Найти тему
Радио ЗВЕЗДА

Первый русский адмирал и верный товарищ Петра I – Франц Лефорт.

Конец 17 столетия. Русского флота ещё нет, а первый адмирал в стране уже есть Франц Лефорт. Это звание он получил в 1695 году, несмотря на неудачный первый Азовский поход. Чтобы взять непокорную крепость, Петру Великому потребовался еще один год на подготовку штурма: корабли были построены, и Азов пал. Главным же героем той славной баталии государь посчитал именно Лефорта, вспоминал один из современников флотоводца.

Франц Лефорт. Фото: worldofhistory.ru
Франц Лефорт. Фото: worldofhistory.ru
СОВРЕМЕННИК: Франц Яковлевич везен был победоносно в Москву на колеснице, сделанной наподобие морской раковины, блиставшей повсюду златом и лазурью и украшенной изображениями наяд и тритонов. Колесница сия была запряжена шестью прекрасными лошадьми, богато убранными, и Лефорт сидел в оной в белом мундире, обложенном серебром, с начальничьим в руке жезлом и окруженный своими адъютантами. За ним несён был адмиральский его штандарт, в сопровождении трех тысяч морских служителей и войска, перед которыми развевались знамена, флаги и вымпелы.

Сподвижник царя Петра Лефорт приехал в нашу страну, чтобы подороже продать свой изворотливый ум, сильную руку и острую шпагу. И не прогадал.

ЛЕФОРТ: В Москве иноземцам отведено особенное место жительства в получасе от города, как бы в деревне. Место это Слобода, оно очень обширно, тут живут немцы, англичане, французов нет, нет и швейцарцев, кроме одного. Меня. Между обывателями есть люди весьма почтенные, преимущественно шотландцы. После офицеров, 2 года тому назад павших в сражении с татарами и поляками, осталось здесь много богатых вдов, есть много и полковничьих дочек.

Умный, богатый, красивый. Франца Яковлевича многие недолюбливали. Москвичи считали, что это именно он пригласил в Россию иноземцев-супостатов и еретиков-безбожников. Когда Лефорт умер, жители Белокаменной даже не скрывали своей радости.

МОСКВИЧ: Всё, братцы, теперь точно всё. Некому больше царю-батюшке всякую-всячину на ухо шептать. Конец переменам. А все эти аглицкие парики в огонь!

Наивные люди. Реформы Петра только начинались. А пока русский царь горько оплакивал своего лучшего друга.

ПЁТР: Нет уже у меня более надежного человека. Этот один был мне верен, на кого могу я положиться впредь?

Высокий, физически очень крепкий молодой человек. Ему было всего 43 года. Казалось бы, вся жизнь впереди, но однажды Лефорт упал с лошади и сильно ушибся о камень. Из-за этого в правом боку образовалась опухоль, которая, скорее всего, впоследствии стала злокачественной. В 1699 году прославленный русский адмирал неожиданно скончался от неизвестной болезни. И через некоторое время в нашей армии состоялось первое торжественно-траурное захоронение с воинскими почестями. Организовывал и проводил его лично Петр I, вспоминал один из очевидцев тех давних событий.

ОЧЕВИДЕЦ: Лефорта хоронили с великой пышностью. Шли три полка с приспущенными знаменами, с пушками. За колесницей – цугом (в шестнадцать вороных коней) несли на подушках шпагу, шляпу и шпоры. Затем ехал всадник в черных латах и перьях, держа опрокинутый факел. Шли послы и посланники в скорбном платье, за ними – бояре, окольничие, думные и московские дворяне. До тысячи человек. Трубили военные трубачи, медленно били барабаны. Петр шагал впереди с первой ротой преображенцев. У могилы адмирала затрещали барабаны, наклонились знамена, ударили пушки.

На надгробии своего фаворита царь Петр повелел сделать особую надпись: «На опасной высоте придворного счастья…стоял непоколебимо».

У него было собственное воинское подразделение. Полк, который он не совсем, прямо скажем, скромно назвал Лефортовским: 50 солдат из числа приезжих в Москву иностранцев и русских стрельцов, которых по новой моде переодели в немецкое платье.

ЛЕФОРТ: Воззрите, Ваше Величество, на эту карту! Вот левый берег Яузы-реки. А здесь, против моего дворца, пустырь! Хочу устроить там военный плац! Опять-таки для дела армейского, какая-никакая подмога!
ПЕТР: Молодец, Лефорт! На всё воля Божья. Разрешаю. Действуй. А бумагу нужную я тебе отпишу.
Петр Первый. Фото: фактов.рф
Петр Первый. Фото: фактов.рф

Для начала оборудовали огромный плац, а потом, рядом с ним, построили целое воинское поселение: 500 домов для солдат и офицеров уже совершенно Новой слободы Лефортовской.

Во многих современных энциклопедиях и справочниках его именуют генерал-адмиралом. Это ошибка. Лефорту эти воинские звания присвоили по отдельности. То есть, он был и генералом, и адмиралом.

Талантливый военачальник, опытный полководец. Даже в неудачном для России первом Азовском походе он отличился больше всех. Прежде всего, мужеством и отвагой. Лефорт лично захватил турецкое боевое знамя и вывел свои части из боя без какой-либо паники и почти походным порядком, сохранив при этом все свои пушки и штандарты. Его потери (по сравнению с другими русскими частями) были куда меньше. Полки Франца Яковлевича насчитывали 11400 солдат и офицеров. В той страшной «мясорубке» уцелело 8 тысяч бойцов. И это заслуга именно Лефорта.

ФРАНЦ ЛЕФОРТ: Воззрите, Ваше Величество, на Голландскую карту. Она не что иное, как малый уголок земли бесплодной, но торговлею и рачением обогатила себя и республику довела до могущества, равняющего ее с великими державами.

