Для тех, кто недавно присоединился к нам, напоминаю, что мы рекомендуем к прочтению детям классику мировой литературы, не охваченную школьной программой.
В конце каждой статьи имеются ссылки на предыдущий, последующий и 1-ый выпуски.
Если вы не знаете, что дать почитать ребенку, выберите что-нибудь из классики и можете быть уверены, что эта книга точно принесет ребенку пользу.
Кто - то может думать, что подростку достаточно школьной программы: зачем ему еще что-то читать дополнительно? Он и так, скорее всего, загружен домашними заданиями, ходит на кружки, в секции. Где взять время на чтение книг?
Можно предложить ребенку прочитать небольшой рассказ на зимних каникулах. Он мог бы читать, например, по нескольку страниц в день. На летних каникулах можно выбрать произведение побольше или даже несколько произведений. Тут все зависит от самого ребенка, от его заинтересованности. Ну, и от того, какие книги вы ему порекомендуете.
Выпуск 4.
Одним из произведений мировой классики является роман " Три товарища" Э.М.Ремарка. Книги Э.М. Ремарка очень популярны в России, именно в душе у русского читателя его философия нашла отклик. Наверное, нет в нашей стране человека, кто бы не знал такие произведения Ремарка, как "На Западном фронте без перемен", " Триумфальная арка" и др. Но сегодня речь пойдет о самом романтичном его произведении - "Три товарища". Смело рекомендуйте его подростку.
Рекомендуемый возраст прочтения: от 16 лет.
Место действия романа:
Германия, 1928 год.
Время написания романа:
1937 год.
Краткое содержание сюжета:
После окончания 1-ой мировой войны трое школьных друзей, боевых товарищей, Роберт Локамп, Отто Кестер и Готфрид Ленц открывают небольшую автомастерскую. Времена непростые, тяжелые, отголоски войны все еще слышны; в стране безработица; то тут, то там вспыхивают митинги, проходят политические собрания разных партий; нередко возникают перестрелки. Люди полны отчаяния и пытаются выжить, кто как может. Отто Кестер - бывший гонщик, у него имеется неказистая на вид машина с гоночным двигателем, и иногда друзья развлекаются, обгоняя на ней более мощные автомобили,тем самым приводя в недоумение водителей этих авто. К этой машине у них очень трепетное отношение, они называют ее "Карл", он - четвертый товарищ, и в произведении " Карлу" не раз предстоит сыграть важную роль. Во время одного из таких заездов друзья встречают девушку, в которую влюбляется Роберт, и между ними завязываются отношения. Вскоре выясняется, что Пат смертельно больна легочным туберкулезом, и Робби делает все, чтобы поддержать ее. Ему помогают его товарищи. Счастье и гармония длятся недолго: во время одного из политических собраний Ленца убивают, а Пат вынуждена уехать на лечение в санатоий, в место с подходящим климатом, который позволил бы ей продлить жизнь. Роберт проводит с ней последние дни и минуты ее жизни, и на его руках она умирает.
Чему учит унига:
Если роман " 1984", который мы разбирали ранее, о том, чтобы научиться думать, то "Три товарища" задевает струны души. Это книга об отчаянии и надежде, любви, верности и преданностии, о благородстве и милосердии, мужестве и самоотдаче. Об умении выстраивать отношения с людьми, о том, как важна в жизни настоящая дружба, о том, как мужчина должен относиться к женщине. Как раз в 16-17 лет подростки начинают обращать внимание на противоположный пол, приходит первая влюбленность, а Ремарк - великий мастер говорить о любви так красиво, что это не может никого оставить равнодушным. Его описания женщины и чувств к ней полны метафор, эпитетов, сравнений, - читая, мы получаем эстетическое наслаждение.
Повествование ведется от лица одного из товарищей, главного героя - Робби. Книга затрагивает несколько аспектов, и мы по очереди рассмотрим их. Как всегда, мы рекомендуем обсудить книгу с ребенком после прочтения. И вопрос, который уместно задать, может звучать так: "Почему автор назвал книгу " Три товарища", а не "Три друга", " Три приятеля"? На первый взгляд ответ очевиден: потому что они вместе прошли войну. Они боевые товарищи. Но в книге тема товарищества раскрыта гораздо шире: товарищ у Ремарка - это больше, чем друг. Это не про "понять и простить"; товарищ - это единомышленник, тот, кто думает и действует так же, как ты, понимающий тебя с полуслова; это тот, с кем стоишь " плечом к плечу"; тот, кто готов сделать ради тебя то, что не сделает ради себя. Очень показателен в этом отношении образ Кестера: в момент, когда у Патриции на море случается кровотечение, Роберт, находясь в растерянности, не зная, чем помочь любимой девушке, в отчаянии звонит своему боевому товарищу, который находится от него в трехстах километрах. Чем может помочь хороший друг, если он просто друг, не врач, и находится от тебя на большом расстоянии? Сделать все возможное, чтобы найти врача, который даст совет, поддержать словом. Так сделает большинство из нас. Но Кестер - больше, чем друг. Он делает невозможное. Он едет к врачу, который лечил Пат, поскольку только этот врач знает историю ее болезни и только он может ее спасти, обманом вытаскивает его из дома и гонит с такой скоростью через туман, что преодолевает 300 километров за короткое время. Потом он признается Роберту, что рисковал своей жизнью и жизнью врача, лишь бы успеть вовремя и спасти жизнь девушки своего товарища. Он так расставил приоритеты.
Важную роль в том, чтобы быстро доставить к Пат врача, сыграл "Карл" - его гоночная машина, четвертый товарищ в книге. Для Кестера "Карл" - это больше, чем машина. " Карл" для него все, это его жизнь. Кестер - гонщик, время от времени он участвует на "Карле" в гонках, в этом смысл его жизни. Ему предлагают за него большие деньги, но он отказывается продавать его. Ничто не может заставить Кестера продать "Карла", ни за какие деньги он это не сделает. Но в конце книги он его продаст, чтобы добыть сумму, которой нет у Робби, и оплатить пребывание Пат в санатории, - это продлит дни обреченной на смерть любимой девушки Робби. Он делает это даже не ради того, чтобы спасти - спасти ее уже невозможно, а только ненадолго продлить ее жизнь. Кестер снова делает свой выбор, который считает правильным. Вывод: книга учит расставлять приоритеты.
Таких моментов в книге еще будет много, - каждый из товарищей готов сделать для другого все возможное и невозможное, при этом каждый старается уберечь другого, как, например, когда встает вопрос о том, чтобы найти убийцу Ленца. Кестер, зная, что у Робби есть девушка, нуждающаяся в его поддержке, отказывается от его помощи в поисках, а Альфонс, еще один боевой товарищ, найдя первым убийцу Ленца и расправившись с ним, прикрывает Кестера.
Второй аспект в книге - это любовь. Утонченная аристократка Патриция Хольман прекрасна во всех отношениях: красива, умна, благородна, тактична. Она нравится всем. Ее принимают в свой круг умудренные жизнью, загрубевшие сердцем, прошедшие войну боевые товарищи Робби, которых в романе больше, чем трое: она трогает душу грозного Альфонса, художник Фердинанд мечтает нарисовать ее портрет, "последний романтик" Ленц характеризует ее как "девушку, умеющую создать определенную атмосферу". Она вызывает благосклонность недоверчивой фрау Мюллер, хозяйки домика у моря, где остановились Пат с Робби; ее одобряет и привязывается к ней добродушная, но немного бестактная хозяйка пансиона, где снимает комнату Робби, фрау Залевски. В общем, Патриция Хольман - это идеал, мечта. Необыкновенная, неземная, фантастическая.
Обедневшая после смерти родителей и вынужденная продавать свое имущество, чтобы свести концы с концами, она достойно переносит все тяготы и отказывается от возможности стать содержанкой богатого мужчины, сделав выбор в пользу любви. Она мужественно переносит неизлечимую болезнь, при этом оставаясь хрупкой и нежной, нуждающейся в заботе и поддержке.
Ремарк наделяет ее всем тем, что хотел бы видеть в женщине мужчина. Неудивительно, что героиня умирает, потому что идеалы не могут стареть, не превращаются в домашних хозяек или брошенных жен. И Ремарк находит единственный способ увековечить этот идеал. Патриция Хольман - это тот идеал женщины, который может стать ориентиром как для юношей, так и для девушек, читающих книгу. И хоть достичь его нельзя, но можно к нему стремиться. А отношения между Робби и Пат, описанные автором, станут примером настоящей нежной и красивой любви для вступающего в жизнь подростка.
