Найти в Дзене
Учимся у истории

Можно ли назвать удачной аграрную реформу П. А. Столыпина

П. А. Столыпин. Фото из открытых источников
П. А. Столыпин. Фото из открытых источников

Взгляды самого П. А. Столыпина на суть реформ в наибольшей степени нашли отражение в его речах, с которыми он обращался к депутатам Государственной Думы.

Реформатор полагал необходимым подчеркнуть бесперспективность попытки решить проблему за счёт изъятия земель у помещиков. Главной целью правительства объявлялось превращение крестьян в зажиточных собственников, так как только достаток мог способствовать дальнейшему развитию реформ и свобод в других сферах. Главным путём для этого, по мнению Столыпина, являлась необходимость

«дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность».

Только владение землёй на правах частной собственности способно было сделать крестьянский труд конкурентоспособным в сравнении с сельским хозяйством зарубежных стран. При этом Столыпин подчёркивал, что именно создание слоя собственников позволит государству преодолеть революционную смуту.

Возможность в полной мере осуществить свои замыслы в области земельных отношений появилась у П. А. Столыпина после 8 июля 1906 года, когда была распущена первая Государственная Дума и отправлен в отставку И. Л. Горемыкин с поста Председателя Совета министров. Столыпин получил эту должность, которая делала его фактически вторым человеком в империи после Николая II, при этом сохранив за собой и пост министра внутренних дел.

Впрочем, стоит отметить, что многие важные шаги в подготовке реформы были проведены в предшествующий период, когда Столыпин ещё занимал должность губернатора Саратова. В марте 1906 г. был создан специальный комитет по землеустроительным делам. На уровне губерний и уездов создавались подчинённые данному комитету комиссии. Они должны были способствовать ранее созданному Крестьянскому банку в покупке помещичьих земель для последующей продажи крестьянам. Также они способствовали покупке крестьянами земли непосредственно у помещиков или из казённого фонда. Процесс переселения крестьян в Сибирь, замедлившийся по причине русско-японской войны, начал постепенно возобновляться с марта 1906 г., хотя не приобрёл значительных масштабов.

В рамках оценки аграрной реформы как неотъемлемой части более глобальной программы по изменению социального и правового статуса крестьянства большое значение имело подписание императором указа от 5 октября 1906 г., который фактически уравнял крестьян в правах с остальными сословиями, поставил под вопрос само существование сословного строя. Крестьяне могли наравне с другими жителями империи поступать на государственную службу. Наиболее значимо то, что этот указ резко сократил возможности ограничений, а порой и прямого произвола со стороны общины. Крестьяне теперь могли полностью самостоятельно избирать место жительства без разрешения общины, оформлять паспорт по месту фактического проживания, а не там, где они были приписаны к общине. Из этих изменений вполне логично вытекала необходимость предоставить крестьянину и земельным участком пользоваться без согласия общины.

Началом непосредственно столыпинских преобразований можно считать ноябрь 1906 года, когда был принят указ, который должен был способствовать разрушению общинного землевладения. Главным содержанием указа можно считать следующее положение:

«каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли».

Желающие получить свой участок на правах частной собственности, должны были обратиться к сельскому обществу. Если общество не принимало решения о выделении участка из общины, то крестьянин мог обращаться уже к земскому участковому начальнику. При этом за вышедшим из общины со своей землёй сохранялось право на пользование общими пастбищами и лесными угодьями.

Из открытых источников
Из открытых источников

Правительство стремилось к тому, чтобы крестьяне не просто закрепляли за собой землю в частную собственность, но и требовали выделения её в отдельный участок - отруб, отказывались от чересполосицы. Этот процесс получил название землеустройства. Стоит отметить, что плату за все межевые работы, необходимые при разделе земли, в таком случае с владельца отруба землеустроительные комиссии не взимали. Собственники отдельных полосок всё равно не имели возможности огораживать их, не могли продавать их без согласия общины, а только передавать по наследству. Владельцы отрубов или хуторских хозяйств обладали полными правами собственности. Они могли делать со своим участком всё что угодно и использовать его по своему усмотрению.

Государство поощряло не только выделение земли в хутор, но и процесс переселения туда крестьянина из деревенской усадьбы. Это должно было способствовать возможности вести самостоятельное хозяйство, которое в перспективе должно было не только обеспечить крестьянскую семью продукцией, но и стать поставщиком на рынке сельхозтоваров. Если крестьянин решался на такой переезд, то мог получить льготную ссуду на перенос построек и необходимые работы.

Оценка современниками начала реформ могла быть неоднозначной. Так С. Б. Витте хотя и признавал необходимость постепенного разрушения крестьянской общины, в своих воспоминаниях негативно оценивал методы, используемые Столыпиным, писал:

«я чувствую, что закон этот послужит одной из причин пролития невинной крови».

При реализации реформы возникло достаточно много технических сложностей с выделением отрубов. Так как качество земли на разных участках могло сильно различаться, то было не просто прийти к объективному решению об общем размере единого участка. Необходимо было также произвести раздел таким образом, чтобы участки имели свободный доступ к воде. Всё это требовало достаточно сложных и высокооплачиваемых геодезических работ, которые были не по карману большинству крестьян. Это замедлило проведение реформы, но правительству удалось справиться с проблемой, обеспечив местные комиссии необходимым штатом землемеров и предоставляя услуги по выделению и разделу земельных участков за счёт государственного бюджета.

Общине при этом было предоставлено право, в случае принятия решения 2/3 голосов, полностью перейти к отрубному землевладению. Вообще характерной чертой, которая отличала столыпинских реформу от большинства предыдущих, можно считать именно стремление государства учесть пожелания самих крестьян. Крестьян не принуждали резко изменять привычный образ жизни и ведения хозяйства. Они получили возможность сами принимать решение о том, какими они хотели бы видеть свою дальнейшую жизнь. Причём этот выбор можно было сделать не сразу, убедившись в том, что дела у выделившихся на хутора односельчан обстоят в целом благополучно.

Из открытых источников
Из открытых источников

Многие современники отмечали, что начало реформы послужило толчком к глубоким изменениям не только в хозяйстве, но и в психологии значительной части крестьянства. Народу дали понять, что он должен сам быть ответственным за свою жизнь.

«Впервые народ стал лицом к лицу не с начальством, а с самой жизнью».

Конечно, для определённого числа крестьян начало реформы могло стать и поводом для разочарования. Государство давало понять, что нет смысла рассчитывать на получение дополнительной земли за счёт соседних помещиков. Однако для многих крестьян возможность свободно распоряжаться имеющейся землёй могла представляться достаточной компенсацией.

Нельзя игнорировать тот факт, что в некоторых случаях общины могли оказывать давление на своих членов, которые хотели отделиться. Порой это воздействие принимало вид прямого насилия. Однако в масштабах всей страны такие случаи всё же были скорее исключением, чем правилом.

На протяжении 1906-1908 г. в России одновременно начали разворачиваться несколько важных процессов, инициированных стартом аграрной реформы. Крестьяне могли не только закреплять в собственность свой надел, но и продавать его, уходя в город и пополняя ряды рабочих. Однако и покупателями земли выступали также преимущественно крестьяне. В России начали появляться новые формы группового землевладения, создаваться кооперативы.

Дальнейшим изменением нормативной базы в области крестьянского землевладения можно считать закон, принятый в 1910 году, который был утверждён и третьей Государственной Думой, бывшей гораздо более лояльной по отношению к правительству и императору. Этот закон ещё в большей степени был направлен на разрушение традиционной общины, причём в данном случае Столыпин уже не полагался только на инициативу отдельных крестьян. Согласно этому закону, все общины, в которых не проводились общие переделы с момента выделения им земли, объявлялись общинами с подворным землевладением. То есть, каждый крестьянин становился, по сути, собственником своего участка, даже если он и не изъявлял такого желания. Правда, для юридического оформления права собственности продолжала действовать прежняя процедура с решением сельского схода или земского начальника. Этот закон затронул почти 60% крестьянских общин. При этом и те общины, в которых производились переделы, также должны были выделять желающим участки в частную собственность.

Перед принятием данного закона, да и вообще в ходе проведения реформ происходили многочисленные дискуссии о том, должна ли собственность на землю носить личный или семейный характер. Столыпину удалось настоять на проведении в жизнь своего варианта реформ. Он полагал, что только личная собственность на землю предоставляет крестьянину возможность стать полноценным участником рыночной экономики.

Естественно, что практическое применение законов сталкивалось с многочисленными конкретными проблемами и спорными моментами. Это привело к тому, что в 1911 году был издан новый закон «О землеустройстве», в котором предыдущие законодательные акты получили детальное объяснение и были усовершенствованы. Общая направленность закона при этом полностью соответствовала ранее проводимым мероприятиям. Поощрялось выделение отрубов и хуторов, при курсе на разверстание сельских обществ.

Столыпин понимал, что нельзя ограничиваться исключительно мерами, которые были направлены на изменение характера землевладения. Они не могли решить проблему крестьянского малоземелья. В собственность крестьян должны были перейти значительные объёмы казённых и удельных земель. Все государственные земли сельскохозяйственного назначения должны были продаваться крестьянам с посреднической помощью Крестьянского банка. Продажа земель однако не вызвала ажиотажного спроса. Это могло объясняться достаточно низкими доходами большинства крестьян. Кроме того государственные земли, которые представляли интерес, располагались преимущественно как раз в тех регионах, которые не испытывали сильного земельного голода. Всего с начала реформы и до 1914 года было продано 232 тысячи десятин земли, что является весьма скромным показателем.

Правительство также было заинтересовано в том, чтобы крестьяне увеличивали свою обеспеченность землёй за счёт покупки её у других частных владельцев, преимущественно дворян. Естественно, что мало кто из крестьян имел возможность сразу вносить всю необходимую сумму для покупки. Для помощи крестьянам ещё гораздо раньше был создан Крестьянский банк, который должен был давать крестьянам ссуды на покупку земли. Столыпину в 1906 году удалось добиться издания указа, который снижал платежи заёмщиков-крестьян, причём это касалось не только желающих получить кредит, но и ставок по уже действующим кредитным договорам.

Банк вполне целенаправленно способствовал покупке земли именно в частную собственность, а не в общинное владение. Стоит отметить, что цены на землю, которую продавал Крестьянский банк, обычно в среднем на 20% были ниже рыночных, что свидетельствует о стремлении государства облегчить крестьянам приобретение новых участков, решить проблему малоземелья.

Эти меры несколько позволили интенсифицировать процесс покупки крестьянами земли. Однако общий объём приобретённых таким образом земель оставался небольшим. Здесь сыграла роль не только бедность крестьянства, но и психологический момент. Многие крестьяне продолжали рассчитывать на произведение земельного передела в их пользу и безвозмездной передачи помещичьей земли. Соответственно, они не торопились приобретать землю у дворян.

Важнейшей частью столыпинских реформ можно назвать развитие переселенческого движения на новые земли, которые располагались преимущественно в Сибири. Эти земли издавна привлекали внимание наиболее предприимчивой части крестьянства, однако для большинства населения европейской России Сибирь продолжала оставаться малознакомым и непривлекательным краем. Для изменения такого отношения необходима была целенаправленная государственная политика.

Благодаря Столыпину переселенцы начинали получать самые разнообразные льготы. Государство оплачивало проезд туда и обратно, так называемых, «смотроков», которые должны были сообщить своим односельчанам о качестве сибирских земель. Выделялись деньги на сам переезд, а также на обустройство на новом месте. Выдавались государственные кредиты на постройку домов и приобретение сельскохозяйственной техники. На всём пути следования переселенцев были организованы пункты, где они могли получить горячее питание и медицинскую помощь. Сеть фельдшерских пунктов создавалась и непосредственно в Сибири.

Горячее питание для переселенцев на станции. Фото из открытых источников
Горячее питание для переселенцев на станции. Фото из открытых источников

Конечно, главным для крестьян являлась именно плодородная земля. Для обеспечения переселенцев были отданы кабинетные земли на Алтае. Важным моментом было также и то, что эту землю переселенцы изначально получали в собственность, причём при её получении не могло возникать таких проблем, как с выделением участка при общинном землевладении.

Благодаря этим мероприятиям уже в 1906 году количество переселенцев достигло 130 тысяч. А всего вплоть до 1914 года переселилось в азиатскую часть России более 4 миллионов человек. Помимо хуторов и деревень возникали самые настоящие новые города. Сибирское крестьянство было значительно зажиточнее европейского, выше была степень его обеспеченности разного рода машинами. К положительным результатам реформы можно отнести то, что Сибирь стала регионом, который экспортировал сельскохозяйственную продукцию, особенно хлеб и масло.

В данном направлении реформы мы вновь видим, что изменения в аграрной сфере у Столыпина были тесно связаны с более глобальными проектами. Глава правительства считал необходимым массово осваивать территорию азиатской части России. Это должно было способствовать не только развитию экономики, но и усилить геополитические позиции страны в регионе, обеспечить безопасность её дальневосточных владений, создать возможность для расширения сферы своего влияния.

Важное значение в проведении реформ сыграла организация агрономической помощи крестьянам. Столыпин и его соратники понимали, что само по себе переселение крестьян на хутора, хотя и может выступить в качестве стимула для более продуктивного труда, всё же не может рассматриваться как единственная мера по увеличению эффективности сельского хозяйства. Крестьяне должны были получить необходимые агрономические знания, которые позволили бы им воспользоваться современными научными достижениями в сфере их труда.

Происходила агрономическая помощь преимущественно через посредство земств, которые начали получать дополнительное целевое финансирование[. Важным моментом для внедрения в крестьянское хозяйство новых технологий был процесс убеждения крестьян в необходимости их использования. Для этой цели многочисленные государственные и земские агрономы организовывали опытные поля, на которых демонстрировали эффективность новых методов. Крестьяне доверяли непосредственно видимым результатам и сами начинали внедрение новшеств. Для внедрения в хозяйство разного рода машин создавались прокатные станции, благодаря которым крестьяне могли разобраться в работе новых механизмов и убедиться в их полезности.

Там где имелись для этого возможности, крестьян стремились поощрять к переходу от занятия исключительно злаковыми культурами к узкой специализации, производству товара, ориентированного на внутренние и даже внешние рынки. Это могло быть выращивание хмеля, винограда, табака. В тех деревнях, которые располагались возле сравнительно крупных городов, наиболее выгодным считалось выращивание овощей.

Окончание реформ принято соотносить с убийством Столыпина, которое произошло в августе 1911 года. Вряд ли это убийство можно было назвать неожиданным, ведь до этого Столыпину удалось пережить уже 10 покушений. Однако нельзя сказать, что смерть Столыпина положила конец всем его начинаниям. Многие его замыслы относительно развития сельского хозяйства продолжали реализовываться вплоть до 1917 года.