Если мы говорим про неизвестные события Сталинградской битвы в сентябре 1942 года, то надо обязательно вспоминать не только наступление Сталинградского фронта.
События в самом Сталинграде воспринимаются исключительно как атаки немцев и попытки наших войск их сдержать. Однако войска Юго-Восточного фронта тоже принимали участие в операции по разгрому войск Паулюса. Другое дело, как легко догадаться, результаты были скорее нулевые.
К наступлению Сталинградского фронта готовились и на Юго-Восточном:
18-го сентября появляется приказ за подписью Ерёменко и Хрущёва. Прилагаю в двух вариантах:
Как видите, говорится, что противник в замешательстве и наши танки громят немецкие штабы.
В документе пока нет конкретных приказов о наступлении Юго-Восточного фронта, речь идёт лишь об авиационной и артиллерийской поддержке фронта Сталинградского и готовности 62-й армии перейти в наступление.
Однако далее следует более конкретный приказ.
Правда, не совсем понятно, каким именно силами 62-я армия должна наносить удар. Три стрелковых дивизии и одна танковая бригада — это очень уж неконкретно. Одна из дивизий, возможно — свежая 95-я. Видимо, ещё две — это 112-я и 13-я гвардейские (дивизия Родимцева переправилась в Сталинград лишь 15-16-го). Бригад же танковых было четыре, правда, танков в каждой на роту, в лучшем случае.
Очень интересно посмотреть направление ударов 62-й армии, с учётом наступления Сталинградского фронта.
Один удар наносится 149-й и 124-й стрелковыми бригадами на север, задача захватить высоты 101,3 и 135.4. Направление понятно — навстречу 66-й армии.
Ударная группа 62-й армии ведёт наступление в полосе между Городище-Гумрак и река Царица.
У нас есть карта, на которой кроме войск Юго-Восточного фронта нанесены войска Сталинградского, но, главное, есть разграничительные линии армий. Нанесём на эту карту направления ударов 62-й армии, согласно прилагаемым документам.
Первое, что мы, видим — войска 62-й, совместно с 64-й армией, планируют окружить прорвавшуюся к Волге в районе Купоросного немецкую группировку. Однако в случае удачного наступления Сталинградского фронта, наступающие части 62-й армии должны ещё и встретиться с войсками 24-й армии или левого фланга 1-й гвардейской.
Тогда как удар на Орловку 66-й армии по кратчайшему расстоянию (3-4 км) соединяет два фронта и на этом участке.
А планируемый выход войск 1-й гвардейской армии к Алексеевке и удар 64-й армии на Песчанку также приведёт к встрече войск двух фронтов. То есть получается, что сталинградскую группировку немцев собираются нарезать ломтями как пирог.
Надо сказать, что бои в самом Сталинграде в сентябре 1942 года описаны довольно подробно. Но во всех случаях, кроме редких современных публикаций, говорится о штурме города, начатом Вермахтом 13-го сентября, затем о начавшемся 27-го сентября ещё одном штурме. Действия же советских войск преподносятся как отдельные контрудары. А вот о том, что сводки Юго-Восточного фронта 19-го сентября начались с сообщений о переходе 62-й армии в наступление, а затем каждый день перед войсками ставилась задача продолжить наступление, с целью полного разгрома немцев, мало где можно прочитать. А это было именно наступление, которое шло совместно с войсками Сталинградского фронта.
У нас многие авторы до сих пор твердят, что сентябрьское наступление Сталинградского фронта имела своей целью лишь отвлечь побольше немецких сил от Сталинграда. Однако, если изучать документы, то впечатление создаётся скорее обратное. Это именно войска 62-й и 64-й армии вели наступление в городе, чтобы немецкому командованию было не до армий Сталинградского фронта.
Думаю, о том, что наступление Юго-Восточного фронта не принесло результата, так же, как и наступление фронта Сталинградского, рассказывать нет необходимости.
Я бы только обратил внимание, что в 62-й и 64-й армиях просто не было для этого сил.
64-я армия располагала лишь пополненной 112-й стрелковой дивизией, 13-й гвардейской, которая прибыла за пять дней до наступления и прибывшей именно для наступления 95-й стрелковой. 62-я армия получила 422-ю стрелковую дивизию, свежую (9100 человек), но без одного полка. В списке, конечно, соединений и частей больше, но боеспособность большинства из них была скорее символической.
По танкам есть данные на 22-е сентября, думаю их интересно будет посмотреть.
23-й танковый корпус:
- 6 гв. танковая бригада — 12 Т-34 и 3 Т-70;
- 189-я танковая бригада — 6 Т-34 и 2 Т-70, неисправные в качестве ДОТов – 1 Т-70;
- 27-я танковая бригада — неисправные в качестве ДОТов 8 Т-34 (правда, к началу наступление в ней было 12 Т-34 и 2 Т-70);
- 137-я танковая бригада — 9 Т-60 и 4 КВ, неисправные в качестве ДОТов – 4 КВ.
13-й танковый корпус:
- 56-я бригада — 5 Т-34, 4 Т-70 и 1 Т-60, неисправные в качестве ДОТов 4 Т-34 и 1 Т-70;
- 13-я бригада — 9 Т-34 и 3 Т-70.
Это, конечно, не сравнить со Сталинградским фронтом, куда шли все резервы. Гордов одних стрелковых дивизий получил в несколько раз больше, не говоря уж про танки. А принявшему фронт Рокоссовскому сразу дали семь новых стрелковых дивизий. Этот факт говорит о том, насколько важным для нашего командования был северный фланг битвы.
Однако, говоря про Юго-Восточный фронт, нельзя не упомянуть про ещё одну операцию, совсем мало известную. И хотя она в документах именуется как частная операция 51-й и 57-й армий, эффект мог оказаться очень большим.
Но о ней я, пожалуй, расскажу отдельно. В следующей статье.
Так что не забудьте подписаться на мой канал.
Предыдущая статья серии «Неизвестный Сталинград» тут.