Все мы, родители, хотим, чтобы наш ребенок, когда вырастет, стал умным, образованным, хорошо умел ориентироваться в перипетиях жизни, достиг определенного успеха в карьере, в семейной жизни, да и просто был счастлив. Большое влияние на становление личности человека оказывают книги, прочитанные им в детском и подростковом возрасте. И вот тут мы, родители, должны держать руку на пульсе и контролировать процесс.
Ребенок, подросток, в общем-то, не знает, что читать; да и не особо желает заниматься этим скучным делом. Он, как правило, из литературы читает то, что проходят в школе; то, что рекомендуют для самостоятельного чтения в той же школе; в крайнем случае то, что попадется ему на глаза (зачастую это литература, не подходящая ему по возрасту или не несущая в себе никакой полезной функции).
Поэтому задача родителей правильно подобрать подходящую литературу и увлечь ребенка чтением. Это сделать непросто. В наше время не так много детей, увлекающихся чтением; да и ни к чему заставлять ребенка читать все подряд.
Поэтому я начинаю рубрику: какие книги рекомендовать читать детям и подросткам, чтобы им было увлекательно и интересно. А главное, чтобы прочтение книги принесло пользу. Мои рекомендации будут отличаться от тех, что рекомендует школа для самостоятельного чтения (некоторые могут совпадать). Причина проста: цель школы - воспитать гражданина, патриота, приносящего пользу государству; литература подбирается соответствующая. Наша цель другая: помочь становлению разносторонней, мыслящей, критически смотрящей на вещи личности. Другими словами, умеющей думать и делать выводы. И помним: все, что происходит в мире на уровне государств: войны, революции, все, что имеет место в жизни человека - любовь, дружба, предательство, умение выстраивать взаимоотношения с людьми, потери, падения и многие другие события в нашей жизни - все уже описано в мировой литературе, и ребенок, уже подготовленный прочтением нужных книг, спокойнее и уверенней сможет переносить события мирового масштаба, личные драмы и трагедии в своей жизни, достойно переживать падения, вставать на ноги и идти к успеху.
Выпуск 1.
На фоне происходящих мировых событий я не случайно решила начать с книги Джорджа Оруэлла "1984". Наряду с антиутопиями " Мы" Е. Замятина и О.Хаксли "О дивный новый мир" эта книга о противодействии человека системе. Но из этих трех антиутопий именно "1984" я бы порекомендовала к прочтению подростку.
Рекомендуемый возраст прочтения: от 16 лет.
Место действия романа:
Великобритания, которая является провинцией государства Океания.
Время написания:
Роман закончен в 1949 году, поэтому 1984 год рассматривается автором как будущее.
Краткое содержание сюжета:
Уинстон Смит живет в мире с тоталитарной системой, где много лет правит партия. Кто стоит во главе партии, неизвестно. Страна постоянно ведет войну то Остазией, то с Евразией, то объявляя перемирие с какой-либо из стран, то объединяясь с одной из стран против другой. Судя по всему, и в Остазии, и в Евразии - своя тоталитарная сисема с некоторыми национальными отличиями, но по сути такая же. Бежать некуда, да и невозможно - безысходностью веет на протяжении всей книги. Люди узнают из новостей, с какой именно страной сегодня воюет Океания, и эта война длится бесконечно (объяснение, зачем это нужно, есть в книге). За каждым человеком ведется круглосуточная слежка; детей с раннего возраста приучают доносить на родителей и окружающих при малейших подозрениях в нелояльности системе, людей отучают мыслить и даже говорить на нормальном языке, постепенно переводя речь на новый язык и сокращая лексикон. Уинстон работает в Министерстве Правды, где в его обязанности входит исправление несбывшихся прогнозов прошлых выпусков журналов, также он должен убирать упоминания об исчезнувших людях, впавших в немилость партии. Уинстон встречает девушку, влюбляется, и вместе они пытаются противостоять системе, тайно встречаясь, скрывая свои мысли и чувства. Заканчивается роман полным поражением Уинстона и победой системы, "перешивке" мыслей в Министерстве Любви (допускалась только любовь к партии) и фразой, выражающей мысли "переделанного" Уинстона: "Теперь все хорошо. Он одержал над собой победу. Он любил Старшего Брата".
Ключевые цитаты в произведении:
Лозунги партии: "Война - это мир",
"Свобода - это рабство",
"Незнание - сила".
"Большой Брат смотрит на тебя".
"Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым."
Чему учит книга:
Прежде всего книга учит думать. В наше непростое время, мы, погруженные в информационное поле, каждый день получаем порцию различных новостей от разных источников. Мы, сами того не замечая, становимся слепыми жертвами умелых манипуляторов нашего сознания, пропагандистов и просто мошенников. Прочитавшие книгу, по крайней мере, будут вооружены знаниями, а, значит, лучше защищены от чуждого воздействия на свое сознание. Любая прочитанная книга оставляет след на всю жизнь, а жизнь человека слишком длинна, и много событий может произойти в течение человеческой жизни. В основе сюжета - борьба человека с системой, в которой он разбивается об эту систему. Из этого следует второе, чему учит книга - это осторожность; понимание, как слаб человек против машины в лице государства; осознание, чем чревата борьба с ней. Но люди разные, и на каждого человека книга оказывает разное влияние: если какой-нибудь человек сделает один вывод, то другой человек сделает вывод прямо противоположный в зависимости от характера читающих. Кто-то хочет спокойствия в своей жизни, остаться в стороне и посвятить себя работе, семье - для такого человека эта книга послужит предостережением, а кто-то борец по натуре - такой человек прочтет ее как призыв к борьбе, к переменам в своей жизни, и это приводит нас к третьему, что дает нам книга: умение делать выбор. Но выбор не бездумный, не навязанный извне хитрыми манипуляторами, а собственный, основанный на знаниях, - для молодого поколения и знаниях и опыте - для старшего. И мы, родители, предлагая прочесть своему ребенку эту книгу, вооружаем его этими знаниями, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни.
Уважаемые читатели, жду ваших отзывов и комментариев.
Ознакомиться с выпуском 2 можете по ссылке: