Исполнилось полвека неувядающей рок-классике, произведшей в своё время эффект, сопоставимый с «большим взрывом». Конечно, имеется в виду локальное жанровое, а не глобальное явление. 13 августа 1973 года вышел «Lynyrd Skynyrd (Pronounced 'Lĕh-'nérd 'Skin-'nérd)» – дебютный альбом Lynyrd Skynyrd. Эта пластинка не только вобрала в себя впечатляющую коллекцию отличных песен, многие из которых до сей поры входят в сет-листы радиостанций, ориентированных на классику рока, но и во многом больше, чем любая другая, определила сам жанр «южного рока», или как его чаще величают, «сатерн-рока».
Само название указывает, что основными его представителями были рок-группы из южных штатов Америки. Трансформировавшись в конце 60-х из блюз-рока, он, с одной стороны, включал длинные джемы, основанные на джазе, а с другой стороны, черпал вдохновение из местных элементов кантри и фолка. Но именно Lynyrd Skynyrd сделали этому жанру прививку жёсткого гитарного саунда британского рока и хард-рока – то, что они услышали у Ричи Блэкмора, Джеффа Бека, Эрика Клэптона, Джимми Пейджа и Пола Коссоффа.
В ту эпоху британские группы правили музыкальным миром, но дебют американцев из Флориды положил этому конец. Никто не ожидал, что этот релиз что-то изменит, но он сделал обратное и сделал нечто большее. Когда Lynyrd Skynyrd выпустили свой дебютный альбом (Pronounced ‘lĕh-‘nérd’ skin-’nérd), всех поразило его новое звучание, близкое к харду, сфокусированное на электрогитарах, которое насыщалось длинными и скорыми гитарными пассажами. А как иначе, если у них в составе оказалось сразу три лид-гитариста.
В 2012 году журнал «Rolling Stone» поставил альбом под № 403 в своем списке «500 величайших альбомов всех времён», а позже он занял 381-е место в аналогичном выпуске 2020 года. Он также удостоился включения в книгу «1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь».
Гениальность группы состояла в том, что она неосознанно смешала хард-рок, AOR, блюз, кантри и гаражный рок, превратив все это в своеобразный саунд, который звучит вроде бы знакомо, но совершенно уникален. Вдобавок ко всему, есть очень индивидуальный голос Ронни Ван Занта, автора песен, который не боится быть откровенно сентиментальным, рассказывая истории о Юге или с юмором перевирая условности мачо. И, чтобы мы не забыли, пока он это делает, группа зажигает как проклятая.
Музыка нередко подчеркивала ритмы буги-вуги, а тексты песен отражали мечты и чаяния простых рабочих парней с Юга. Музыканты Lynyrd Skynyrd стали для них, если и не новыми мессиями, то, уж, героями национального уровня – точно. А трагическая судьба членов группы навсегда возвела этот коллектив в пантеон рок-идолов.
С бору по сосенке или как всё начиналось
Всё начиналось ещё летом 1964-го в Джэксонвилле, штат Флорида. Они были музыкальными самородками, самостоятельно выпестовавшими свои таланты. Аллен Коллинз в 1963 году в свои одиннадцать лет получил в подарок от мамы свою первую гитару, о которой так мечтал, и усилитель в придачу. Поскольку, супруги Коллинз были в разводе, ей пришлось для этого взять вечернюю подработку на фабрике. Аллен никогда не брал уроков музыки, и освоил инструмент без посторонней помощи, наблюдая и слушая других. Он быстро в этом поднаторел, и уже через несколько месяцев собрал свой школьный бэнд The Mods, в который ещё входили Дж.Р. Райс и Ларри Стил.
«Моды» неплохо себя показывали, но в начале 1964 года на местном конкурсе «Battle of the Bands» они неожиданно уступили первенство группе под названием Us, которую раньше все знали как The Squires. В неё входили 16-летний вокалист и гитарист Ронни Ван Зант, 15-летний басист Ларри Дженстрем и почти 14-летний Боб Бёрнс на барабанах. Спустя несколько недель после победы в конкурсе Ронни покинул свою группу.
