Найти тему
Катехизис и Катарсис

Фото из Аушвица


Нацисты никогда публично не признавались в том, что массово уничтожают евреев как целый народ. Пропаганда утверждала, будто евреев «всего лишь» вывозят на Восток, где они якобы получают новое жильё и работу. Хотя при желании простым немцам было не трудно догадаться, что на самом деле происходит с евреями на Востоке, «Окончательное решение» всё-таки по мере сил старались скрывать.

Завеса секретности вокруг лагерей уничтожения привела к тому, что у нас осталось очень мало фотографий оттуда, сделанных тогда, когда газовые камеры ещё «работали». Фотографии исхудалых узников и гор трупов сделаны уже после освобождения концлагерей армиями Антигитлеровской коалиции. Сами нацисты из лагерной администрации предпочитали фотографировать самих себя или общие виды, но не непосредственное совершение преступлений.

Сохранились идентификационные фотографии из личных дел узников Аушвица. Их сделал поляк Вильгельм Брассе – сам заключённый, принуждённый работать в фотографической бригаде лагеря.

Особую ценность представляет
«Альбом Аушвица» – коллекция из 193 фотографий, сделанных эсэсовцами в мае-июне 1944 г., когда в Аушвиц ежедневно прибывали поезда с венгерскими евреями. На этих фотографиях в частности запечатлены прибытие заключённых, их «сортировка» и очереди на «санобработку» из тех, кто был признан «негодным к работе» – то есть очереди к газовым камерам.

Наконец, существует уникальный набор из четырёх фотографий, тайно сделанных в августе 1944 г. самими заключёнными Аушвица. Их называют «фотографиями зондеркоманды».

«Зондеркоманды» – это бригады физически крепких узников, которых под страхом смерти принуждали обеспечивать бесперебойную работу всего смертоносного цикла газовых камер. Члены зондеркоманд сопровождали обречённых к пункту назначения, помогали им раздеться и препровождали в газовые камеры, закрывая двери. Затем – выносили трупы, кремировали их, а прах сбрасывали в ближайшую реку. Попутно собирали одежду, очки и драгоценности вплоть до золотых зубных коронок убитых.

В неизвестный августовский день 1944 г. члены зондеркоманды пронесли «на работу» в ведре немецкую фотокамеру Leica. Фотографом, скорее всего, был греческий еврей и бывший капитан греческой армии Альберто Эррера, известный под кличкой «Алекс». Четверо его товарищей следили за тем, чтобы «Алекс» не попался на глаза эсэсовцам.

Две фотографии были сделаны то ли через дверной проём, то ли через окно газовой камеры. В те месяцы в Аушвице вовсю шло уничтожение венгерских евреев. Крематории не справлялись с потоком трупов, и тела жгли во дворе. Уличив момент, когда эсэсовцы и прочие члены зондеркоманды, занятые сожжением трупов, отвернулись, «Алекс» сделал два кадра.

Две другие фотографии сделаны снаружи, с другой стороны газовой камеры. Возможности посмотреть в объектив у «Алекса» здесь не было, поэтому эти фото он сделал от бедра. В нижней части одной из фотографий видна группа раздевающихся и голых людей, которых гонят прямиком в газовую камеру. Во второй раз «Алекс» навёл камеру слишком высоко, поэтому на фото видны только кусок неба и стволы деревьев.

Плёнку спрятали в тюбике из-под зубной пасты и с помощью польского Сопротивления подпольно вывезли из лагеря. Перед тем, как растиражировать фото, их обрезали и отретушировали, чтобы сделать более чёткими и сконцентрировать внимание зрителей на человеческих фигурах.

О том, что оригиналы фотографий выглядят совсем по-другому, стало известно лишь в 1980-х гг. Кадрирование и обрезка фото затушевали контекст, в котором они были сделаны – тайно, в спешке и с риском для жизни. Поэтому рассматривать их всё же лучше в оригинале.

Альберто Эррера – человек, который сделал эти фотографии, через несколько дней попытался бежать из концлагеря во время сброса пепла убитых в реку. Его поймали и тоже убили в назидание другим заключённым.

О страшной работе зондеркоманд в 2015 г. был снят фильм «
Сын Саула». В нём есть эпизод, отсылающий к созданию «фотографий зондеркоманды».

Подписывайтесь на Стальной шлем