Книга учит размышлять. В произведениях Ремарка всегда много ненавязчивой философии, его герои обладают одновременно здоровым цинизмом, юмором и, конечно, при этом смотрят на вещи философски. Он предлагает свой вариант счастья: это быстротечный миг, который невозможно удержать. В "Трех товарищах" для Робби счастье приходит в образе Пат, мы видим этот образ: как светящийся факел в серебряном платье и серебряных туфельках, подобно яркой звезде, озаряющей обыденность и дни, заполненные пустотой и безысходностью, Пат наполняет жизнь Робби смыслом. Платье в романе - символ, такой же, как "Карл" для Кестера. Робби просит Пат не надевать платье, когда она не с ним, поскольку для Робби это платье имеет важное значение: она была в нем, когда он увидел, как она прекрасна и понял, что любит ее. Это платье рвется, когда Пат в последний раз, выходя на вечеринку с Робби, надевает его. Умирает Пат - и платье тоже словно умирает, когда Пат бросает его в чемодан, говоря, что больше оно ей не понадобится, и вместе с Пат умирает счастье, озарившее на короткий миг жизнь Робби. Это известный прием Ремарка: с помощью символов усилить для читателя эффект от восприятия событий, происходящих в романе.
Философская мысль о поисках смысла жизни красной нитью проходит во всех его произведениях и должна заставить читателя задуматься над этим вместе с героями его романов. И смысл жизни автор видит в том, чтобы ценить тот миг, что мы проживаем, тот островок счастья, что дарят нам близкие друзья, любимые люди, находящиеся рядом с нами в этом безумном, катящемся в пропасть мире.
"Катящийся в пропасть мир" - это тот мир, в котором живут герои абсолютно всех произведений Ремарка, и "Три товарища"- не исключение. И это то, что следует обсудить с ребенком как об одном из важных аспектов в романе. Мы уже говорили, что произведение должно нести в себе познавательную функцию. Обычно мы упоминаем об этом в первую очередь, но в этот раз стоит поговорить об этом подробнее.
Герои живут в Германии в период между Первой и Второй мировыми войнами. Что представляла тогда собой Германия? Веймарская республика, в 1923 году пережившая гиперинфляцию, когда деньги за день обесценивались наполовину, зарплата выдавалась два раза в день, чтобы люди могли что-то успеть купить на них. Эта тема развита в другом произведении Ремарка - "Черный обелиск", но упомянута и в "Трех товарищах" в воспоминаниях Робби. Страна в упадке. Люди пытаются выжить кто как может. Показательны образы второстепенных персонажей, которые окружают наших героев. Девушки легкого поведения в описании Ремарка вызывают только сочувствие - это несчастные, одинокие, затравленные существа, вынужденные заниматься этим промыслом, чтобы выжить, которых любой может обидеть и обмануть. Это не алчные до денег девицы, а вдовы, потерявшие на фронте мужей, одинокие матери, пытающиеся прокормить ребенка, калеки. Голодный студент, живущий в одном пансионе с Робертом, который не ест по нескольку дней, чтобы хватило денег оплатить учебу. Он берется за любую работу, какую может найти, но все это временно и нестабильно. Другой сосед Роберта Хассе теряет работу и тут же оказывается без средств к существованию. По этой причине от него уходит жена, и он заканчивает жизнь самоубийством, не в силах выдержать свалившегося на него одиночества.
Это мир боли, безысходности, отчаяния.
На этом фоне происходят митинги, политические собрания, беспорядки на улицах, перестрелки, в одной из которых погибает Ленц. Униженная проигрышем в Первой мировой войне нация с упоением слушает докладчиков от разных партий, которые требуют реванша за проигрыш. Это время зарождения идей национализма и фашизма, обусловивших приход к власти Гитлера.
Не нужно слишком углубляться в историю, но ребенка просветить на этот счет стоит, чтобы он мог лучше понять философию героев Ремарка и понять, почему он называет этот мир "катящимся в пропасть" и почему для него счастье - это короткий ослепительный миг.
Ключевых фраз в произведении очень много. Вот некоторые из них:
Я вгляделся. Младенец как младенец.
- Бедненький, - сказал я. - Ведь совсем не представляет себе, что его ждет. Хотел бы я знать, к какой войне он поспеет.
- А кто же ты?
- Не половинка и не целое. Так... фрагмент...
- А это самое лучшее. Возбуждает фантазию. Законченные женщины быстро надоедают. Совершенные тоже, а "фрагменты" - никогда.
Счастье - это самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете.
"Карл" значил для нас гораздо больше, он был нам настоящим товарищем - этот "призрак шоссейных дорог". Нам надо было быть вместе. "Карлу" и Кестеру, "Карлу" и Ленцу, "Карлу" и Пат... Ленца убили. "Карл" ушел. А Пат? Невидящими глазами я уставился в небо, в это серое и бескрайнее небо какого-то безумного бога, который ради собственной забавы выдумал жизнь и умирание.
Уважаемые читатели, жду ваших отзывов и комментариев.
Ознакомиться с выпусками 1, 3 и 5 вы можете по ссылкам: