом стал первым сотрудничеством группы с инженером Терри Мэннингом. ZZ Top до этого были «лишь одной из нескольких компетентных южных рок-групп», хотя у них было «преимущество перед большинством белых рокеров», потому что они «звучали по-черному». Мэннинг чувствовал, что у ZZ Top есть «динамичные ритмы, которые могут создать только лучшие группы из трёх участников. Билли Гиббонс играет вкусную главную роль Дуэйна Оллмана, а Дасти Хилл и Фрэнк Бирд исполняют фанк-поп». Как вспоминал Терри Мэннинг:

«Я хотел, чтобы группа звучала мощно и плотно, а в звуковом отношении так чисто, как это возможно. Я расскажу вам философию этого. Для меня были абсолютно очевидны блюзовые корни музыки; они играли в рок-н-ролльном стиле, но играли так, как будто это чистый блюз, и идеально вписывали блюз в этот стиль. Я думаю, что они сделали это лучше, чем кто-либо когда-то делал. Я хотел сохранить блюзовый элемент, когда есть шероховатости и грязь, где всё неидеально, но я хотел записать это на самом высоком техническом уровне, где всё совершенно, и с точки зрения звука, и тайминга».

Итог знают все: «Tres Hombres» достиг 8-го места в «Billboard 200». В 2000 году альбом занял 501-е место в списке Колина Ларкина «1000 лучших альбомов всех времен». В 2012 году он занял 490-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала «Rolling Stone». В 2011 году «Houston Press» назвала его лучшим альбомом в стиле буги-рок в своем списке «Пяти основных альбомов в стиле буги-рок».

Lynyrd Skynyrd «(Pronounced Leh-Nerd Skin-Nerd)», лейбл «MCA»

Это был потрясающий дебют, который сразу же сделал Lynyrd Skynyrd жемчужиной в короне южного рока. Эта пластинка, вышедшая 13 августа, не только вобрала в себя впечатляющую коллекцию отличных песен, многие из которых до сей поры входят в сет-лист радиостанций, ориентированных на классику рока, но и во многом больше, чем любая другая, определила сам жанр. Гениальность группы состояла в том, что она неосознанно смешала хард-рок, AOR, блюз, кантри и гаражный рок, превратив всё это в своеобразный саунд, который звучит вроде бы знакомо, но совершенно уникален.

Альбом разошёлся тиражом более миллиона копий и через год был награжден «золотым» диском «RIAA», а впоследствии стал дважды «платиновым». Он достиг 27-го места в «Billboard 200» в 1975 году. В 2012 году журнал «Rolling Stone» поставил альбом под № 403 в своем списке «500 величайших альбомов всех времён», а позже он занял 381-е место в аналогичном выпуске 2020 года, а также был вписан в книгу «1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь». Подробный обзор читайте у меня на канале:

Rolling Stones «Goats Head Soup», лейбл «Rolling Stones»

Одиннадцатый британский и, соответственно, тринадцатый американский студийный альбом The Rolling Stones вышел в свет 31 августа. Конечно, после своего великого предшественника «Exile On Main St.» в дискографии «Роллингов» «Goats Head Soup» воспринимался как нечто вроде бедного родственника, тем не менее, большинство исполнителей готовы были бы продать душу дьяволу, чтобы только состряпать рок-материал такого качества.

Группа сочинила и записала большую часть своих песен за пределами Британии – на Ямайке и в США. Альбом содержит 10 треков, включая сингл № 1 «Angie». «Суп из козьей головы» стал последним релизом, спродюсированным Джимми Миллером, который был ключевым архитектором звука Stones в их самый успешный период, и это стало в некотором роде залогом триумфа.

