Найти тему
Эпонимы и Мы

ПАРАДОКС РЕМАНЕ

Или ЭФФЕКТ РЕМАНЕ, ЗАКОН РЕМАНЕ.

Как известно, одни виды обитают в солёной (морской, океанской) воде, другие в пресной (речной, озёрной). Есть ещё и третьи, которые часть жизни живут в чистых реках, а часть - в тех же самых морях и океанах. Например, европейский угорь размножаться отправляется аж в Саргассово море, которое ни разу не пресное. А лососи, наоборот, на нерест из морей поднимаются в верховья рек.

Но в целом всё-таки можно совершенно определённо сказать: солёность воды имеет важное значение для нормальной жизнедеятельности водных организмов. И если концентрация растворённых солей меняется, для некоторых это может быть чревато гибелью. И если вы хотите установить дома или в офисе не абы какой, а именно морской аквариум, надо очень постараться, чтобы создать для его обитателей комфортные условия. Чуть промахнулся с дозировкой ингредиентов - и будет кладбище.

-2

На этом самом месте хороший учитель биологи задал бы своим ученикам вопрос: "А как вы думаете, если взять акваторию устья какой-нибудь реки, где концентрация живых организмов будет выше - в солёной, пресной или смешанной воде?"

И, хочется верить, обязательно найдётся бы какой-нибудь ботаник, который бы выдаст то, о чём самому преподавателю в вузе не рассказывали. Или говорили, но он забыл.

Дело в том, что в экологии существует так называемый ПАРАДОКС РЕМАНЕ, известные также под названием "Закон минимума видов". Он гласит: минимум морских и пресноводных видов животных наблюдается в солоноватой (близкой к пресной воде) зоне, при солености 5 - 8 промилле. (На очень многих сайтах написано "5 - 8 процентов" и даже указан знак %, однако это ошибка; просто авторы не знают, как поставить знак промилле. Да и я тоже не знаю, тем не менее, согласитесь, концентрация в пересчёте "на 100" и "на 1000" - это вовсе не одно и то же, разница на порядок).

Фото с сайта https://www.researchgate.net/publication/222546902_Are_invasive_species_most_successful_in_habitats_of_low_native_species_richness_across_European_brackish_water_seas
Фото с сайта https://www.researchgate.net/publication/222546902_Are_invasive_species_most_successful_in_habitats_of_low_native_species_richness_across_European_brackish_water_seas

И это, на мой взгляд, действительно, парадокс, ибо стоило бы ожидать, что именно здесь, на границе двух стихий (пресных и солёных), должно быть больше всего живности, использующей преимущества и потенциалы обеих сред. Ан нет, учёные вынуждены констатировать, что "среди животных отсутствуют виды, способные жить во всем вероятном спектре соленостей – от очень мягкой пресной воды до водоемов с самосадочной солью. В природе, по-видимому, отсутствуют  организмы неспособные выдерживать малейших колебаний солености во внешней среде".

Источник - http://eknauka.narod.ru/2.htm

Соленость 8-10 промилле рассматривается как пограничная дважды - и для тех, кто привых к крепкосолёной воде, и для тех, кто предпочитает пресную или едва солёную. И количество морских видов резко сокращается при понижении солёности до 5-7 промилле, а пресноводных - наоборот, выше 5-7 промилле.

Этот парадокс был обнаружен сначала в Балтийском, затем в Азовском и Каспийском морях, а потом и в других водоёмах мира.

А вот объяснить его учёные почему-то не могут. Или не хотят.

Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Ремане,_Адольф
Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Ремане,_Адольф

Адольф Роберт Густав Рема́не (10 августа 1898 - 22 декабря 1976) - немецкий зоолог, специалист по сравнительной морфологии. Член Немецкой академии наук "Леопольдина", член Академии наук и литературы в Майнце, член Шведской академии наук, член Финской академии наук, почётный член Гамбургского университета.

Родился в городе Кротошин, Германская империя.

Про детство и юность ничего неизвестно, но отмечается, что он был участником Первой мировой войны.

Затем изучал в Берлине биологию, палеонтологию, антропологию, этнографию. Получил степень доктора философии за исследование головы приматов. А потом опубликовал монографию по брюхоресничным червям.

Работал внештатным профессором в Университете имени Христиана Альбрехта в Киле, потом перешёл в Галле-Виттенбергский университет, но затем вернулся в Киль и занимался учреждением Института океанографии, который и возглавлял до 1944 года.

В 1937 году вступил в НСДАП и был приглашён на пост председателя Немецкого зоологического общества - надо полагать, пройдя все идеологические фильтры, которые тогда существовали.

Но после войны он спокойно продолжил свою работу и даже стал директором Зоологического института, а также возглавил Этнографический музей, был президентом Немецкой ассоциации специалистов по биологии, бионаукам и биомедицине.

Подобные ситуации описывают словами "время было такое, мы выживали, как могли"... Но кто-то уехал, кого-то отправили в Аушвиц, а кто-то сделал карьеру.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!

Наука
7 млн интересуются