Найти в Дзене
Мог ли раб добиться успеха в античном обществе?
Каждый третий житель античных Афин и Рима периода поздней республики был рабом. Они жили и трудились рядом со свободнорожденными, говорили на одном с ними языке и носили такую же одежду. Только, в отличие от даже самых низких по положению свободных соседей, рабы могли быть проданы без предупреждения, наказаны без пощады и убиты. В глазах закона раб не был человеком, а являлся орудием труда или рабочей лошадкой – по-гречески «андроподоном», то есть вещью на человеческих ногах. Однако, помимо этого главного факта, жизнь рабов оказывалась очень разной...
1 год назад
Человеческие жертвоприношения в античном мире
Человеческие жертвоприношения, по общему мнению греков и римлян, были варварством. Самыми отъявленными нарушителями прослыли карфагеняне, убивавшие в процессе ритуала, посвященного богу Ваалу, маленьких детей. Их обычай, если можно доверять рассказу греческого автора, заключался в том, что младенцев клали в наклоненные бронзовые ладони идола, откуда они скатывались в зияющую огненную яму. Галлы, как говорят, плели огромные фигуры, набивали их пленниками и сжигали в честь богов. Германцы приносили...
9232 читали · 1 год назад
Античные танки. Боевые слоны на полях сражений
Грекам и римлянам были известны две разновидности слонов: азиатский слон, который ассоциировался у них с Индией, и ныне вымерший вид или подвид африканского лесного слона, водившийся по всей Северной Африке. Главное, что отличало два вида, – размер. Высота самца азиатского слона в плечах составляла в среднем 2,7 м – 3,3 м, а вес – пять-шесть тонн. Североафриканские лесные слоны были значительно меньше, рост самцов, вероятно, не превышал 2,4 м. в плечах, а вес – три тонны. Существовало несколько способов поимки слонов...
1 год назад
Как зарождалась и развивалась русофобия в Англии
Процесс складывания коллективных представлений одной нации о другой проходит через множество этапов, является сложным и многообразным. Отдельные исторические периоды, связанные с конкретными политическими обстоятельствами, могут накладывать на это восприятие свой отпечаток. Однако необходимо учитывать и то, что сложившиеся стереотипы могут оказаться достаточно живучими, продолжать действовать даже в полностью изменившейся политической ситуации. Причём негативные стереотипы нередко оказываются гораздо более живучими, в меньшей степени подвергавшимися корректировке...
1 год назад
Между социализмом и капитализмом. Движение неприсоединения в годы Холодной войны
Государства, не желавшие присоединяться к двум глобальным политическим блокам, одновременно с поиском подходящих организационных форм были заинтересованы в создании определённой идеологической основы, которая могла бы стать основанием для выработки общей позиции по тем или иным вопросам в области международного права и конкретным политическим событиям. За основу этой идеологии могли браться те принципы, которым руководствовались конкретные страны при решении взаимных споров. Эти принципы получили название «панча шила»...
1 год назад
Как религия влияла на этические взгляды древних греков
Современная цивилизация во многом базируется на тех достижениях в области философии и культуры, которые перешли к нам по наследству от античной цивилизации. При этом представление об этической системе ценностей формировалось в Древней Греции во многом под влиянием религиозных представлений. Конечно, говоря о древнегреческой религии, нужно понимать, что мы не можем проводить полную аналогию с религиями авраамическими и говорить о некоем едином учении и тем более организации. Во многом религия греков...
1 год назад
В чём состоит исключительность американцев? Теория фронтира Ф. Дж. Тёрнера
В истории каждой страны можно выделить в качестве важнейшего вопрос о том, что являлось наиболее важным фактором развития, который определил характерные особенности социальных институтов, политического устройства, культуры. В США на протяжении длительного времени главный акцент делался на том, что государство развивалось преимущественно под влиянием политических теорий и практик, которые сложились в Западной Европе и прибыли на новый континент вместе с переселенцами. Однако в 1893 г. американский историк Ф...
1 год назад
Как И. В. Сталин смотрел и редактировал историческое кино
И. В. Сталин любил кино. Особенно ему нравилось жанровое кино: детективы, комедии и вестерны. Понравившиеся ленты он любил пересматривать. Например, «Чапаева» (1934) он посмотрел 38 раз. А самой любимой картиной Сталина стала комедия «Волга-Волга» (1938). Исторические фильмы, судя по всему, не являлись предметом особой страсти вождя, зато считались очень важными с точки зрения идеологии, в особенности во второй половине 1930-х – 1940‐е годы. Если в 1920‐е годы динамично развивавшийся советский кинематограф...
1 год назад
Как историю России описывают в азербайджанских учебниках
Статья про то, как рассказывают про создание СССР в украинских учебниках, вроде как зашла читателям. Про тоже самое, но в учебниках стран Средней Азии, не так активно читают. Решил сделать ещё одну подборку. На этот раз про Азербайджан. Но период на этот раз взял не советский, а имперский, чтобы было видно, что дело не в СССР и в целом не в форме правления. Вот про форму правления, которая установилась в Азербайджане после того, как эта территория перешла под власть России. Комендантская форма...
1 год назад
Восстание Емельяна Пугачёва и его влияние на положение казачества в России
Восстание Емельяна Пугачёва (1773-1775 гг.) считается важнейшим событием всей российской истории XVIII столетия. Его причины были многообразны. Действующими силами восстания были крепостные крестьяне, которые столкнулись со значительным усилением крепостного права, прикреплённые к заводам рабочие, представители степных народов, стремившиеся добиться если не независимости, то высокой степени автономии. Однако нельзя отрицать, что во многом данное восстание было именно казачьим движением, преимущественно яицких казаков...
221 читали · 1 год назад
Как описывали создание СССР в украинских школьных учебниках
Украинские учебники при освещении событий начала XX в. делают акцент на том, что в этот период Украина предпринимает попытку обрести государственный суверенитет. При этом подразумевается, что вплоть до начала революционных событий мешала обрести данный суверенитет Россия. История России при этом должна рассматриваться школьниками как сугубо иностранная, которая не имеет общих исторических корней с Украиной. Подобная оценка распространяется и на революционные события 1917 года. Речь идёт не об общем...
12,1 тыс читали · 1 год назад
Какой истории учат школьников в странах Средней Азии. На примере создания СССР
У нас в России традиционно много говорят про общее прошлое, общую историю с бывшими советскими республиками. Однако нужно понимать, что большая часть выходцев из этих государств представление об этой общей советской истории имеет своеобразное. Стоит учитывать, что понимание истории советского периода выстраивается в странах Средней Азии преимущественно исходя из того, что в предшествующий период данные территории являлись колониями России и подвергались в той или иной степени эксплуатации. В Казахстане...
1061 читали · 1 год назад