«Goats Head Soup» занял первое место в чартах Великобритании, США и ряда других стран. Однако он получил неоднозначные отзывы критиков. Так, Бад Скоппа в журнале «Rolling Stone» назвал его «одним из самых богатых музыкальных событий года», а Чарли Джиллетт из журнала «Let It Rock» пришёл к выводу, что этим альбомом Stones «наконец-то вытеснили своих соперников» за звание «величайшей рок-группы в мире», и назвал его «лучшим рок-грувом своего времени». С другой стороны, Ник Кент из «NME» счёл пластинку недостаточно оригинальной.

Как бы то ни было, «Козлоголовий суп» действительно входит в число любимых альбомов у публики, и когда Джайлз Мартин сделал ремикс для переиздания 2020 года, включая бонус-треки и аутлуки, это вернуло альбому первое место в британских чартах.

Status Quo «Hello!», лейблы «Vertigo» и«A&M»

В 1973-м в Великобритании бал правил глэм-рок. Status Quo с их буги-роком на этом фоне были как белые вороны. Между тем, именно им удалось в этом году сделать то, на что не сподобились даже Pink Floyd с их «Dark Side Of The Moon», – выпустить британский альбом № 1. Их шестой студийный альбом, появившийся 28 сентября, был первым из четырёх альбомов группы, занявших первое место в британских чартах. Забегая вперёд, отмечу, что «Hello!» стал самым успешным альбомом, когда-либо выпущенным Status Quo.

Это было первое появление клавишника Энди Бауна на альбоме группы; он присутствовал на нескольких последующих релизах и несколько лет спустя стал постоянным участником состава. Из восьми треков альбома только шесть были новыми, поскольку «Caroline» уже выходила как сингл, поднявшись до 5-го места в «UK Singles Chart», а «Softer Ride» была би-сайдом сингла «Paper Plane» с их предыдущего альбома «Piledriver».

Для многих это был альбом, который запечатлел в камне фирменный стиль Status Quo – резкий, мускулистый, даже немного хардовый буги-вуги. Это приятный, относительно тяжелый рок-материал с буги-риффами. Как писали в прессе: «Группа никогда не звучала более дерзко и в более хорошей физической форме, чем на том, что, без сомнения, является их самым популярным и уважаемым альбомом № 1». Что ж, «Hello!» действительно представляет Status Quo в её лучших проявлениях, и с этим не поспоришь.

Elton John «Goodbye Yellow Brick Road», лейбл «MCA»

«Goodbye Yellow Brick Road», вышедший 5 октября, стал наиболее успешным в коммерческом отношении альбомом в карьере Элтона Джона. Он возглавил чарты Великобритании и США и получил «платиновый» сертификат в первой, и семь «платин» во второй из этих стран. Его общий мировой тираж составляет свыше 30 миллионов экземпляров.

Записанный в студии Мишеля Магне в замке д'Эрувиль во Франции, альбом стал двойным альбомом, как только Джон и его группа вдохновились этим удивительным местом. Поп-роковый сборник с элементами прогрессива, глэма, рэгги, фанка и соула, он содержал и несколько красивых мелодичных баллад, по сей день входящих в концертный сет певца. Среди 17 треков альбома выделяются хиты «Candle in the Wind», сингл номер один в США «Bennie and the Jets», «Goodbye Yellow Brick Road» и «Saturday Night's Alright for Fighting» а также любимая концертная композиция Элтона – «Funeral for a Friend/Love Lies Bleeding». В 2007 году «Candle in the Wind» попала в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый продаваемый сингл за всю историю музыки.

Первоначально альбом получил смешанные отзывы критиков, посчитавших его излишне затянутым и неоднородным, хотя и содержащим несколько хороших композиций, однако позднее он стал рассматриваться как лучший и самый популярный альбом Элтона Джона. В журнале «Rolling Stone» его поставили на 91-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён». Он также занял 59-е место среди «100 лучших альбомов» по версии британского телеканала «Channel 4». Альбом был занесен в «Зал славы Грэмми» в 2003 году и продолжает высоко цениться в различных изданиях.

Genesis «Selling England by the Pound», лейблы «Charisma» и «Atlantic»

«Selling England by the Pound», вышедший 12 октября, последовал за альбомом «Foxtrot» и был пиком коммерческой успешности Genesis эпохи Гэбриела. В Великобритании он занял 3-ю позицию в чарте и достиг 70-го места в США. Он был записан в августе 1973 года после тура в поддержку «Foxtrot». Благодаря успеху «Фокстрота», звукозаписывающий лейбл предоставил группе пару месяцев на сочинение и запись нового студийного альбома, который Резерфорд считал «поцелуем смерти». Новый материал тематически фокусировался на следах прошлого, видимых в настоящем, и охватывал ряд тем, включая утрату английской народной культуры и усиление американского влияния, что отразилось в названии.

Сингл с альбома «I Know What I Like (In Your Wardrobe)» был выпущен в феврале 1974 года и вошел в топ-30 хитов группы в Великобритании. Некоторые треки из альбома стали фаворитами фанатов и регулярно входили в концертный сет-лист группы до 80-х годов.

Критики приняли новый альбом противоречиво. Так, Барбара Чароне из «NME» сочла его «лучшим, самым авантюрным альбомом группы на сегодняшний день», а Робин Денселоу из «The Guardian» написал, что «большая часть материала невнятна и утомительна». Сегодня же большинство почитает «Selling England by the Pound» как непоколебимую твердыню классики прог-рока, достойную самого пристального внимания и преклонения за «тонкую элегантность, возвышенные текстуры, задиристую сатиру и лирическое великолепие».

Альбом занимает 2-е место в списках «Топ-25 лучших альбомов прогрессивного рока» по версии «Progarchives.com» и «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии «PopMatters». Также, альбом занимает 6-е место в списке «50 величайших прог-рок-альбомов всех времён» журнала «Rolling Stone».

The Who «Quadrophenia», лейбл «MCA»

Альбом «Quadrophenia», вышедший 26 октября и состоящий из двух дисков, стал второй полноценной рок-оперой группы The Who. Гитарист Пит Таунсенд целенаправленно создавал ещё одно большое концептуальное полотно, основываясь на своем жизненном юношеском опыте, а также на духовных исканиях, которые привели его к учению гуру Мехера Бабы. Сюжет разворачивается в Лондоне и Брайтоне в течении двух дней 1965 года и рассказывает о молодом моде по имени Джимми Картер и его поисках себя в этом мире.

В Джимми как бы уживаются четыре разные личности, между которыми ему приходится разрываться, и все они борются за лучшее в растерянной душе Джимми. Характерные черты этих личностей отражали особенности каждого из четырех музыкантов The Who. В музыкальном отношении альбом получился наиболее близким к прогрессивному року: Таунсенд вовсю использовал полифонию, многоканальные синтезаторы и звуковые эффекты, а басист Джон Энтвистл применял многократное наложение духовых инструментов. Все музыканты полностью использовали свой недюжий потенциал во время работы над рок-оперой, что позволило на выходе создать действительно выдающееся произведение.

Таунсенд считает «Quadrophenia» последним великим альбомом, записанным группой. В 2000 году журнал «Q» поместил «Quadrophenia» на 56-ю позицию в их списке «100 величайших британских альбомов». В 2001 году телеканал «VH1» назвал его 86-м величайшим альбомом всех времён. В 2003 году альбом занял 266-ю позицию в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала «Rolling Stone». «IGN.com» поместил «Quadrophenia» на 1-е место в свой список величайших классических рок-альбомов. Подробнее об этой выдающейся работе можно прочесть здесь:

Ringo Starr «Ringo», лейбл «Apple»

Третий студийный альбом Ринго Старра, выпущенный 2 ноября, иногда называют «последним» альбомом The Beatles, поскольку бывшие коллеги Ринго по группе выступили здесь в качестве авторов песен, певцов и инструменталистов. Пол Маккартни и Джон Леннон предоставили бывшему барабанщику «битлов» каждый по песне, а плодовитый в тот период Джордж Харрисон – сразу три, в том числе и будущий хит № 1 «Photograph». Сам Старр тоже написал для своего альбома три песни, в том числе и две совместно созданных с Вини Понсия.

Знаменательно, что на записи композиции Леннона «I'm the Greatest» три битла, кроме Маккартни, сошлись вместе и по свидетельствам технического персонала просто светились от счастья. Британский музыкальный журнал «Melody Maker», прознав об этой сессии, даже подал это как сенсационную новость о грядущем возрождении «Битлз»:

«На этой неделе по Лос-Анджелесу пронеслись слухи о том, что трое участников The Beatles объединились для записи. Джон Леннон, Джордж Харрисон и Ринго Старр находятся в Лос-Анджелесе с Клаусом Ворманном, басистом, который, по слухам, заменит Пола Маккартни после его ухода из группы».

Помимо них в записи песен альбома принимали участие ещё такие известные музыканты, как Марк Болан, Билли Престон, Клаус Ворманн, Ники Хопкинс, Гарри Нилссон, Джим Келтнер, Джеймс Букер, Бобби Киз и четыре участника группы The Band, а продюсером выступил Ричард Перри.

После выпуска «Ringo» критики восприняли его на ура и даже договорились до того, что это «самая успешная пластинка кого-либо из экс-битлз». Альбом покорил канадские, шведские и испанские чарты, а также занял 7-е место в Британии. В США он был вторым, уступив первенство лишь «Goodbye Yellow Brick Road» Элтона Джона, зато синглы с альбома «Photograph» и «You're Sixteen» заняли первые места в «Billboard Hot 100». По итогам года «Ringo» получил «платиновый» статус от «RIAA».

Sensational Alex Harvey Band «Next», лейбл «Vertigo»

Пиком разнообразной творческой деятельности величайшего фигляра в истории рок-музыки – Алекса Харви был период его The Sensational Alex Harvey Band. Их вторая пластинка «Next» вышла в ноябре 1973-го. Вам придётся долго и упорно искать другой какой-нибудь альбом, столь же разнообразный, непредсказуемый, уверенный и всесторонний. Глэм, хард, блюз, кабаре, шансон – все мыслимые и немыслимые жанры смешались в этих пряных пахучих песнях. От прото-электроники «Faith Healer» до суровой убойной водевиль-перепевки заглавного трека Жака Бреля – Алекс неизменно поражает на каждом шагу.

Если комические куплеты «Giddy Up A Ding Dong» были взяты из репертуара Фредди Белла, одного из предтеч американского рок-н-ролла, то две заключительные вещи с альбома вполне автобиографичны. Имея опыт работы в Гамбурге, в кабаре и музыкальном театре, «подмастерье с щербатыми зубами» был хорошо подготовлен к тому, чтобы с непринужденным апломбом справиться с любым музыкальным стилем, который пришёлся ему по душе.

К сожалению, этот выдающийся по всем меркам альбом не был по достоинству оценён публикой. И хотя «Next» заприметили музыкальные критики, коммерческий успех был скромен – всего лишь 37-я позиция в чарте. Сегодня альбом включён в книгу Роберта Димери «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умрёте».

Electric Light Orchestra «On the Third Day», лейблы «Warner Bros.» и «United Artists»

Третий номерной студийный альбом группы, «On the Third Day», вышел в Соединенных Штатах в ноябре 1973-го, а в Великобритании – 14 декабря. Его появление знаменовало собой несколько знаковых событий: во-первых, коллектив покинул гитарист и соавтор Джеффа Линна – Рой Вуд, с которым Линн сотрудничал, начиная с группы The Move. Во-вторых, в следствии этого вся авторская нагрузка перешла всецело к Линну; а в третьих, из названия группы исчез определенный артикль «The», и она приобрела окончательное название Electric Light Orchestra.

Что касается музыки, именно с этого альбома можно полноправно утверждать о сформировавшейся стилистике группы, вобравшей в себя своеобразную индивидуальную подачу поп-рока в форме симфо-рока и арт-рока. С уходом Вуда ELO отказались от попыток смешать камерную музыку с хард-роком, струнные ушли от грубых, навязчивых партий и предстали на равных с другими инструментами, не слишком выпячиваясь и не вылезая на передний план. Музыка стала более мелодичной, а сами композиции стали менее продолжительными, при этом, не потеряв качества инструментального мастерства группы.

В «On the Third Day» фактически воплотилось множество идей, которые связывали воедино прошлое, настоящее и будущее – не только Electric Light Orchestra, но и поп-и-рок-музыки в целом. Можно заключить, отталкиваясь от последующих работ группы, что это была, по сути, своеобразная дорожная карта эволюции ELO, превратившихся в скором будущем в хит-машину.

Альбом получил в основном положительные оценки музыкальных критиков. Его сравнивали с «Белым альбомом» Битлз и отмечали, что он «продемонстрировал заметный прогресс, с более полным и сплоченным звучанием группы в целом и значительными улучшениями в пении и текстов песен Джеффа Линна», подчёркивая, что он «продемонстрировал британскую задушевность, которой совершенно не хватало ранее».

«Оn the Third Day» после выхода хотя и не попал в чарты Великобритании, достиг 31-го места в американском списке «US CashBox». Подробный обзор альбома можно прочесть здесь:

Manfred Mann's Earth Band «Solar Fire», лейблы «Bronze» и «Polydor»

«Solar Fire» – четвёртый по счету, ставший первым «классическим» альбомом ранних Manfred Mann's Earth Band. Выйдя в свет 30 ноября, он продержался в чартах «Billboard 200» 15 недель, достигнув 96-й позиции 11 мая 1974 года. Это был прогрессив-хард-рок с концептом на космическую тематику. И это один из немногих случаев, когда группа сделала действительно последовательную работу. Названия альбома, песен, тексты, обложка – все буквально пропитано космосом.

Выходу этой пластинки предшествовал сингл «Joybringer» – вариация на тему четвёртой части («Юпитер, приносящий радость») симфонической сюиты «Планеты» английского композитора Густава Холста, написанной в 1914-1916 годах. «Joybringer» стал первым хитом группы – № 9 в «UK Singles Chart». Первоначально предполагалось, что в этот раз будет полная адаптация всей сюиты. Но наследник Холста, который ранее дал разрешение на использование ««Joybringer», не позволил этому случиться, поэтому группа записала свой собственный «космический» альбом, используя в основном оригинальные темы. Правда, самой известной песней является значительно переработанная композиция Боба Дилана «Father of Day, Father of Night», которая по сей день входит в концертный сет MMEB и остаётся популярной песней на рок-радио.

Альбом был положительно оценен музыкальными критиками, подробнее о нём можно прочесть здесь:

Black Sabbath «Sabbath Bloody Sabbath», лейбл «Vertigo»

Шедевр года, значение которого для всей рок-музыки легче недооценить, чем переоценить. Альбом «Sabbath Bloody Sabbath», вышедший 1 декабря 1973 года, слегка ошарашил поклонников Sabbath своим новым для группы звучанием. Тяжесть, которой характеризовались предыдущие релизы, здесь была далеко не столь всеобъемлющая и удушающая, как на них. Чистого хард-рока как такового уже не было, а присутствовал синтез жанров в лучших традициях доминирующих веяний в рок-музыке этого времени.

Это был уже полноценный прогрессив-роковый саунд, успешно выражавший суть культуры начала 70-х посредством использования в музыке более сложных аранжировок и расширения инструментальной базы, включающей использование синтезаторов и меллотрона, в первую очередь характеризующих технические достижения эпохи.

Кроме этого, при аранжировках смело включали в звуковой ряд фортепиано, а также клавесин, орган, флейту, волынку, струнную группу и даже такой экзотический инструмент, как полинезийская носовая флейта. Сама же музыка на пластинке была насыщена некоей внутренней сложностью, которая противоречит популярным представлениям о хард-роке и хэви-метал. Лирика тоже «повзрослела», затронув социальные проблемы и вечные философские вопросы экзистенциальности, в противовес прежней банальной фэнтазийности.

В композиции «Sabbra Cadabra» своим фортепиано в стилистике буги-вуги и мини-мугом отметился большой друг и собутыльник группы – Рик Уэйкман, превратив эту изначально хард-роковую вещь на основе ритм-энд-блюза в интересный образчик хард-прогрессива. Тяжелые роковые вещи с риффами на альбоме тоже присутствуют, но и в них находится баланс прежней мощи, разухабистости и примитивной чистой энергии с экспериментальными ходами со сменой темпа, размера, гармонии, сложными затянутыми бриджами и новой звуковой инструментальной палитрой.

Альбом неожиданно для самих музыкантов получил восторженные отзывы у критиков, даже издание «Rolling Stone», прежде не раз изничтожавшее пластинки группы, в статье резензента Гордона Флетчера назвало этот релиз «чрезвычайно захватывающим делом» и «не чем иным, как полным успехом». Но в самой Британии, где господствовал в то время глэм-рок, интерес к группе все же немного упал, хотя «Sabbath Bloody Sabbath» и оказался на 4-й строчке в чарте альбомов. В США дела обстояли иначе: №11 в «US Billboard 200» и платиновый статус с продажами более миллиона экземпляров. Но самое главное – Sabbath открыли новые музыкальные горизонты, определив развитие рок-музыки на десятилетия вперёд.

Paul McCartney & Wings «Band on the Run», лейбл «Apple»

Пол Маккартни со своей группой Wings выпустил в этот год два альбома, и если несостоявшийся двойник «Red Rose Speedway» восприняли двояко, то «Band on the Run», вышедший 5 декабря стал настоящим триумфом экс-битла. Один из самых продаваемых альбомов 1974 года в Великобритании (трижды «платиновый»), США, Канаде и Австралии, возглавивший хит-парады этих стран, он также укрепил репутацию Маккартни и среди критиков.

Так, Джон Ландау, из журнала «Rolling Stone», в своём обзоре провидчески написал: «Возможно, лучший альбом, выпущенный одним из четверых музыкантов, которые когда-то назывались The Beatles». Даже Джон Леннон, скептически относившийся к самостоятельному творчеству Пола, отозвался о «Band on the Run»: «Отличный альбом… хорошая работа».

Пол Маккартни выбрал для записи недавно открывшуюся студию «EMI» в столице Нигерии Лагосе. И во многом из-за того, что новая звукозаписывающая студия на периферии пока ещё не была связана жёстким расписанием на месяцы вперёд, и музыканты могли свободно строить рабочий график. Плюс ещё Маккартни одолела навязчивая романтическая идея записываться в экзотическом месте. Однако, когда соло-гитарист Генри Маккаллок, поругавшийся с Полом в ходе репетиций, и ударник Денни Сайвелл не рискнули лететь в такое небезопасное место, компанию чете Маккартни составил лишь гитарист Дэнни Лейн.

Для Маккартни это был профессиональный вызов, как вспоминала Линда, Пол решил: «Я должен это сделать: либо я сдамся и перережу себе горло (конечно, это была фигура речи – прим.), либо верну свою магию». Поэтому-то пластинка стала результатом трудов лишь трёх музыкантов, сделавших в Лагосе основную работу. При этом, сам Пол сыграл на басу, барабанах, перкуссии, клавишных и в большинстве партий соло-гитары. В Лондоне позднее были дописаны некоторые элементы звукового сопровождения: перкуссия, бэк-вокал, саксофон Хоу Кейси и для некоторых треков оркестровка Тони Висконти. А спродюсировать всё Полу помог его старый знакомец – Джефф Эмерик.