Друг и наставник молодого русского царя. Именно Лефорт предложил Петру I отправиться в Европу с Великим посольством. Государь путешествовал инкогнито: в путевой журнал его записали урядником Преображенского полка под фамилией Пётр Михайлов. Выезд назначили на 9 марта 1697 года, вспоминал один из современников адмирала.

СОВРЕМЕННИК: Посольство было очень большим. Две с половиною сотни людей, а Лефорт (со свитой из четырнадцати человек) ехал во главе сей процессии.

Франц Яковлевич лично руководил Великим посольством. Лучшей кандидатуры в то время было просто не найти. Лефорт получил великолепное образование, знал несколько языков, обладал светскими манерами и дипломатическим даром. Мог от души повеселиться, устроив для окружающих настоящий праздник или сюрприз, вспоминал князь Борис Куракин.

Франц Лефорт. Фото: ru.wikipedia.org
Франц Лефорт. Фото: ru.wikipedia.org
КУРАКИН: Помянутый Лефорт был человек забавный, роскошный или назвать дебошан французский. Он непрестанно давал повсюду балы и обеды.

Когда Пётр уехал в Англию, Лефорт продолжал заниматься государственными делами: купил 7 новых военных кораблей, нанял лучших европейских «морских» специалистов. Царь сполна отблагодарил своего расторопного фаворита. Государь (на свои деньги) построил для него Лефортовский дворец.

Он понимал царя Петра буквально с полуслова, даже с полувзгляда. Государю хочется праздника? Выписываем из Европы лучшего фейерверкера! Спина болит у Его Величества? В Москву уже едет опытный лекарь! Нужны потешные полки? Наберём людей, построим, обучим. Франц Лефорт не просто приглашал иностранцев в Россию, он их зазывал, рассылая письма следующего содержания:

ЛЕФОРТ: По милости Божьей мы живем под таким правлением, которое никогда не бывало более милостиво к иноземцам!

Многих своих «прошенных гостей» Франц Яковлевич нередко отправлял назад в Европу. И не потому, что для них не нашлось хороших должностей. Нет. Делалось это для того, чтобы люди рассказывали у себя на родине, как сейчас живет загадочная и такая далекая Московия. Впрочем и сам Лефорт часто писал в Женеву, Париж или Лондон о чудесах собственного пребывания в России.

ЛЕФОРТ: В моём саду есть пруды, каких нелегко найти здесь, изобилующие рыбою. За садом, на другой стороне реки, имею я парк, где содержатся различные дикие звери. Рабы и рабыни, которых у меня довольно, все мною освобождены. Словом, дом мой красивейший и приятнейший в целом околотке. Русские приезжают осматривать его как диковинку.

Корабли Лефорта. Их было немного, зато какие! Фрегат «Святое пророчество». Именно на нём в 1694 году торжественно подняли русский военно-морской флаг: он состоял из полос красного, синего и белого цветов. Галера «Принципиум», на нём красовался личный адмиральский штандарт Франца Яковлевича. И он был горд и благодарен своему покровителю.

Галера "Принципум". Фото: culture.ru
Галера "Принципум". Фото: culture.ru
Лефорт: Сердце мое лежит к России и благодарность обязывает посвятить жизнь монарху, от которого я получил многие благодеяния.

Современная Москва. Район Лефортово: Лефортовский парк, Лефортовская набережная, Лефортовский мост, Лефортовский рынок и, чего уж там, Лефортовская тюрьма. Да, не зря один из русских историков заявил однажды:

ИСТОРИК: Доколе будет существовать Россия, с именем Петра будет неразлучно имя Лефорта!

В 1694 году в России состоялись первые крупномасштабные инженерно-военные учения с участием полков «нового строя». Манёвры проходили возле села Кожухово в четырёх верстах к югу от Москвы. Сам царь Пётр I выступал в роли армейского бомбардира, вспоминал князь Борис Куракин.

КУРАКИН: Об экзерцициях военных можем сказать, что были весьма к прогрессу обучения его величеству и всем молодым людям. Напомню о той потехе, которая была под Кожуховым в Коломенских лугах, о которой могу сказать, что едва ли какой монарх в Европе может учинить подобное!

Франц Лефорт всегда отличался храбростью и отвагой. Вот и на этот раз он проявил себя с самой лучшей стороны, утверждал очевидец тех давних событий.

ОЧЕВИДЕЦ: Швейцарец получил ранение при штурме укреплений брошенным горшком, начинённым порохом. Однако его полк всё-таки взял равелин.

Честный, порядочный человек. По утверждению известного российского историка Николая Павленко, первый русский адмирал заметно отличался от других московских чиновников наделённых властью.

ПАВЛЕНКО: Лефорт был бессребреником. Он не использовал близость к царю для безнаказанного грабежа казны и подданных. Не выпрашивал он пожалований у своего приятеля-монарха, довольствуясь его щедростью, не вымогал взяток у лиц, которым оказывал разного рода услуги, и после своей смерти оставил вдове долги, которые пришлось выплачивать самому царю.

Где сегодня находится могила Франца Лефорта неизвестно. Прошло много времени, и усыпальница отважного адмирала была утрачена. Известно, что отпевали его в реформатской церкви и похоронили недалеко от Лефортовского дворца. Говорят, что во время прощального салюта одному из плохо обученных солдат оторвало ядром голову. В народе сочли это плохой приметой. По легенде, могила Лефорта была покрыта мраморной доской с вырезанной на ней эпитафией: «Остерегись, прохожий, не попирай ногами сего камня: он омочен слезами величайшего в свете монарха».

Слушайте программу «Адмиралы русского флота» на Радио ЗВЕЗДА