И советские, и германские источники однозначно сходятся в том, что важнейшую роль в отражении советского наступление на северном фланге Сталинградской битвы в сентябре 1942 года сыграла немецкая авиация.
Про огромное численное превосходство указывается во всех советских документах, посвящённых разбору причин неудач.
Я решил разобраться в том, какие же силы авиации действовали с обеих сторон, со всеми вытекающими последствиями. Как ни странно, если данные про советскую авиацию есть, то по немецкой возникли вопросы.
Сложность в том, что большая часть архивов Люфтваффе была уничтожена и собирать информацию всем исследователям приходится по крохам, и не всегда из достоверных источников.
И потому ручаться за точность информации едва ли кто рискнёт.
Везде указано, что непосредственно в районе Сталинграда действовал 8-й авиационный корпус. Остальные силы 4-го воздушного флота работали на Кавказе и под Воронежем.
Состав 8-го авиакорпуса обычно указывается следующий:
- 3-я истребительная эскадра (Jagdgeschwader 3);
- 1-я эскадра тяжёлых истребителей (Zerstörergeschwader 1);
- 2-я эскадра пикирующих бомбардировщиков (Sturzkampfgeschwader 2);
- 27-я бомбардировочная эскадра (Kampfgeschwader 27).
Но для нас эти данные не годятся, так как явно не на сентябрь, а на ноябрь.
Тем более, речь идёт про штабы эскадр, а, как известно, в их подчинении могли быть самые разные авиагруппы.
Давайте попробуем понять, какие авиационные силы Люфтваффе действовали в сентябре в районе Сталинграда.
Начнём с истребителей.
Сама 3-я авиационная эскадра в сентябре была представлена только 1-й и 3-й группами, 2-я с 23-го августа переброшена. Надо учитывать, что 1-я группа 3-й эскадры с 7-го по 26-е сентября боевых действий не вела.
С 22-го сентября до 4-го ноября 3-й эскадре подчинена 1-я группа 52-й эскадры (I.Gruppe des Jagdgeschwaders 52). С остальными группами 52-й эскадры понятно следующее — 2-я под Сталинградом только с 26-го ноября, а вот 3-я выделила несколько самолётов 7-й эскадрильи, которая действовала в сентябре с аэродрома Питомник, но их количество установить не получается у меня.
1-я группа 53-й эскадры с 10-го по 26-е сентября действовала с аэродрома Питомник.
Таким образом, на начало сентября в составе 8-го корпуса было следующее количество истребителей:
- 1-я группа 3-й эскадры — 31 Bf.109F-4 trop;
- 3-я группа 3-й эскадры — 29 Bf.109F-4;
- 1-я группа 53-й эскадры — 44 Bf.109G-2.
Всего — 104 истребителя.
А на конец сентября:
- 1-я группа 3-й эскадры — 37 Bf.109G-2
- 3-я группа 3-й эскадры — 29 Bf.109F-4;
- 1-я группа 52-й эскадры — 25 Bf.109G-2.
Всего — 91 истребитель.
Учитывая, что речь идёт про списочное число машин, получается, что большую часть сентябре немецкое командование могло поднять в воздух 60-80 исправных истребителей.
Потери в сентябре:
- 1-я группа 3-й эскадры — потерь не было
- 3-я группа 3-й эскадры — 11 самолётов;
- 1-я группа 52-й эскадры — 7 самолётов;
- 1-я группа 53-й эскадры — 16 самолётов.
Всего потеряно 34 истребителя.
Теперь про тяжёлые истребители.
В районе Сталинграда действовали 1-я и 2-я группы 1-й эскадры (Zerstörergeschwader 1).
На начало сентября в составе 8-го корпуса было следующее количество истребителей:
- 1-я группа — 50 Bf.110;
- 2-я группа — 56 Bf.110.
Всего — 106 истребителей.
А на конец сентября:
- 1-я группа — 31 Bf.110;
- 2-я группа — 36 Bf.110.
Всего — 67 истребителей.
Потери в сентябре:
- 1-я группа — 11 Bf.110;
- 2-я группа — 15 Bf.110.
Всего потеряно 26 истребителей.
Пикирующие бомбардировщики. В начале сентября в составе 8-го корпуса были 1-я и 2-я группы 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (Sturzkampfgeschwader 2).
В конце сентября к Сталинграду переброшены 1-я и 3-я группы 77-й эскадры, а с начала октября и 2-я группа.
На начало сентября в составе 8-го корпуса было следующее количество пикирующих бомбардировщиков:
- 1-я группа 2-й эскадры — 27 Ju.87D;
- 2-я группа 2-й эскадры — 26 Ju.87D.
Всего — 53 бомбардировщика.
А на конец сентября:
- 1-я группа 2-й эскадры — 22 Ju.87D;
- 2-я группа 2-й эскадры — 22 Ju.87D;
- 1-я группа 77-й эскадры — 32 Ju.87D;
- 3-я группа 77-й эскадры — 32 Ju.87R.
Всего — 108 бомбардировщиков.
Потери в сентябре:
- 1-я группа 2-й эскадры — 8 Ju.87D;
- 2-я группа 2-й эскадры —5 Ju.87D;
- 1-я группа 77-й эскадры — 7 Ju.87D;
- 3-я группа 77-й эскадры — 1 Ju.87R.
Всего потеряно 21 бомбардировщик.
Про штурмовики.
В составе 8-го авиакорпуса действовала 1-й штурмовая эскадра из двух групп.
На 1-е сентября в них было самолётов:
- 1-я группа 1-й эскадры — 37 Bf.109E-7/U1;
- 2-я группа 1-й эскадры — 35 Hs.129 и 15 Hs.123.
Всего 87 штурмовиков.
На 1-е октября в них было самолётов:
- 1-я группа 1-й эскадры — 22 Bf.109E-7/U1;
- 2-я группа 1-й эскадры — 27 Hs.129 и 13 Hs.123.
Всего 62 штурмовика.
Потери за сентябрь:
- 1-я группа 1-й эскадры — 5 Bf.109E-7/U1;
- 2-я группа 1-й эскадры — 1 Hs.129 и 2 Hs.123.
Всего потеряно 8 штурмовиков.
Теперь про бомбардировщики обычные. С этим сложнее всего, так как бомбардировочные части действовали на большой территории и не ограничивались районом Сталинграда.
Насколько я понимаю, непосредственно в районе Сталинграда действовала весь сентябрь 55-я бомбардировочная эскадра, но с 6-го сентября выведена её 1-я группа (думаю, будет правильным её не учитывать). До 27-го сентября в составе 8-го корпуса были 3-я группа 4-й эскадры и 1-я группа 100-й эскадры.
На Курск и Миллерово базировалась 27-я бомбардировочная эскадра, которая совершала полёты как на Воронеж, так и действовала над Сталинградом.
На аэродром в Тацинской базировалась 51-я эскадра с 1-й и 3-й группами, которая совершала полёты на Сталинград и Кавказ.
На аэродром в Тацинской базировалась 76-я эскадра с 2-й и 3-й группами, которая совершала полёты на Сталинград и Кавказ.
Таким образом, непосредственно в районе Сталинграда постоянно действовали на начало сентября:
- 3-я группа 4-й эскадры — 24 He.111H-6;
- 1-я группа 100-й эскадры — 29 He.111H-6;
- 2-я группа 55-й эскадры — 25 He.111H-6;
- 3-я группа 55-й эскадры — 25 He.111H-6.
Всего 103 бомбардировщика.
На конец сентября имелось:
- 1-я группа 100-й эскадры — 27 He.111H-6;
- 2-я группа 55-й эскадры — 29 He.111H-6;
- 3-я группа 55-й эскадры — 25 He.111H-6.
Всего 81 бомбардировщик.
Потери за сентябрь:
- 3-я группа 4-й эскадры — потерь нет;
- 1-я группа 100-й эскадры — 3 He.111H-6;
- 2-я группа 55-й эскадры — 1 He.111H-6;
- 3-я группа 55-й эскадры — 4 He.111H-6.
Всего 8 бомбардировщиков.
Дополнительно могли привлекаться (и привлекались) ещё самолёты 27-й, 51-й и 76-й эскадр. Имевших на начало сентября по списку 80 He.111H-6 и 89 Ju.88A-4. Но надо учитывать, что эти бомбардировщики действовали и на других направлениях, а в район Сталинграда вылеты совершали не целые эскадры и даже не всегда целые группы.
Потери этих трёх эскадр в районе Сталинграда составят ещё не менее десятка самолётов.
И теперь про разведывательную авиацию.
Согласно расписанию 6-й армии 51-й армейский корпус поддерживала 4-я группа ближней авиаразведки, 14-й танковый корпус — 12-я группа, а 8-й, 11-й и 17-й армейские корпуса — 7-я группа. Но это штабы.
Я постарался найти все эскадрильи ближней разведки, которые действовали в интересах 6-й и 4-й танковой армий. У меня получился следующий список (если кто уточнит, буду рад):
- 7-й эскадрилья 2-й учебной эскадры (7.(H)/LG2) — 9 Bf.110;
- 1-я эскадрилья 10-й группы — 6 FW.189A;
- 4-я эскадрилья 10-й группы — 7 FW.189A;
- 3-я эскадрилья 12-й группы — 5 FW.189A;
- 5-я эскадрилья 12-й группы — 7 FW.189A;
- 3-я эскадрилья 31-й группы — 5 Bf.110;
- 2-я эскадрилья 41-й группы — 8 FW.189A;
- 6-я эскадрилья 41-й группы — 9 FW.189A.
Всего 56 разведчиков.
Это были данные на 1-е сентября.
На конец сентября в них было:
- 7-й эскадрилья 2-й учебной эскадры — 7 Bf.110;
- 1-я эскадрилья 10-й группы — 5 FW.189A;
- 4-я эскадрилья 10-й группы — 6 FW.189A и 3 Hs.126B;
- 3-я эскадрилья 12-й группы — 9 FW.189A;
- 5-я эскадрилья 12-й группы — 10 FW.189A;
- 3-я эскадрилья 31-й группы — 7 Bf.110;
- 2-я эскадрилья 41-й группы — 8 FW.189A;
- 6-я эскадрилья 41-й группы — 8 FW.189A.
Всего 63 разведчиков.
Потери за сентябрь:
- 7-й эскадрилья 2-й учебной эскадры — 2 Bf.110;
- 1-я эскадрилья 10-й группы — 1 FW.189A;
- 4-я эскадрилья 10-й группы — 3 FW.189A;
- 3-я эскадрилья 12-й группы — нет потерь;
- 5-я эскадрилья 12-й группы — нет потерь;
- 3-я эскадрилья 31-й группы — 1 Bf.110;
- 2-я эскадрилья 41-й группы — 2 FW.189A;
- 6-я эскадрилья 41-й группы — 3 FW.189A.
Всего потеряно 11 разведчиков.
К этому можно добавить две эскадрильи дальней разведки, которые точно действовали над Сталинградом, хотя летали и в других районах.
На 1-е сентября в них:
- 2-я эскадрилья 11-й группы — 11 Do.17Z;
- 3-я эскадрилья 10-й группы — 10 Ju.88D.
Всего 21 разведчик.
На 1-е октября в них:
- 2-я эскадрилья 11-й группы — 5 Do.17Z;
- 3-я эскадрилья 10-й группы — 8 Ju.88D.
Всего 13 разведчиков.
Потери за сентябрь:
- 2-я эскадрилья 11-й группы — 7 Do.17Z;
- 3-я эскадрилья 10-й группы — 3 Ju.88D.
Всего потеряно 10 разведчиков.
Итак, давайте подводить итог подсчётам.
Это была авиация немецкая, но в сентябре на Дону стали появляться и румынские авиационные части. С середины сентября в боевых действиях стали принимать участие 7-я и 8-я истребительные и 6-я истребительно-бомбардировочная авиагруппы. В их составе было 36 истребителей IAR.80 и 36 Bf.109E, и 12 истребителей-бомбардировщиков IAR.81.
По румынской авиации в сентябре данных совсем мало, но румынские истребители регулярно сопровождали немецкие бомбардировщики и потеряли в сентябре не менее 5-6 самолётов.
Как видите, данные по нашим противникам в небе над Волгой и Доном не очень точные. Но общее представление, надеюсь, я смог дать.
Теперь посмотрим, что имелось в распоряжении советского командования.
Сталинградский фронт с воздуха войска поддерживала 16-я воздушная армия, имевшая в своём составе на 4-е сентября 220-ю и 283-ю истребительные, 228-ю и 291-ю штурмовые авиадивизии, 598-й и 970-й легкобомбардировочные полки.
Всего самолётов 152 исправных и 84 неисправных, в том числе (в скобках количество исправных):
- 74 (42) истребителя;
- 124 (79) штурмовика;
- 33 (31) ночных бомбардировщика.
С 4-го по 18-е сентября армия получила один полк истребителей ЛаГГ-3 — 40 самолётов, один полк Як-7 — 33 самолёта, два полка Ил-2 — 40 самолётов, и ещё 55 Як-1 россыпью.
На 18-е сентября в армии 229 исправных и 84 неисправных самолётов, в том числе (в скобках количество исправных):
- 158 (110) истребителей;
- 127 (94) штурмовика;
- 18 (15) ночных бомбардировщиков.
После 18-го сентября армия получила полк Як-1 — 20 самолётов, и 50 Як-1 россыпью.
Боевые потери армии за сентябрь составили 116 истребителей, 45 штурмовиков и 2 ночных бомбардировщика.
Количество самолётов на 2-е октября (в скобках количество исправных):
- 79 (43) Як-1;
- 14 (9) Як-7;
- 11 (6) ЛаГГ-3;
- 106 (81) Ил-2;
- 14 (10) У-2.
Юго-Восточный фронт с воздуха поддерживала 8-я воздушная армия, имевшая в своём составе на 1-е сентября 268-ю, 269-ю, 287-ю и 288-ю истребительные, 206-ю и 226-ю штурмовые, 270-ю дневную и 271-ю, 272-ю ночные бомбардировочные авиадивизии.
Всего самолётов 494 (192 исправных и 302 неисправных), в числе исправных:
- 195 (57) истребителей;
- 86 (37) бомбардировщиков;
- 73 (51) ночных бомбардировщика;
- 109 (32) штурмовиков;
- 9 (2) разведчиков;
- 21 (13) самолёт связи.
На 1-е октября в армии имелось 469 (262 исправных и 207 неисправных) самолётов, в том числе (в скобках количество исправных):
- 91 (30) истребитель;
- 62 (33) бомбардировщика;
- 127 (90) ночных бомбардировщика;
- 158 (92) штурмовиков;
- 12 (1) разведчиков;
- 19 (16) самолётов связи.
Потери 8-й армии с 1-го по 22-е сентября 224 самолёта, в том числе 29 бомбардировщиков, 65 штурмовиков и 11 ночных бомбардировщиков. С 22-го сентября по 10-е октября потеряно 74 самолёта, в том числе 9 бомбардировщиков, 19 штурмовиков и 10 ночных бомбардировщиков, остальные истребители.
Также надо учесть и 102-ю истребительную дивизию ПВО, прикрывавшую Сталинград.
На 1-е сентября в дивизии имелось 34 истребителя, в том числе:
- 2 МиГ-3;
- 6 И-16;
- 1 И-15бис;
- 2 «Харрикейн»
- 2 Як-1;
- 4 И-153;
- 9 «Киттихаук»;
- 2 И-15 и 6 И-15бис прикрывали Астрахань.
На 1-е августа имелось 29 боеспособных истребителей: 10 ЛаГГ-3, 1 «Киттихаук», 11 И-16, 3 И-153 и 4 И-15бис.
Потери с 1-го по 25-е сентября составили 34 самолёта.
Также в районе Сталинграда действовала советская дальнебомбардировочная авиация. Данных об этих действиях в сентябре я не нашёл, но, полагаю мы можем оставить их за скобками, так же, как несколько бомбардировочных эскадр Люфтваффе, которые совершали полёты на Сталинград.
Полученные данные сведём в таблицу, аналогичную сделанной выше для Люфтваффе. Так же, как и для немцев, возьмём списочный состав самолётов.
Из всего множества интересных цифр, ради которых мне пришлось изрядно потрудиться, понятно одно. Численного преимущества у Люфтваффе точно не было в небе над Сталинградом, хотя и наше преимущество невелико.
Что же тогда получалось?
Тут надо говорить о следующим моментах.
Ну, во-первых, то что уже известно давно — немецкие пилоты были лучше обучены. На этом особо и останавливаться нет необходимости.
Пункт второй и очень важный, с которым до сих пор многие пытаются спорить — это техническое превосходство немецких самолётов. В первую очередь истребителей. Чтобы иметь инициативу в воздухе, чтобы поддерживать свои войска на земле, нужно иметь хорошие истребители с опытными и обученными пилотами. Увы, как это не неприятно признавать, в этом немцы нас превосходили.
Немецкий Bf.109G-2 превосходил во всём любые состоящие в тот период на вооружения РККА истребители, как отечественные, так и лендлизовские. Ещё оставались в Люфтваффе и более старые Bf.109F-4, но и они были сильнее наших.
Впрочем, об этом уже много написано.
А я хотел бы привести две цитаты. Обе за 18-е сентября, когда наши войска Сталинградского фронта начали наступление.
В Журнале боевых действий мы можем прочитать, что 18-го сентября 16-я воздушная армия произвела 275 самолётовылетов, сбила 9 немецких самолётов, потеряла 4 своих.
А вот в Журнале боевых действий 6-й армии Вермахта написано следующее:
VIII авиакорпус сегодня всеми силами непрерывно работал на участке прорыва на северном фронте между Волгой и Доном с хорошими результатами. В 875 самолётовылетах сброшено 395 тонн бомб всех калибров. Сбито 77 вражеских самолётов, потеряно 2 своих.
Интересно здесь, конечно не то, как все дружно врали про сбитые самолёты противника. Это было всегда, и к этому давно пора привыкнуть.
Интересно то, что немцы смогли сделать в три раза больше вылетов в тот день. Конечно, у 8-го авиакорпуса самолётов было почти вдвое больше, чем у 16-й воздушной армии. Но, наступление Сталинградского фронта, по плану, должна была поддерживать и 8-я воздушная армия. В тот день — 18-го сентября, 8-я воздушная армия сделала 431 самолётовылет. Но, осуществить поддержку наступления войск Сталинградского фронта у авиации фронта Юго-Восточного не получилось. Хотя командование требовала от 8-й армии:
... нанести два мощных удара всеми имеющимися машинами по районам Александровка, Гумрак, Яблоновка, Воропоново и Верхняя Ельшанка. Однако по-настоящему мощных воздушных атак снова не вышло, по сути, имели место лишь разрозненные налёты штурмовиков и бомбардировщиков.
И в любом случае, немцы летали больше. Тем более, что с нашей стороны в 8-й армии 25 вылетов сделали Р-5 и 199 пришлось на У-2. То есть половина вылетов сделали ночью лёгкие ночные бомбардировщики, боевые возможности которых весьма скромные.
Когда у какой-то воюющей стороны больше войск, вооружения, боевой техники, то она выглядит сильнее. На самом деле с авиацией также — больше самолётов, больше сил, но с оговоркой. Боевой самолёт в воздухе — грозное оружие, а на земле — мишень. Поэтому важнее не само списочное число аэропланов, а сколько их смогло подняться в воздух.
На этом простом примере мы видим, что у немцев, де-факто, самолётов же было больше. В небе. И это не только в данном конкретном сражении. Подобные примеры можно легко найти повсеместно.
Всё это достигалось лучшей работой аэродромных служб, более высоким качеством любой техники (не только самолётов, но и тем, что их обслуживало), более совершенным их использованием. Напомню, что в Вермахте на переднем крае сидели авиационные наблюдатели, которые наводили авиацию на цели. Причём отрабатывать заявки пехоты или танкистов немецкие пилоты умели быстро. Это повышало и саму эффективность авиационных ударов, и уменьшало затраты сил, времени, горючего на поражение цели.
К сожалению, как это явствует из документов, в которых оцениваются результаты боевых действий наших войск, видно, что ничего похожего с нашей стороны не было. Авиация получала задание по нанесению ударов в определённом районе и действовала, по сути, сама по себе. Взаимодействие с наземными войсками даже не рассматривалось в планах. Конечно, штурмовики могли увидеть передний край обороны, атакуемый нашими танками и атаковать его, но… хорошо если своих не накрывали, а такое, увы, имело место не раз.
Мне кажется, что на примере сентябрьских боёв мы можем понять не только причины неудач столь важного наступления, но увидеть некоторые проблемы в целом.
А проблемы надо изучать, даже если они были десятки лет назад. Вдруг пригодится.
Предыдущая статья по теме тут.