Здравствуйте, дорогие читатели канала «Психолог из детсада». Кто же не знает врача педиатра из Харькова Евгения Олеговича Комаровского. Можно ли доверять его мнению?
На мой взгляд, можно. Закончил харьковский медицинский институт. С 1983 года в педиатрии. Причем работал в инфекционном отделении детской областной больницы, где ответственность чрезвычайно высока. Есть у него большой опыт работы в реанимации, куда некомпетентных не берут.
Е.О. Комаровский возглавлял инфекционное отделение в лихие 90-е годы. Этот доктор повидал всякое. Его оптимизм, умение не сидеть сложа руки, убедительные и доступные консультации, сделали его научно-популярным доктором. Кстати, является кандидатом наук. К его словам прислушиваются миллионы родителей.
В своей передаче «Школа доктора Комаровского» он делает упор на здравый смысл. Не любит пугать родителей мнимыми болячками детей.
Но здравый оптимизм доктора Комаровского, к сожалению, убаюкивает тех родителей, которые не хотят замечать проблем у своих детей. Слова педиатра понимаются, ими так, как им удобно.
Например, некоторые родители гиперактивных детей с комфортом прячутся за его фразу, что нормальный, здоровый ребенок должен быть худым и с шилом в попе.
Я детсадовский психолог, знаю об этом, поскольку услышала эту фразу от нескольких родителей на протяжении 3 – 4-х последних лет.
Для того чтобы обойти барьеры этой психологической рационализаторской защиты родителя, приходится дополнять фразу доктора Комаровского.
Соглашаюсь родителями:
– Да, Евгений Олегович прав, нормальный здоровый ребенок должен быть худым и шилом в попе. Но при этом все действия ребенка должны быть результативны.
Он должен достигать поставленных целей. Ведь он здоровый ребенок. Его рисунки – закончены, поделки – сделаны на славу, данные вами поручения – выполнены.
Родителям детально рассказывается о признаках гиперактивности. Но на этом этапе, как правило, идет сильное отрицание: это не про моего ребенка.
Результативным ключим являютя образцы групповых работ, ибо всё познается в сравнении.
Родители видят контраст:
- хаотичные линии на рисунке гиперактивного ребенка и аккуратные других детей;
- куча скомканного пластилина или аккуратно сделанные зайчата;
- несколько обрывков цветной бумаги, наклеенных на скомканный и затем разглаженный лист, или аккуратная аппликация «Цветы в вазе».
Разумеется не все плохорисующие дети гиперактивны. Но все гиперактивные дети задания в группе выполняют хуже сверстников. Слишком много для них сенсорных раздражителей вокруг.
Рисунок гиперактивного ребенка, чья проблема игнорируется, затрудняется вслушаттся в тему, аккуратно выполнить задание, сохранить, а не разрушить результаты своих работ.
Разумеется, родителей нужно знакомить с основными симптомами гиперактивности, но рассматриваемые им "наглядности" дают бОльший эффект, чем просто слова педагога-психолога.
Проблема гиперактивного ребенка не в том, что он умеет плохо лепить, рисовать, клеить аппликации, а в том, что он, постоянно отвлекаясь на постронние раздражители, не может сформировать для себя замысел, закончить начатое дело.
Родитель, не желающий выходить из комфортного состояния «самоанестезии», и после этого может выдвинуть аргумент, что ребенок просто еще не умеет этого делать. И не всем же дано это уметь.
Конечно, согласиться стоит. Но результативный "минимум", положительная динамика с возрастом, есть у каждого ребенка нормы.
Тогда задается встречный вопрос: «За какое время вы поможете научить его сделать так, чтобы он делал как другие дети?». Затем указать, что за то время, что он учится, другие дети продвинутся еще дальше. Ему опять придется догонять их.
Лучше долго не беседовать с родителем, который и после этого не готов принять проблему. Он бессознательно начнет манипулировать вами, «торговаться» выуживать успокоительные ответы для встревоженного сознания.
Лучше дружелюбно предложите посмотреть на результаты этого ребенка через тот срок, за который родитель готов помочь научить его делать так же, как умеют уже все.
А еще можно показать "светлое будущее", расказать о предполагаемых результатах, если проблема будет решаться: будет проведено медицинское обледование сразу несколькими специалистами и после нескольких месяцев наблюдения они консилиумно поставят диагноз СДВГ, назначат лечение, определятся меры коррекции. Это может помочь родителю выйти из тупика отрицания, подарит надежду, что "такое поведение ребенка" – это не навсегда.
Время – верный союзник в работе убеждения родителя пройти медицинское обследование. Ведь если не заниматься проблемой гиперактивности, за месяц-два ничего не изменится. Нельзя будет уже с тем же комфортом прятаться за фразу доктора Комаровского.
Уважаемые родители, помните, диагноз СДВГ - медицинский. Ставят его исключительно медицинские работники, а не окружающие дома, в детском саду или на улице. Но педагогов знакомят, при получении образования, с симптоматикой СДВГ. Это дает ему право сигналить о проблеме гиперактивности ребенка.
Делюсь опытом работы, наблюдениями из жизни. Такие заметки публикую под хэштегом #консультации психолога из детсада
Еще обсуждение фраз известных людей на канале:
Золотой совет диктора Аллы Данько родителям. Коучеры отдыхают