В 2000 году журнал «Q» поместил «Band on the Run» на 75-е место в своем списке «100 величайших британских альбомов всех времён». В 2012 году он занял 418-е место в пересмотренном списке «500 величайших альбомов всех времён» журнала «Rolling Stone». В 2013 году альбом «Band on the Run» была введён в «Зал славы Грэмми».

Emerson, Lake And Palmer «Brain Salad Surgery», лейбл «Manticore»

Четвёртый студийный альбом Emerson, Lake & Palmer, выпущенный 7 декабря на их новом лейбле «Manticore», считается большинством почитателей группы лучшим, высшей точкой, которую трио никогда больше не достигнет. Зрелый альбом зрелой группы, прошедшей стадию экспериментов и нашедшей своё ярко выраженное звучание. Материал записывался с июня по сентябрь на студиях «Olympic и Advision Studios» и в октябре с микшированием на «AIR Studios» в Лондоне. Как и все предыдущие работы группы, его спродюсировал Грег Лейк.

Группа начала работать над новой музыкой в конце 1972 года, была идея записать альбом, который они могли бы исполнить вживую. Главной, доминирующей композицией станет эпическая «Karn Evil 9» – монументальный 30-минутный опус в трёх частях, повествующий о фантастическом мире будущего, в котором вспыхивает бунт компьютеров против людей.

Пит Синфилд в соавторстве с Грегом Лейком написал тексты для «Karn Evil 9» и «Benny the Bouncer». «Toccata» была адаптацией 4-й части 1-го фортепианного концерта Альберто Хинастеры. А открывался альбом величественным гимном «Jerusalem» с музыкой Хьюберта Перри, положенной на стихи Уильяма Блейка. Кейт Эмерсон позже вспоминал:

«Это были тщательно продуманные идеи, включавшие все обычные средства, которые я любил использовать – контрапункты, симфонию, программирование. Но теперь они были связаны общей нитью. Каждая идея, вступавшая в игру, усиливала заряд в самой себе для дальнейшего развития».

Не смотря на то, что выход пластинки был встречен резко поляризованной критикой с оценками от «ненужная бессмысленная прихоть» до «сложный, захватывающий звуковой опыт, затрагивающий несколько основ», она возымела коммерческий успех, заняв 2-е место в Великобритании и 11-е место в США, продержавшись в американских чартах целых 47 недель.

Альбом был включен в музыкальный справочник «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умрёте». В 2005 году журналы «Q Classic» и «Mojo» поместили «Brain Salad Surgery» на 5-е место в своих «40 альбомах космического рока». В 2015 году он занял 12-е место среди величайших прогрессив-рок-альбомов всех времён по версии журнала «Rolling Stone».

Yes «Tales From Topographic Oceans», лейбл «Atlantic»

Двойной студийный альбом «Tales From Topographic Oceans» был естественным этапом на пути развития группы Yes. Выпушенный в Великобритании 14 декабря, он стал наиболее амбициозной и противоречивой работой группы. Концепция альбома основана на священных шастрических текстах, описание которых было найдено Джоном Андерсоном в виде одного из примечаний к книге Парамаханса Йогананды «Автобиография йога».

Альбом записывался классическим золотым составом Yes, только барабанщик Алан Уайт заменил Билла Бруфорда, ушедшего из группы годом ранее. Ребятам потребовалось пять месяцев для аранжировки, репетиций и записи материала. Каждая сторона диска содержала в себе по одной 20-минутной композиции, что в принципе уже стало привычным песенным форматом группы. Однако, по мнению некоторых музыкальных критиков, «музыкантам изменило чувство меры, вследствие чего их работа стала слишком претенциозной и напыщенной».

