Найти в Дзене

Традиции деревянной скульптуры. Николай Можайский

Сегодня в нашей статье речь пойдет о традиции вырезания деревянной скульптуры, изображающей православных святых.

Часто ли в храме можно увидеть деревянные резные скульптуры, которые изображают Бога, Богородицу или святых? Достаточно редко. И у этого есть свои причины. Да, по сравнению с камнем древесина всегда была куда более доступным и дешевым материалом, но в то же время изготовление деревянной скульптуры зачастую понималось как подражание западным, католическим традициям. И подобное подражание в стране с православными обычаями долгое время было строжайше запрещено. К тому же важной причиной для запрета являлась традиция наших предков до крещения Руси вырезать из дерева изображения языческих богов (например, Перуна, Велеса, Макоши), а также их особое, сакральное отношение к дереву.

Но, несмотря на все запреты, традиция резных скульптур сохранялась долгое время. Мастера резьбы по дереву изготавливали для украшения храмов объемные изображения Христа, Богоматери, Параскевы-Пятницы, Николая Можайского и некоторых других святых. В качестве материалов использовались лиственница, сосна, ель, береза, клен и некоторые другие породы деревьев. Мастера обрабатывали иконы огнем, чтобы предупредить гниение и порчу, отделывали их драгоценными металлами, камнями, чеканкой и тканью. Для защиты от влаги, плесени и насекомых деревянные скульптуры, как и иконы, обрабатывали лаком, смазывали очищенными маслами и пчелиным воском.

Серьезное влияние на стилистические особенности резьбы и декорирование изделия оказывала народная традиция. Известны случаи, когда деревянные скульптуры святых облачали в специально сшитые для них одежды. Люди верили, что святые ходят и помогают нуждающимся. Некоторым персонажам ежегодно меняли обувь, поскольку считалось, что во время своих длительных путешествий вырезанный из дерева святой снашивал обувь до дыр.

Одним из самых любимых святых и сегодня является Николай Можайский. В наши дни его скульптуры можно встретить практически повсеместно, как на севере, так и в центре России. Иногда они достигают человеческого роста, как, например, Николай Можайский из Пскова, датируемый серединой XVI века.

Образ святого Николая, архиепископа города Миры Ликийские, именуется Можайским, так как связан с посмертными чудесами, совершенными у нас в стране. В 1302 году грозное татарское войско окружило Можайск. Защитники города сознавали, что сами они справиться с врагом не могут, а потому обратились за помощью к святому Николаю Чудотворцу. В результате в небесах появилось видение разгневанного святого Николая «с мечом и градом», которое символизировало покровительство осажденному городу. Враг в ужасе бежал, а благодарные жители память об этом событии изготовили скульптуру святителя в том облике, в котором он явился, и установили его в можайском Никольском соборе.

Традиционно святого Николая Можайского изображают в полный рост, с расставленными руками, в которых находятся атрибуты небесного покровителя города: меч и город, обычно представленный каким-либо вариантом церкви. Скульптуры украшались росписями, во многих больших образах живописцы уделяли серьезное внимание деталям в росписи одежды и приданию выразительных черт лику святого – его гнев, обращенный на татар, но также в лике прочитываются торжественность и даже властность Чудотворца.

Помимо деревянных скульптур также существуют писаные иконы Николая Можайского, однако это уже более поздние трактовки образа.

Почитание Николая Можайского было характерно для центральных и северных регионов России в XVII-XVIII веках, а большинство выразительных памятников деревянной скульптуры относится к концу XVIII века, как, например, скульптура, находящаяся у нас, в Музее истории религии.

В XIX веке искусство резьбы постепенно пришло в упадок, а в следующем столетии большое количество памятников христианской культуры было уничтожено – как в результате атеистической пропаганды, так и в силу ненадлежащего хранения в неотапливаемых и сырых помещениях. Но и сегодня, в XXI веке, многие православные христиане обращаются в своих молитвах к святому Николаю Можайскому.