Найти тему
Психолог из детсада

Ребенок с СДВГ в детском саду. Консультирование воспитателей с применением кейс-технологий

Уважаемые коллеги, предлагаю рассмотреть комплекс клинических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), выделенные А.Д. Гонеевым в соавторстве с А.Д. Лифинцевой, Н.В. Ялпаевой в учебнике для ВУЗов «Основы коррекционной педагогики»:

  • беспокойные движения в кистях и стопах при повышенном мышечном тонусе (ребенок, как сжатая пружина);
  • легкая отвлекаемость на посторонние раздражители (шум за дверью, случайный стук);
  • болтливость при неумении выстроить логически фразу, прерывании разговора (недоговорил и убежал);
  • неспособность доводить начатое дело до конца при быстрой переключаемости с одного дела на другое;
  • спонтанность, необдуманность действий;
  • нарушения сна: прерывистость, беспокойство во сне, более короткий период сна по сравнению с другими детьми;
  • движения резкие, несоразмерные, порой хаотичные. Уровень развития мелкой моторики, как правило, низкий;
  • неравномерный темп работы: хаотичная суетливая деятельность может сменяться вялостью (вплоть до того, что ребенок валится на пол, ковер во время групповых занятий).
  • быстрая смена настроения: от возбужденно-веселого легко переходит к бурному плачу и наоборот.
Гиперактивность  "не лечится" воспитательными мерами, но корректируется при едином подходе медиков и специалистов
Гиперактивность "не лечится" воспитательными мерами, но корректируется при едином подходе медиков и специалистов

Предлагаю рассмотреть две ситуации в формате кейс-технологий.

Кейс №1 "Антон, который часто не слышит воспитателя"

Антон подвижный, активный ребенок. Редко болеет. Регулярно посещает детский сад. У него хороший сон и аппетит. Громко говорит, любит декламировать стихи, в песнях часто солирует. Любит спортивные соревнования, хорошо рисует и конструирует. С детьми играет чаще дружно, но там где он – шумно. Воспитатель часто просит «играть тише». Так же воспитатели жалуются, что Антон не всегда отзывается с первого раза на просьбы. Приходится повторять по нескольку раз, «как глухому».

Определите по данным характеристикам – можно ли назвать данного ребенка гиперактивным, страдающим диагнозом СДВГ?

Кейс №2 "Андрей с диагнозом СДВГ"

Андрей пришел в группу с отметкой в диагностической карте диагноза СДВГ. На лицо все симптомы «сильной возбудимости и слабой саморегуляции»

Какие действия воспитателя будут более результативны для ребенка с таким диагнозом:

1. Требовать соблюдения дисциплины в течение всего дня или чередовать периоды «надо выполнять – можно отдыхать».

2. Долго и подробно в беседах ребенку объяснять, что сделано не так или давать очень краткие указания и задавать для самоанализа ситуации короткие вопросы из 3-5 слов?

3. Ставить ребенку одну цель или несколько целей?

Игры для ребенка с СДВГ в группе детского сада

Для детей с СДВГ рекомендуется ряд игр, повышающих концентрацию внимания, регулирующих саморегуляцию.

Стоп-игры

  1. Аисты ходят по болоту, но по сигналу свистка замирают на одной ноге.
  2. Изображается танец дикаря, пока звучит музыка. Как только музыка останавливается, нужно замереть на месте.
  3. Игра «Снежная королева»: можно бегать пока до тебя не дотронется Снежная королева и не заморозит. Двигаться можно только после того, как Снежная королева тебя расколдовала.

Игры для снятия двигательного напряжения

  1. Игра «Поломанная кукла». Ребенок выполняет инструкцию взрослого: «Сначала у куклы поломались руки, и стали болтаться, затем перестали слушаться ноги, затем и голова стала крутиться в разные стороны. Но мы нашли пульт и стали куклу чинить: починили руки – движения стали плавными. Затем починили ноги, они стоят твердо, красиво. А потом починили голову. Она не болтается, а плавно поворачивается на шее.
  2. Игра «Дождь». Взрослый объясняет ребенку, что дождик начинается с редких капель, но постепенно перерастает в сильный ливень. Но ливень не бесконечен, он заканчивается так же постепенно. После этого, ребенок по подражанию за взрослым начинает стучать по коленям вся убыстряя темп, затем по груди (звук усиливается), затем по плечам, сделав руки крест-накрест (пик ливня). После этого вновь стучим по ногам, постепенно замедляя темп – дождь заканчивается, и после последних движений сидим, прислушиваясь, как тихо стало после дождя.

Игры-поиски

  1. Яркий пример игра с лазерной указкой. Нужно найти в комнате и посветить только на деревянные предметы. Либо выделив форму (круглые предметы), цвет (все красные), размер (на самые большие предметы в комнате).
  2. Всем известная игра «Горячо-холодно».

Игры с копированием образца

  1. Игра «Зеркало». Один из детей выбирается на роль Зеркала. Следует повторять за ним то, что он показывает.
  2. Разложи предметы в таком же порядке, как я.
  3. Похлопай в ладоши, как я.

Игры правилами, предполагающими концентрацию внимания

Известная всем игра «Черное с белым не берите, «да» и «нет» не говорите» (Для детей с СДВГ вначале правила упрощаются до запретных слов «да» и «нет»).

#психолог из детсада о гиперактивности

#консультации психолога из детсада

Уважаемые читатели, ответы на кейсы готова обсудить в комментариях, после того, как вы выскажите свои предположения. Ваш Психолог из детсада.