Каждый ребенок – уникален. Факт бесспорный. Но когда родители водят детей к педиатру с соплями – советы они получают универсальные. Похожие симптомы – аналогичное лечение. И детки выздоравливают. То же самое с проблемой детской гиперактивности. Есть универсальные психологические советы, которые облегчат жизнь семье со сверхподвижным, непредсказуемым ребенком.
Гиперактивность у детей – сложное психологическое состояние, требующее особого внимания и правильного подхода со стороны:
- родителей,
- сопровождающих специалистов из области медицины,
- психологов и педагогов.
В статье вы найдете советы психолога, помогающие справиться с этим сложным вызовом.
Жизнь с гиперактивным ребенком – настоящее испытание для многих родителей. Их энергичные и неусидчивые дети всегда находятся в движении, подвергая окружающих и себя постоянной психологической нагрузке, а порой и физической опасности. Однако, при правильном подходе, можно сделать жизнь с гиперактивным ребенком более гармоничной и спокойной.
Иллюстрировать рекомендацию будет история трехлетней Эллы (имя условно), которую в семье прозвали «девочка-хаос». К этому возрасту, молодые родители уже были измучены бесконечной энергией своего ребенка и не знали, что делать. Они не первый год пытались найти решение этой проблемы. Но действовали, по незнанию, исключительно в житейском русле: списывали проблемы на «сложный характер» ребенка, ругали, хвалили, опять ругали.
Их друзья, родственники и соседи подсказывали им самые разные методы воспитания, но ничего не давало результатов.
Конечно, возникает вопрос, почему в медицинской карте и педиатр и невролог проставили «здоров». Вероятнее всего вердикт выносился после беглого осмотра и отсутствия жалоб со стороны родителей.
Случайным, но продуктивным шагом стало решение, заглянуть в той же поликлинике к психологу. По словам родителей на первой же консультации они совместно нашли решения, помогающие более эффективно взаимодействовать с Эллой-хаосом. Последующие консультации специалиста помогли улучшить её поведение.
1.
Первым советом было создание структурированного режима дня. Регулярность и предсказуемость помогли Элле в налаживании эмоциональной и психической стабильности.
Психолог объяснил, что детям с гиперактивностью особенно важно знать, что происходит вокруг них и что ожидается от них.
Регулярный распорядок дня, с определенными временными интервалами для еды, игр, сна и других деятельностей, помогает гиперактивным детям чувствовать себя более уверенно и комфортно. Гиперактивные дети слабо реагируют на речевые инструкции, поэтому плакат «Режим дня», сигнальные карточки для них очень важный помощник.
Еще психолог советовал родителям использовать понятие «микроперерывов». Вместо того, чтобы требовать от Эллочки постоянного спокойствия: «сиди спокойно», «ешь спокойно», «играй спокойно» он рекомендовал давать такие инструкции: «Сейчас нужно посидеть спокойно, чтобы сделать это задание, а потом будет перерыв».
Короткие перерывы для движения и игр на протяжении дня, позволяли ей освободить скопившуюся энергию и лучше сконцентрироваться во время остальной деятельности.
2.
Другой важный аспект, на который обратил внимание психолог, был установление четких правил и границ. Для ребенка с гиперактивностью очень важно знать, где заканчивается допустимое, и начинается недопустимое поведение. Это помогает ему осознать последствия своих действий и развивать самоконтроль.
Родители должны освоить и использовать технику наград и поощрений. Гиперактивные дети часто ощущают дефицит внимания и нуждаются в частой обратной связи и подтверждении правильности своих действтий.
Награды – это только во вторую очередь лакомства, игрушки, и приятные походы в парк или цирк. А в первую очередь – это значки, наклейки или жетоны, которые можно обменять на те самые лакомства, игрушки, и приятные походы в парк или цирк. Такая знаковая система показывает ребенку, что если копить свои достижения, можно много приятного от жизни получать.
При этом родители хвалили Эллу за успехи, показывали, что гордятся ею. Использование маленьких вознаграждений способствовало желаемому поведению.
3.
Не менее важен был совет психолога о родительской самоопределенности. Родители гиперактивных детей часто чувствуют себя обеспокоенными действиями своего ребенка. А еще они часто не уверены в правильности своей ответной реакции. Работа с психологом позволила принять своего ребенка таким, какой он есть, и не сравнивать свою семью с другими. Это дало уверенность родителям в своих силах.
Психолог советовал родителям позаботиться о собственном физическом и эмоциональном состоянии. Ведь забота о гиперактивном ребенке – это марафон, а не спринт.
Родителям важно тщательно планировать свои собственные перерывы и время для отдыха. Забота о собственной психической и физической форме помогает им сохранить ясность мышления и эмоциональную устойчивость в этих трудных моментах. Ведь коррекция поведения при гиперактивности – это годы работы.
***
В пять лет родители привели девочку в детский сад и сразу же пошли на консультацию к психологу учреждения. Так получилось узнать, что родители еще до сада смогли перестроить свой подход к воспитанию гиперактивного ребенка. Они установили режим, границы, правила, систему поощрений, проводили более качественно время вместе.
А ещё нашли внимательного детского невролога. Девочка проходила курсы медикаментозного лечения.
Родители заметили, что ребенок стал более сосредоточенным и спокойным. Это, в свою очередь положительно сказалось на общей атмосфере в семье.
История Эллы и ее родителей является примером того, что стратегии, рекомендованные психологом, могут принести реальные изменения и улучшить жизнь всей семьи.
Важно помнить, что каждая ситуация уникальна, и поэтому может потребоваться индивидуальный подход, но с правильной поддержкой и наставлениями, родители смогут найти путь к успеху в воспитании гиперактивного ребенка.
Применение медициской помощи, советов психолога и понимание психологических принципов в воспитании гиперактивных детей может сделать этот путь более осознанным и успешным.
Еще о гиперактивности: