240 лет назад, 27 августа 1783 года на Марсовом поле в Париже состоялся первый полёт «шарльера» - воздушного шара, наполненного водородом. За полетом наблюдали 300 тысяч парижан. За два месяца до этого, 5 июня парижские обыватели могли видеть первый полет монгольфьера - аэростата, наполненного горячим воздухом.
Как обычно бывает в случае великих открытий, у первопроходцев появляются оспаривающие их славу конкуренты. Так было и в этом случае: у братьев Монгольфье, появился конкурент молодой профессор физики Жак Шарль. Он заявлял, что дым не лучшее средство для подъёма аэростатов, поскольку остывает и теряет свою подъемную силу. Использование в шарльере водорода стало новым словом в науке, шедшее следом за открытием в 1766 году британцем Генри Кавендишем метода получения водорода. Фокусы с нагретым воздухом были известны ещё в средневековом Китае.
Демонстрация Жака Шарля имела большой успех: поднявшийся в течение нескольких минут на глазах у изумлённой публики, его воздушный шар вскоре стал невидимым. Упавший спустя 45 минут в окрестности одной из деревень аэростат был захвачен недружелюбно настроенными селянами, которые проволокли его вдоль улицы.
Дальше воздушная гонка развивалась следующим образом. 19 сентября 1783 года в Версале был осуществлён полет монгольфьера с первыми живыми существами: курицей, овцой и петухом. При старте присутствовал король Людовик XVI.
21 ноября 1783 года состоялся полет первых людей: на монгольфьере в воздух поднялись Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд.
Старт первого шарльера с людьми состоялся 1 декабря 1783 года в Париже. В корзине аэростата был сам изобретатель профессор Шарль. Вторым аэронавтом был М.Н. Робер. Наблюдали за полетом «водородного» шара 400 тысяч зрителей. Аэростат поднялся на высоту 3000 метров. Этот воздушный шар представлял собой уже почти идеальную модель аэростата того времени в плане технического оснащения: плетёная корзина, приспособление для надувания, клапан для сдувания водорода, балласт, якорь, барометр и компас. На этот раз приземлившийся после трехчасового полета во французской глубинке воздушный шар был приветственно встречен, уже извещенными относительно подобных полетов, крестьянами. А сам профессор Шарль стал героем.
Хотя братья Монгольфье заслуженно заняли в истории место первых воздухоплавателей, было бы справедливо помнить и о заслугах профессора Жака Александра Сезара Шарля. Дух состязательности и конкуренции явился стимулом для развития новых технологий и научных исследований. Так было два с лишним века назад, так остаётся и сейчас.
Рекомендую к прочтению:
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.