Иногда, когда мы купили/приготовил/съели испорченную еду, появляется отчаянное желание понять и простить что происходит у продавца и помочь ему во что бы то ни стало прекратить распространение этой дряни.
Мы сделали чек-лист, чтобы в пылу борьбы ничего не упустить.
Пишете маркетплейсу/продавцу:
- Какой причинен вред здоровью купленной продукцией.
- (Если не можете найти реквизиты продавца) "Прошу представить информацию о продавце" (на маркетплейсе или сайте продавца наименование, ОГРН/ОГРНИП и адрес (для юрлиц) обязаны быть, в офлайновом магазине все что надо есть на вывеске или в чеке, если ничего такого нет, то запишите точный адрес, кому-то придется искать арендодателя помещения и устанавливать, кто его арендовал).
- "Прошу предоставить информацию о документе, подтверждающем соответствие данной продукции требованиям технического регламента "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции". Это делается для острастки и профилактики, показать, что вы не просто мимо проходили, а подкованы
и опасны. Если купили готовую еду через доставку - этот пункт можно пропустить. - "Прошу в соответствии с положениями статей 18,19 Закона "О защите прав потребителей" вернуть деньги за некачественный товар, + расходы на доставку товара (если были) + возместить убытки (лекарства, платное лечение, диагностика, анализы, поездка на такси в больницу и иные расходы), а также приостановить реализацию товара и провести необходимые внутренние проверки его качества и безопасности".
- Сканы или фото документов, подтверждающих расходы.
- Реквизиты счета (карты) куда необходимо перечислить деньги.
- Если письмо адресовано в маркетплейс (или пишете в чате с маркетплейсом), то делаем приписку "прошу провести все необходимые процедуры по срочному доведению до продавца данной претензии и информации о моих требованиях". Дополнительно дублируем информацию продавцу по известным каналам (или ждем от маркетплейса ответа, что у него лапки и
давайдосвидания"связывайтесь с продавцом сами").Как показывает практика, гоняться за продавцом, заморачиваться с формой и вручением претензии никто особо не хочет, поэтому отправляем свои требования по электронной почте или письмом (в идеале - заказным письмом с уведомлением о вручении). Если продавец вменяемый - это поможет, а если это экотеррористы, фудмафия или пищевой стартап с криминальными наклонностями, то все равно не поможет.
Пишете в Роспотребнадзор
- Заходите на сайт службы https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/
- Выбираете желтый вариант обращения (с авторизацией через ЕСИА) - без нее вас попросят посветить паспортом/лицом или получите ответ, что нужно было подтвердить личность (такие сейчас правила, чтобы
бизнес знал, кто его заказалне было фейковых жалоб). - Пишете фактуру (что, где, когда), результаты переговоров или переписки с продавцом/маркетплейсом (если они уже есть) о том, кто продавец (скриншоты экрана с реквизитами, чека, переписки), обязательно о симптомах отравления (если есть), об угрозе здоровью, о признаках небезопасного продукта (запах, цвет, плесень, инородные животные и насекомые, поврежденная упаковка и т.п.).
- Прикладываете фото продукции, фото чека, скан письма с подтверждением заказа.
- Просите провести проверку продавца, изготовителя или иных лиц, причастных к обороту небезопасной продукции.
- Образцы продукции сохраните, могут понадобиться (но чаще всего нет).
- Указываете свое ФИО, адрес (можно электронный), регион, город проживания и телефон (желательно).
Ждете ответ/деньги/извинения
Скорее всего, по вашим материалам прокуратура откажет в проведении проверки (если вы не писали из реанимации). Хотя в этом случае, вместо вас информацию куда надо передадут врачи (если вы успели сообщить, что подозрительное ели).
Сейчас не часто, но бывают и истории, в которых продавца удается зацепить и наказать. В любом случае, алгоритм должен быть именно таким - наше дело сообщить о рисках, а государство пусть с ними работает как умеет.
Пока идет расширенный мораторий на проверки (2022-2023, а может и 2024) в 90% случаев история закончится предостережением в адрес продавца. Учтите, что предостережение не обязательно для исполнения, его можно даже не читать, сразу выкинуть и дальше работать. Это называется профилактика.
Если вас тако исход устраивать не будет - можете написать в правительство, Минэкономразвития, депутату, что мораторий на такие случаи не должен распространяться. А по факту сегодня нельзя проверить бизнес, если нет тяжкого вреда здоровью (инвалидность или очень опасное заболевание) или не зафиксирована гибель человека.
Есть ли эффект от вашего обращения, можно посмотреть в реестре проверок (https://proverki.gov.ru/portal/public-search).