Двенадцатилетний в то время гитарист Гэри Россингтон больше увлекался бейсболом, чем музыкой. Он рос без отца и мечтал когда-нибудь выступать в составе своих кумиров – «New York Yankees». Однажды на матче юношеских бейсбольных командах Джексонвилла он познакомился с Ронни Ван Зантом и Бобом Бёрнсом. Это случилось после того, как сильно посланный им мяч, отбитый Ван Зантом, угодил прямо в голову Бёрнса. Трио обсудило инцидент и сошлось на интересе к музыке. Они установили оборудование под навесом дома родителей Бёрнса и сыграли джем на тему популярного в то время хита The Rolling Stones – «Time Is on My Side». Ребятам понравилось то, что они услышали, и они сразу же решили создать группу, назвав себя My Backyard.
Однако, у Ронни какое-то время проект не вызывал большого энтузиазма, и в начале лета 1964-го басист Ларри Дженстрем , барабанщик Боб Бёрнс и гитарист Гэри Россингтон сформировали трио под названием Me, You и Him. Они нередко обсуждали других музыкантах, и Ван Зант как-то раз сообщил, что его потряс на «битве» гитарист Аллен Коллинз. Когда они подъехало к дому Коллинза, чтобы зазвать того присоединиться к My Backyard, тот не зная причины визита, залез со страха на дерево.
Он был младше, а у этих ребят была репутация хулиганов. Когда всё разъяснилось, Аллен принял приглашение и влился в коллектив, который вскорости стал именоваться Conquer the Worm, став его пятым участником. А после того, как родители Бёрнса пожаловались на слишком громкую музыку, группа перебазировалась для репетиций под кров дома Дженстремов. Парни ещё раз поменяли название на The Noble Five, и, наконец, к 1968 году они стали именоваться The One Percent.
Ребята провели пять лет, гастролируя по небольшим площадкам региона: клубам, барам, танцполам и забегаловкам, прежде чем в 1969 году, устав от насмешек публики, что у группы «один процент таланта», выбрали себе окончательное название «Lynyrd Skynyrd». Это был пародийный «прикол» в память об учителе физкультуры Леонарде Скиннере из «средней школы имени Роберта Е. Ли», которую посещали все участники группы, кроме Коллинза. Строгий Скиннер (не забываем, что это был американский Юг) гонял когда-то юнцов из-за длинных волос, что в немалой степени способствовало тому, что Россингтон бросил школу, вдохновив тем самым парней впоследствии назвать свою группу в насмешку над его именем.
К началу 70-х Lynyrd Skynyrd стали популярной группой в Джексонвилле, они выступили хедлайнерами на нескольких концертах и предваряли несколько выступлений заезжих звёзд. Уроженцы Джексонвилла – Пэт Армстронг и Алан Уолден стали менеджерами коллектива. Именно в это время, продолжая колесить по всему Югу, ребята развили жесткий блюз-рок-саунд и создали, благодаря смеси кантри, блюза и британского рока, своё отчетливо «южное» звучание.
За это время группа впервые претерпела некоторые изменения в составе. В 1971 году Боб Бёрнс временно уходил из коллектива. В этот короткий период его подменял Рики Медлок, и иногда они играли с Бёрнсом вместе на одной сцене. Таким образом у Lynyrd Skynyrd какое-то время было два барабанщика, как и в The Allman Brothers Band. Зато насовсем ушёл Лари Дженстрем, и его ненадолго на бас-гитаре сменил Грег Т. Уокер. Позже бас-гитаристом станет Леон Вилксон, с подачи которого его друг Билли Пауэлл устроится к «Скинардам» в качестве роуди-менеджера. Билли пробудет в этой роли пару лет, а параллельно будет изучать в местном колледже «теорию музыки».
В пубертатном возрасте Пауэлл пытался брать уроки игры на фортепиано у местной учительницы по имени Мадалин Браун, пока она не заявила Билли, что он – прирожденный музыкант и хорошо разбирается во всём самостоятельно и без её наставлений. Как-то в 1972 году Skynyrd делали шоу на выпускном вечере в «Bolles School». Во время перерыва Пауэлл сел за пианино и сыграл сочинённое им вступления для песни «Free Bird». Когда поражённая группа осознала способности своего роуди, ему там же предложили штатную должность клавишника, и «Скинарды», сформировав классический состав, стали секстетом.
В 1971-72 годах менеджер Алан Уолден устроил для ребят пробные сессии на «Muscle Shoals Sound Studios» Шеффилд, штат Алабама. Но растянувшиеся на два года студийные пробы и эксперименты так и не привели к выходу полноценной пластинки. Позже, в 1978-м, после трагических событий эти ранние записи группы выйдут на виниле, а в 1998-м и в расширенной CD-версии. Сборник «Skynyrd’s First And… Last» содержит многие эксклюзивные треки, поскольку они либо не были прежде изданы, либо являлись оригинальными версиями песен, позже перезаписанных для других студийных альбомов.
Lynyrd Skynyrd (Pronounced 'Lĕh-'nérd 'Skin-'nérd)
Когда дебютный альбом по разным причинам тогда не вышел, «Скинарды» вернулись в бары играть популярный на юге США блюз-н-буги. И вот как-то раз 22 июля секстет давал очередной концерт в «Funocchio's House» в Атланте, где их увидел Эл Купер из Blood, Sweat & Tears. Купер, вдохновившись новичками, подписал с ними контракт от имени своего лейбла «Sounds of the South» (дочерней компанией «MCA Records») и предложил спродюсировать их первый альбом. Позже он с гордостью будет подчёркивать, что именно он открыл миру Lynyrd Skynyrd.
Сессии запланировали на начало 1973-го, а до этого времени музыканты отправились на репетиционную площадку в 15 милях к югу от Джексонвилла, где они могли шуметь столько, сколько им заблагорассудится. Душную деревянную хижину в сельской местности рядом с ручьем они прозвали «Адским домом» из-за долгих часов, проведённых там за джемованием на вязкой флоридской жаре. Но изнурительный перфекционизм того стоил.
Именно здесь они сочиняли и бесконечно улучшали свои композиции, доводя их до совершенства. Большинство песен для альбома уже некоторое время были в концертном репертуаре группы. Когда Lynyrd Skynyrd 27 марта вошли в Доравилльскую «Studio One», что в окрестностях Атланты, Эл Купер поразился тому, насколько хорошо подготовилась группа: каждая нота была на месте, неизменна и абсолютно никакая импровизация не допускалась.
Тем ни менее, продюсер крепко возьмёт весь процесс записи в свои руки. Так, Роберт Никс, барабанщик из группы Atlanta Rhythm Section и большой друг группы, был приглашён сыграть на треке «Tuesday's Gone» после того, как Купера не устроила партия Боба Бёрнса. Как он это прокомментировал: «Боб не смог найти правильный ритм». Сам Эл сыграет здесь на басу, оставив часть партии Вилксона, и ещё в припеве песни он задействует меллотрон, добавив звуки струнных.
Его же он включит и в «Free Bird», а ещё здесь же сыграет на органе, как и в «Poison Whiskey». Когда же в кантри-блюзе «Mississippi Kid» потребовалась губная гармоника, Купер пригласил сыграть на ней Стива Катца, хорошо знакомого ему по работе с Blood, Sweat & Tears, а сам вооружился бас-барабаном. Ещё он посчитал, что для полной аутентичности здесь не хватает звуков мандолины, после чего сам же и сыграет на этом инструменте.
Интересный факт, у Ронни Ван Занта как раз и было прозвище «Mississippi Kid». Когда его товарищей по группе спросили, почему его так назвали, они ответили, что не помнят. Горькая ирония заключается в том, что Ронни погиб недалеко от Джиллсбурга на Миссисипи.
Когда группа работала над треком «Simple Man», Купер выразил своё мнение, что песня слишком слабая и не должна быть включена в альбом. Споры не смогли его переубедить. В конце концов, Ван Зант проводил продюсера до машины и попросил его оставаться там до тех пор, пока песня не будет записана. Группа записала всё самостоятельно, когда же Купер вернулся, то только развёл руками и добавил сюда ещё партию органа. Впоследствии песня «Simple Man» стала одним из самых известных хитов Lynyrd Skynyrd.
Не обошлось и без накладок. Басист Леон Вилксон во время первых сессий, сыграв всего на паре треков («Tuesday’s Gone» и «Mississippi Kid»), покинул студию, сославшись на нервозность, и продолжил трудиться на фабрике, производившей мороженое. И чтобы его кем-то заменить, Ронни Ван Зант позвонил гитаристу лос-анджелесской группы Strawberry Alarm Clock – Эду Кингу. Эд был знаком ребятам ещё с 1968 года, когда они выступали на разогреве его группы, прославившейся хитом номер один 1967-го «Incense and Peppermints».
Музыканты ему нравились, и тогда же он попросил Ронни иметь его в виду, если им когда-нибудь вдруг понадобится гитарист. Поэтому-то именно Эда в срочном порядке зазвали держать вахту на басу, кроме того, на паре треков Кинг внёс вклад и как гитарист – особенно своим слайд-соло в «Mississippi Kid» – и ещё помог с музыкой для трека «Poison Whiskey».
1 мая сессии записи подошли к концу, и Ван Зант решил, что такой маэстро шести струн Lynyrd Skynyrd не помешает и в дальнейшем. Он навестил Вилксона и убедил того вернутся в группу, а Кинг перешёл на соло-гитару, добавив группе то, что впоследствии стало их фирменной фишкой – три лид-гитары, что позволило группе воспроизвести свой студийный трёхгитарный микс на живых выступлениях.
Этот эпохальный альбом помогли записать звукоинженеры Родни Миллс и Томас Хилл. Есть несколько работ, которые звучат так же грубо и бескомпромиссно, особенно дебютные пластинки. С другой стороны, немногие группы на своём первом альбоме звучат столь же уверенно, выражая такую непоколебимую уверенность и драйв, с полностью сформировавшимся стилем – с этим сбалансированным разнообразием между горячим хонки-тонк-роком и нежными джемовыми песнями. Возможно, этот лонг-плей сильнее, потому что в нём всего восемь песен, так что ни одно мгновение не потрачено впустую, но это не умаляет абсолютной силы каждой композиции.
Lynyrd Skynyrd выпустили альбом (Pronounced ‘Lĕh-’nérd ‘Skin-’nérd) 13 августа 1973 года , и хотя он не достиг вершин американских хит-парадов, но быстро принёс группе широкое признание по всей стране. Эта пластинка сразу же возвела группу в высшую лигу рок-н-ролла. После её выхода восхитившийся рок-журналист Роберт Кристгау назвал Lynyrd Skynyrd «категорически непревзойденной группой».
Альбом разошёлся тиражом более миллиона копий и через год был награжден «золотым» диском «RIAA», а впоследствии стал дважды «платиновым». Он достиг 27-го места в «Billboard 200» в 1975 году. Несколько песен из него остаются одними из самых востребованных в сет-листе группы: «Gimme Three Steps», «Simple Man», «Tuesday's Gone» и «Free Bird» – последняя из которых привела Lynyrd Skynyrd к национальной славе, достигнув 19-го места в чарте «Billboard Hot 100».
Отдельные песни
Возглавляет увлекательное 43-минутное музыкальное путешествие композиция «I Ain't The One», которая начинается с эффектной переклички тарелок с жужжащей гитарой, поддерживающей вокал Ван Занта. Фоновый шум фортепиано хорошо сочетается с ритмом гитары, выступая в качестве понятной основы, на которой «Скинарды» выстраивают другие инструменты. Примерно в 2:15 «Gibson SG Standard» 1969 года Россингтона заходит на соло, и понимаешь, по какой же причине именно «I Ain't The One» поставили открывать альбом.
Это настоящая песня южного рока новой формации. Свою задачу заинтриговать слушателя и настроить его на соответствующую волну она выполняет прекрасно. О лирике, которую сочинил здесь Ронни Ван Зант, рассказал автор музыки Гари Россингтон:
«Это о девушке, которая подошла к Ронни и сказала, что беременна от него, а он ответил: «Я не тот самый». Знаете, была девушка, у которой было много парней, и её папа хотел, чтобы кто-то на ней женился, потому что она забеременела, и поэтому Ронни в ответ просто написал песню: «Ты опоздала. Я не единственный, детка, кто связался с тобой».
У Ронни всегда был великий дар писать истории, которые что-то значили. Они или были правдивы, или о его жизни, или о чьей-то жизни, и все, что он когда-либо писал, было таким».
«Tuesday's Gone»
Одна из главных баллад альбома, «Tuesday's Gone», сразу же пробирается вам под кожу, заставляя трепетать вместе с филлзами гитары Алена Коллинза и печалиться вместе с горестно артикулирующим голосом Ван Зантом. Ещё до появления AOR-композиций группа записала именно такую, вложив сюда своё понимание как передать чувства посредством элементов аранжировки.
Великолепные гармонизированные гитары исполняют лирическую тему, причём, на передний план здесь выходит автор музыки Аллен Коллинз со своей «Gibson Firebird I» 1964 года. Приглашенный Роберт Никс, напомню, вдохновенно задаёт ритм на барабанах, а продюсер Эл Купер играет на басу и меллотроне, торжественно выводя струнные аккордовые гармонии.
Вторник унесена ветром.
Моя малышка унесена ветром.
И я не знаю,
Куда унесёт меня.
В песне рассказывается о прерванных из-за постоянных турне группы отношениях. Во избежание иных толкований, Вторник – это имя женщины, в англоязычном мире такое встречается. Идея вступительной строчки «Train roll on, on down the line» (Поезд катится дальше, дальше по маршруту) возникла на железнодорожных путях, проходивших недалеко от того места, где группа репетировала.
Образы ветра, железнодорожных путей и «оставленной дома женщины» создают такой мощный образ Юга и жизни, которая есть у человека, живущего там. Но песня фокусируется на свободе ценой отношений и на том, стоит ли она той боли, о которой здесь поётся.
В 1998 году на альбоме «Garage Inc.» группа Metallica сделала кавер этой песни. В записи поучаствовали: Гэри Россингтон, Пеппер Кинан из Corrosion of Conformity, Джон Поппер из Blues Traveler, Лес Клейпул из Primus и Джерри Кантрелл из Alice in Chains.
«Gimme Three Steps»
«Gimme Three Steps» – сама квинтэссенция сатерн-рока на все времена. Благодаря великолепной последовательности риффов и тщательным запилам соло-гитары в перерывах между куплетами, энергичная песня-повествование стала первым хитом группы в чартах. Блюз-н-буги начинается с запоминающегося риффа Коллинза, и Ван Зант поёт о том, как он танцевал с девушкой по имени Линда Лу, а затем входит её мужчина с пистолетом. Текст песни основан на реальном опыте Ван Занта в байкерском баре Джексонвилла, когда на него наставили пистолет. Этот бар на самом деле назывался «West Tavern», но в сентябре 2012 года он был переименован в «The Jug» по тексту песни. Весь накал отражён в припеве:
Дайте мне три шага, дайте мне три шага к двери, о, Мистер!
И вы больше никогда меня не увидите.
Несмотря на то, что «три шага» не являются частью танцевального движения, это звучит почти как приглашение для какого-то танцевальный «па». Гэри Россингтон вспоминал:
«Однажды мы зашли в «West Tavern» – я, Ронни и Аллен. Эта девушка подошла и захотела, чтобы Ронни потанцевал, потому что он был старше. Они вышли и начали крутиться и изображать обезьяну. Потом этот парень вошёл и сказал: «Эй, это моя девушка. Тебе лучше уйти. Ты что делаешь?» И Ронни ответил: «Да я просто развлекаюсь».
В любом случае, этот парень собирался наказать Ронни за то, что он танцевал с его девушкой. Они немного повздорили, и единственная причина, по которой девушка танцевала с Ронни, заключалась в том, что она ссорилась со своим парнем. Потом парень вытащил пистолет и заявил, что прострелит Ронни мозги. А Ронни сказал: «Пожалуйста, просто позволь мне уйти. Я не знаю эту девушку. Я не хочу её больше видеть». Мы добрались до машины и написали песню прямо там, в машине, возвращаясь домой».
«Simple Man»
«Simple Man» – одна из самых популярных песен Lynyrd Skynyrd. Она, вроде бы, довольно простая, но каким-то образом растягивает эти три аккорда (H-Gb-Ab) почти на шесть минут, используя замысловатую звуковую динамику, которая избавляет её от излишней обыденности. Песня начинается с гитарного арпеджио, и это интро сопровождается басовой партией и тарелками, прежде чем в куплет вступают ударные и вокал. Все инструментальные партии чрезвычайно впечатляющи и оставляют отпечаток на слушателя. Около 3:35 Гэри Россингтон заходится в соло, демонстрируют свой недюжий талант. Велика вероятность, что эта композиция застрянет у вас в голове как минимум на неделю.
С лирической точки зрения здесь мать рассказывает своему сыну о трудностях и смыслах жизни и советует ему быть добрым и отзывчивым человеком:
Забудь о своей жажде золота богача.
Все, что тебе нужно, находится в твоей душе.
И ты сможешь это сделать, о, детка, если попробуешь.
Все, чего я хочу для тебя, сын мой, - это быть счастливым.
В 1973 году, вскоре после смерти бабушки Ронни и матери Гэри, эти два участника группы собрались у Ван Занта и обменялись историями об ушедших членах своих семей. В тот же день Россингтон придумал последовательность аккордов, а Ван Зант написал текст, основываясь на советах, которые эти женщины давали им на протяжении многих лет. Двум мужчинам потребовался всего час, чтобы написать всю песню.
«Things Goin' On»
Россингтон и Ван Зант написали песню, адресованную политикам. Живя в своём собственном мире, те не сталкиваются с простыми людьми, поэтому им не понятны их проблемы и чаяния. Это было одним из отличительных качеств «Скинардов», вызывавших такую любовь аудитории, – отстаивать интересы людей без права голоса, петь об истинном положении вещей, о том, что всех по-настоящему волнует, не отделять себя от столь родного им Юга. Они явственно демонстрировали, что непреложные ценности истинного южанина – семья, тяжелый честный труд и Господь Бог.
Ну, а ты когда-нибудь жил в гетто?
Ты когда-нибудь чувствовал, как дует этот холодный ветер?
Ну, если ты не понимаешь, что я имею в виду,
Почему бы тебе не встать и не закричать?
Потому что происходят вещи, о которых ты не знаешь.
Жёсткая версия кантри-рока в ми-мажоре, положенная на блюзовую пентатонику. Такое средне темповое рокабилли с акцентом на сильную долю, выросшее из вполне хард-рокового риффа Гари Россингтона. Задавать ритм Эду Кингу и Бобу Бёрнсу помогает перкуссионист Бобби Хилл. В отличие от других песен альбома, хонки-тонк клавишные здесь звучат очень ярко и создают издевательски ироничное настроение, циклически как бы намекая на тщетность и бессмысленность политических игрищ.
«Poison Whiskey»
«Poison Whiskey» – хороший пример того, как культовая группа сатерн-рока может выдать крепкий хард-рок, приправленный фанком. Такой номер вполне мог бы оказаться у Deep Purple на альбоме «Burn». В тексте Ван Зант обратился к социальным аспектам пьянства.
Послушайте моего совета, люди... братья, разве вы не видите:
У старого ядовитого виски нет будущего?
Они собираются отвезти тебя к врачу,
Доктор покачает головой,
Единственное, что он скажет тебе: «Перестань пить красный «Джонни Уокер».
«Free Bird»
Это не только последняя песня на альбоме, но и последняя песня, которую Lynyrd Skynyrd исполняют на своих концертах. «Free Bird» несколько раз была названа одной из величайших рок-песен всех времён. Мощная баллада переносит слушателя в путешествие во имя неукротимой воли к свободе. Кое-кто может подумать, что её величие немного преувеличено, но вместе с тем нельзя отрицать, что вторая ее половина – это буйный впечатляющий подвиг героев «гитарной армии». Гитарные риффы и линки насыщенны и настолько красивы, что любому поклоннику южного рока хочется плакать от счастья. Гари Россингтон играл на «Gibson SG», надев в качестве слайда на безымянный палец пузырёк из под таблеток «Coricidin», подражая своему кумиру – Дуэйну Оллмену.
Когда Lynyrd Skynyrd играли «Free Bird» вживую, это часто превращалось в расширенный продолжительный джем-сейшн, демонстрирующий, насколько взрывными могли быть эти ребята во время импровизации. Начиная с клавишного вступления Пауэлла и заканчивая замысловатым гитарным джемом с отметки 4:40, всё перетекает уже, по сути, в другую композицию – скорую, драйвовую. И когда начинается незабываемая дуэль соло, композиция уже никогда не возвращается к прежней форме. Завершающие гитарные соло, кстати, изначально были добавлены, чтобы дать Ван Занту возможность отдохнуть, поскольку в то время группа отыгрывала в клубах несколько сетов за ночь.
«Free Bird» называют «самой востребованной песней в истории рок-музыки», «лучшей гитарной песней всех времён». Песня давно считается классикой рок-музыки, что подтверждается её присутствием в многочисленных рейтингах, составленных популярными изданиями. «Free Bird» включена в список «500 песен, сформировавших рок-н-ролл» Зала славы рок-н-ролла и под номером 407 в списке «500 величайших песен всех времен» журнала «Rolling Stone». В 2009 году канал «VH1» назвал её 26-й лучшей песней в стиле хард-рок всех времён.
Песня заняла 3-е место в одном из рейтингов «100 величайших гитарных соло». Впоследствии эта рок-баллада выходила на различных альбомах группы, а также отдельно на сорокопятке. Это второй сингл Lynyrd Skynyrd, вошедший в Топ-40 «Billboard Hot 100», где он занял 19-ю позицию. Концертная версия песни также вошла в «Горячую сотню», заняв 38-е место.
«Free Bird» была написанная Алленом Коллинзом и Ронни Ван Зантом. По словам гитариста Гэри Россингтона, в течение двух лет после того, как Аллен Коллинз написал начальные аккорды, вокалист Ронни Ван Зант настаивал на том, что их слишком много, чтобы он мог создать мелодию. Но после того, как Коллинз однажды сыграл неиспользованную последовательность на репетиции, Ван Зант попросил его повторить её, а затем написал мелодию и текст за три или четыре минуты.
«Эта песня о том, что значит быть свободным, когда как птица можешь лететь, куда захочешь. Каждый хочет быть свободным», – объяснял Ронни Ван Зант в начале 70-х. Такая обобщающая возвышенная трактовка – не более, чем попытка завуалировать суть. Ведь, если разобраться, это история мужчины, объясняющего своей девушке благообразные причины, по которым он не может (или не хочет) оставаться с ней. Всё начинается с первой строчки: «Если я уйду отсюда завтра, ты всё ещё будешь помнить меня?» Эти слова как-то во время ссоры бросила Аллену Коллинзу его подруга – Кэти. Позже они всё же поженятся. Так что, наполнение песни действительно станет уже другим.
На концертах ребята посвящали её памяти легендарного гитариста Дуэйна Оллмана, основателя почитаемой ими группы The Allman Brothers Band. А позже, когда и басист The Allman Brothers Band Берри Окли тоже разбился в трёх кварталах от того места, где Дуэйн Оллман попал в смертельную мотоаварию годом ранее, стали посвящать её им обоим, отмечая, что «они оба свободные птицы».
Особое отношение фанатов к этой песне изменилось после событий 20 октября 1977 года, когда зафрахтованный Lynyrd Skynyrd самолет разбился, в результате чего погибли вокалист Ронни Ван Зант, гитарист Стив Гейнс и бэк-вокалистка Кэсси Гейнс, а остальные участники коллектива серьезно пострадали. В частности, у гитариста Аллена Коллинза были сломаны два шейных позвонка и серьёзно повреждена правая рука. Ему даже была рекомендована ампутация, но отец Коллинза отказался, и в конце концов Аллен всё же выздоровел.
Обложка
Фотография для обложки Томасом Хиллом сделана на Мэйн-стрит в г. Джонсборо (Джорджия). На ней слева направо: басист Леон Вилксон, клавишник Билли Пауэлл, лидер группы Ронни Ван Зант, гитарист Гари Россингтон (сидит), ударник Боб Бёрнс, гитарист Аллен Коллинз и гитарист Эд Кинг.
По какой-то случайности, спустя три года рядом с этим самым местом была снята сцена из фильма «Смоки и бандит».
Всемирная известность пришла к группе после второго альбома «Second Helping», занявшего 12-ю строчку в «US Billboard 200», а точнее, с песней из него «Sweet Home Alabama», которая дошла до 8-го места в «Billboard Hot 100».
До трагического инцидента Lynyrd Skynyrd успели выпустить ещё три альбома и постепенно перестали занимать лидирующие позиции в мире рока. В 1987 году группа реформировалась со многими основными участниками и младшим братом Ронни – Джонни Ван Зантом, в качестве основного автора песен и вокалиста.
После смерти Аллена Коллинза в 1990-м, Леона Вилксона в 2001-м, Билли Пауэлла в 2009-м, Боба Бёрнса в 2015-м и Эда Кинга в 2018-м году Гэри Россингтон оставался единственным членом-основателем оригинальной джексонвилльской группы, которая потрясла мир неудержимой гитарной армией из трех человек. 5 марта 2023 года в возрасте 71 года он тоже покинул этот мир, и теперь там в иных юдолях Lynyrd Skynyrd собрали весь оригинальный состав. А нам, здесь, остаётся лишь с благодарностью вспоминать об этих легендах сатерн-рока.
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: