Голос дежурного по связи и сигнализации (ДСС) раздаётся по внутренней системе оповещения сразу после начала противного завывания сирены
Уии-иииу-Уиууу-Уиииуууу….
Через несколько секунд ДСС отключает сирену, а помещения заставы заполняет топот сапог, лязг дверей оружейной комнаты, рев заводимых моторов и лай. Лай служебных собак на питомнике, которые, не дожидаясь прибытия своих хозяев, уже скачут на сетку вольеров в ожидании момента, когда можно будет запрыгнуть в кузов машины.
Это они сейчас лают и скачут, а за несколько секунд до этого начали просто беспокойно метаться по вольерам, заслышав предварительные щелчки.
На системе КС-185 перед началом подачи звукового оповещения в динамиках раздавалось несколько едва слышных щелчков. Их и слышали собаки, но их слышали и старослужащие бойцы, удивляя молодых тем, что они начинают собираться еще до сирены.
-Тащтан, сработал ** участок – доклад ДСС в канцелярию.
- Поднимай тревожку…
- Поднимай – это ответ на автомате, для порядка. Алгоритм действий заставы при сработке отточен до автоматизма, путем длительных тренировок.
Дежурный по заставе вскрывает комнату для хранения оружия, тревожный сейф, обеспечивая быстрый разбор оружия, боеприпасов и экипировки.
Дежурный связист выдает средства связи, информирует наряды на участке, докладывает Оперативному дежурному Отряда.
На самом деле докладывать должен Дежурный по заставе, но у него и без этого полон рот хлопот в этот момент, поэтому первичный доклад делал ДСС.
Ну а состав Тревожной группы в это момент уже летит мухой к машине.
- Ну что, все на месте??
- Все, тащтан!
- Ну тогда полетели, орёлики…
И мы полетели.
При выдвижении главное - правильное соотношение скорости и безопасности: медлить нельзя, а перевернуться – не хочется.
Вот и приходится балансировать на грани.
Ворота системы, затем по дороге вдоль системы и КСП, к сработавшему участку.
Подъехали…
Команду «К машине!» давать даже не требуется, парни сами посыпались с кузова.
Дальше – уже в боевом порядке: инструктор с собакой вдоль КСП, системщик переходит на тропу мастера по электроприборам, я за ними, остальные -прикрывают.
Тщательный осмотр контрольно-следовой полосы, нитей заграждения – поиск причины сработки. Да и по сторонам смотрим – тоже могут быть следы.
Системщик проверяет нити заграждения и не только визуально.
Кто служил на линейных заставах знает: достаточно послюнявить пальцы и коснуться двух соседних нитей – через пальцы пройдет импульс.
Первый раз несколько стрёмно, а потом привыкаешь и так определяешь, где обрыв или замыкание: верх, середина или низ.
Причем по силе или отсутствию импульса можно определить, обрыв это или замыкание нитей – отсюда и пляшешь.
Кстати, офицеров застав всегда можно было отличить от остальных – носки сапог были постоянно поцарапанные 24-ой нитью 😏
Прошли по сработавшему, нашли причину сработки: в этот раз шакалёнок решил мимо шакальника пролезть.
Доклад с участка Оперативному Отряда и домой, на заставу. В этот раз обошлось.
- А вот если бы обнаружили следы нарушителя, тогда бы начался Пограничный поиск, и Тревожная группа становится Поисковой.
Но это уже другая история...
Продолжение следует.
Всем добра.
- Остальные публикации канала
- Рекомендации канала
Андрей Мусалов. «Таджикистан: 1992-2005. Война на забытой границе»
Многие эпизоды этой необъявленной войны тогда были мало кому известны…