Почему так важно развивать электронные сервисы и как они облегчают взаимодействие участников рынка? Об этом на международной выставке MIMS Automobility Moscow рассказал Илья Минкин, генеральный директор АО “Электронный паспорт”. Приводим его выступление с круглого стола, организованного совместно с РОАД.
В чем удобство электронного паспорта
Сервис пришел на смену бумажному ПТС, существовавшему с 1993 по 2018 годы. Он удобнее: можно не бояться потерять его, забыть и так далее. Электронный паспорт формируется на основании свидетельства о безопасности конструкции, данных о регистрации и других событий.
Ресурс собирает максимальный объем данных о транспортном средстве, включая сведения об утилизационном сборе, собственнике, техобслуживании, страховании и пр. Так как часть этой информации вносят на добровольной основе, компания организовала работу с собственниками, чтоб информация попадала в систему. Илья Минкин выразил надежду, что тесное сотрудничество с РОАД поможет собирать и другие сведения и развивать тем самым рынок.
За время работы компания внедрила электронное одобрение типа ТС. Срок его оформления сократился с полугода (в лучшем случае) до месяца. Также упростилось оформление свидетельства о безопасности конструкции — теперь это займет несколько часов. Сведения автоматически подгружаются в электронный паспорт.
В этой сфере возникают и сложности. Так, в последнее время появилась проблема с таможней. Остро стоят вопросы, связанные с утилизационным сбором. “Электронный паспорт” помогает решать их и отвечает по всем каналам связи — техподдержка работает постоянно.
Сейчас по вопросам утилизационного сбора организовано взаимодействие с органами власти и структурами. Информация об ограничениях (санкциях за неуплату) передается через “Электронный паспорт” и поступает в ГАИ.
“Если вы как физическое лицо ввозите автомобиль, лучше заплатить сбор и не рисковать, — советует Илья Минкин. — Рано или поздно придется это сделать. Не создавайте проблемы при регистрации ни себе, ни будущему покупателю”.
Электронные договор купли-продажи и осмотр
Еще один продукт, который планируется выдвинуть на рынок, — электронный договор купли-продажи. Компания ведет переговоры с Минцифры и МВД, чтобы передача информации в ГАИ была бесшовной. Сейчас состояние готовности — более 90%. Сервис напрямую связан с электронным паспортом — сведения взаимно доступны.
Электронный договор будет интегрирован с электронным осмотром. Он решает вопрос фотографий для паспорта. Потребуется записать короткое видео и загрузить его в приложение. Сервис сделает обработку и предоставит четыре высококачественных фотографии с фиксацией маркировок.
Плюс он обеспечивает доступ к этим снимкам, что нужно для подтверждения достоверности. То есть можно обмениваться информацией с другими коллегами и проверять, какой автомобиль был при оценке соответствия, какой — при перепродаже и так далее. Сервис будет доступен каждому и имеет потенциал для масштабирования.
Электронный договор купли-продажи будет идти от импортера или производителя к дилеру, а затем к клиенту — и в обратную сторону. Это особенно актуально для TRADE-IN.
Предполагается, что договор будет включать в себя статичную часть, соответствующую гражданскому кодексу, и динамичную, в которой фиксируются условия сторон. Это позволит решить вопрос легитимности договора и синхронизации текстов юридических документов.
Также ведется работа, касающаяся ЭЦП. Можно будет воспользоваться обычной (на носителе) и простой (логин - пароль) электронной подписью. Возможно, удастся внедрить использование госключа — специального приложения. У госорганов к такому способу претензий не будет.
“Электронный паспорт” и дилеры
“Электронный паспорт” — это коммерческий проект, поэтому в компании заинтересованы в развитии рынка и совершенствовании современных сервисов.
Так, существующие инструменты позволяют подтвердить достоверность сведений для дилерского сообщества. Это полезно: ведь можно конкурировать за счет скручивания спидометра, а можно — за счет продажи “белых” авто. Очевидно, что второй путь более правильный и прибыльный. Такие машины намного более востребованы.
Роль дилеров, по мнению Ильи Минкина, должна повышаться, а сообщество — развиваться. Особенно это актуально в текущих условиях. Со своей стороны “Электронный паспорт” продвигает инициативу, чтобы дилеры были участниками техосмотра. Когда за автомобилями следит профессиональное сообщество, это положительно влияет на безопасность движения. Поэтому дилеров важно поддерживать и укреплять взаимодействие между ними и всеми участниками рынка.