«Жизнь полю дал…», далее фамилия и древняя дата. Эту надпись на валуне на краю поля – краеугольный камень я впервые увидел, когда подростком в летние школьные каникулы работал в совхозе на поливе. Цвели и колосились в ту пору изобильненские и труновские угодья счастливого и знойного Ставрополья. Работа моя заключалась в том, чтобы лопатой поправлять ток воды из арыка на ряды посадок свеклы, капусты, кукурузы и других культур. Теперь только понимаешь, чем крепли советские юноши – солнце, воздух и вода – изумительного моего Северного Кавказа. Тогда это казалось радостным и слегка прибыльным приключением. Лишь потом осознал смысл первой моей рабочей специальности – мелиоратор. И помогла мне та самая надпись на валуне.
По первой профессии я крестьянин – с детства в поле. Тогда советские люди уже провели на Перекоп, в солончаковое, выжженное, дикое поле днепровскую воду, и в Крыму стали собирать невиданные ранее урожаи зерна и риса. И у нас в южных российских степях стояла главная задача – напоить поля. Напоить не обязательно значит провести канал или трубу. Мелиорация вообще – очень сложное дело, не всегда есть резон городить плотины и вести каналы. А вот разумно, экономно, бережливо использовать те воды, что дают небеса и недра, – это и есть искусство мелиоратора.
Когда в полях Сибири вместо погибающей от лютых зим пшеницы стали возделывать рожь, обезвредили морозы и заставили служить земле обильное дождями русское лето. В покатых, изрезанных оврагами полях Курска, Воронежа, Белгорода крестьяне остановили сток талых вод и увели их в почву, то не стало засухи – это титаническая работа… Может быть поэтому мелиораторы издревле оставляют на краю нового поля гранитный валун с высеченной на нём надписью: кем и когда открыто плодородие.
Народная душа мелиоратора недоступна и непроницаема для эгоистических проповедей. Последствия замены просвещения лживой рекламой привели к разложению личности, глубокому параличу воли и нравственного чувства многих людей. Инородным словом «фермер» забило и крестьянина, и колхозника. Теперь мы имеем скорбную и нескончаемую эпопею духовных преступлений против живого русского поля, от которых коробит народную душу. Наш народ нуждается в коллективной идеологии хозяина поля, однако такой, которая не делала бы его духовно беднее, чем он был, и не разлагало бы его исконно нравственную личность. Духовное просвещение, развивающее и воспитывающее личность, а не случайное усвоение обрывков слов, употребляемых как средство рекламы товаров и агитации за эгоистичное существование – вот в чем нуждается душа народа.
Историческое будущее России, возрождение возможно только от поля, открыть жизнь которому ещё предстоит. Мелиорация правового поля – вот новое направление. Воссоздать свою государственность честную, стройную и добротную. Выбросить все эти западные глупости: сдержек и разделений, фидуциарной автократии, гламурного индемнитета, бубнящих фикций... Всю эту муру надо выкинуть без сожаления. Она придумана извне для нашего порабощения, а значит не нужна нашему выжженному правому полю.
Вернуть естество государственного и общественного. Не обязательно делать это революционной сшибкой сторонников и противников западной мифологии. Можно спокойно и мудро декретировать возврат к истокам – общественному коллективизму, добру и пользе для всех и каждого. Разобщенное российское общественное сознание и наш общий исторический опыт хранит немало дельных и великих образцов государственного устройства и поведения. Ими можно воспользоваться. Вернуться к истокам с использованием современных возможностей. Это значит позволить справедливо жить самим себе, и подать этим пример жития для всего мира. Сейчас уже нет времени для болтовни и перепалок в пустых посиделках. Скорее осознать новую реальность – поле иссохлось. Собраться с мыслями и напоить поле – создать партитуру гармонии, а потом сыграть ее искусным оркестром тружеников-земледельцев. Возвести монумент жизни правового поля – это значит дать возможность справедливо жить самим себе, и подать этим пример доброго жития всем.
В общем, колхоз – дело добровольное!