Двойная пластинка получила неоднозначные отзывы, в том числе и среди самих членов группы. Вокалист Джон Андерсон заявлял впоследствии, что, возможно, проблема была в том, что высокие идеи не были подкреплены соответствующей энергетикой. Своё недовольство большей частью материала выражал и клавишник Рик Уэйкман. Басист Крис Сквайр называл альбом «трудным», а вот гитарист Стив Хау дал этой работе высокую оценку. Журнал «Time» назвал его «безусловно самым провокационным альбомом года». Как бы то ни было, несмотря на все свои недостатки, «Tales From Topographic Oceans» до сих пор признаётся многочисленными слушателями одним из шедевров прогрессивного рока, который обязан услышать каждый любитель музыки.

Альбом стал первым лонг-плеем в Великобритании, который стал золотым прежде, чем попал на прилавки, только за счет предварительных заказов. А в США он достиг № 6 в чартах альбомов. В своём выпуске 1992 года журнал «NME» выбрал «Tales from Topographic Oceans» в качестве одной из «40 записей, запечатлевших этот момент».

В конце упомяну что ещё из достойного внимания выходило в 1973-м году:

Джон Леннон выпустил неровный «Mind Games», а Deep Purple – противоречивый «Who Do We Think We Are», последний состава «Mark II». Хотя обе работы и были коммерчески успешными, сами музыканты ими отнюдь не гордились. Именно по этой причине их нет в списке «лучших».

У Лу Рида вышел концептуальный «Berlin», у The Kinks – тоже концепт «Preservation Act1», у Mott The Hoople – шестой «Mott», последний альбом с участием гитариста Мика Ральфса и первый без органиста Вердена Аллен. Nazareth выпустили спродюсированный Роджером Гловером «Loud ’n’ Proud»; Uriah Heep – «Sweet Freedom», с хитом «Stealin»; Atomic Rooster – «Nice'n'Greasy», с новым гитаристом Джоном Гудсоллом и это был последний альбом перед распадом; Free – «Heartbreaker», шестой и тоже последний; Alice Cooper – « Muscle of Love», последний в оригинальном составе.

Budgie выпустили третий студийник «Never Turn Your Back on a Friend»; Roxy Music – такой же по счёту «Stranded»; Gentle Giant – «In a Glass House», первый после ухода Фила Шульмана; Traffic – «Shoot Out at the Fantasy Factory», свой шестой альбом, а Caravan – свой пятый «For Girls Who Grow Plump in the Night». Шестой студийник «Grand Hotel» с новым гитаристом Миком Грэбэм вышел у Procol Harum; у Can – пятый студийный альбом «Future Days», последний с участием вокалиста Дамо Судзуки; а у немецкой краут-рок-группы Faust – третий альбом «The Faust Tapes».

Вышел «Over-Nite Sensation» – семнадцатый студийный альбом Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention, а у Били Джоэла – второй и сразу «платиновый» «Piano Man». Пол Саймон выпустил третий сольный «There Goes Rhymin' Simon», Тод Рандгрен – четвёртый «A Wizard, a True Star», а Funkadelic – коммерчески неудачный «Cosmic Slop». Непрерывно гастролирующий гениальный Рори Галлахер умудрился выпустить четвёртый альбом «Tattoo», а Fleetwood Mac – седьмой студийный альбом «Penguin», первый после ухода Дэнни Кирвана, первый с участием Боба Уэстона и единственный с участием Дэйва Уокера.

У Tangerine Dream вышел четвёртый студийный альбом «Atem» – своеобразная психоделическая электронная симфония, а у Стиви Уандера – «Innervisions», шестнадцатый, с синтезаторами. Steely Dan представили «Countdown to Ecstasy», без вокалиста Дэвида Палмера, а The Allman Brothers Band – «Brothers and Sisters», последний с басистом Берри Окли. Отдельно отмечу дебют Aerosmith с одноимённым альбомом, где был один из главных их синглов – «Dream On».

Год был на загляденье.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода: