Пандемия оставила нам в наследство три вещи: постковидный синдром, понимание, что вирусная инфекция - это серьезно, и телемедицину. После пандемии удаленные консультации врачей перестали быть чем-то непонятным и неприемлемым и стали частью рутинной медицинской практики.
На самом деле дату рождения телемедицины вы можете выбрать сами - любую. Например:
- В 1904 году Александр Грехем Белл (изобретатель телефона) и Вильям Эйндховен (создатель ЭКГ) впервые провели трансляцию ЭКГ при помощи телефонной линии.
- В 1926 году канадские рыболовы впервые стали консультироваться в случае болезни одного из членов экипажа судна с врачами, находящимися на берегу по радио.
- В 1969 году Майкл де Бейки, сам находясь в США по телемосту руководил операцией на сердце, проводимой в Швейцарии.
- В 1971 году после успешной телефонной консультации прямо на конгрессе американских педиатров была создана Американская ассоциация телемедицины.
А еще дистанционно проводилось снятие жизненных показателей космонавтов (начиная с 1960-х годов), обследование жителей удаленных регионов (эта практика известна в США и в Австралии) - в обещм, к началу пандемии опыт телемедицинских консультаций был у врачей пости всех стран.
Во время пандемии врачи консультировали пациентов по телефону, ватсап, по скайпу и при помощи многочисленных специальных приложений, которые срочно писали для частных и государственных клиник айтишники. Самое известное такое приложение - Сбер. Здоровье. Только в пандемийном 2020 году в Сбер. Здоровье обратились 7 500 000 человек, а в следующем, 2021-м - уже 14 300 000 человек.
Но и вне Сбера удаленно сейчас консультирует каждый второй врач - подсчитать более точно не представляется возможным, так как большинство таких консультаций проходят мимо клиник, в рамках личного контакта пациента и врача.
К терапевту всегда три очереди: на прием, с анализами и "я только спросить".
М. Жванецкий
А что может сделать врач на удаленной консультации? Вы не поверите, но то же, что и на приеме. Почти.
Выслушать жалобы. Здесь правда совсем необязательно приходить в кабинет врача. Рассказать или написать, что беспокоит, сейчас может каждый.
Проанализировать историю болезни и историю жизни. (Врачи говорят - "собрать анамнез"). То же самое, что с жалобами - только здесь эффективнее не переписка, а именно разговор - так быстрее.
Посмотреть и проанализировать ранее проведенное обследование и лечение - файлы с анализами можно пересылать как угодно, хоть по Ватсап
А как же осмотр?
На самом деле осмотр дает врачу намного меньше информации, чем принято думать. Например, о микоплазменной пневмонии, которой так часто страдают дети в возрасте старше пяти лет, во всех руководствах написано примерно следующее: "картина физикального осмотра скудная". В переводе на русский язык это означает, что врач при осмотре ребенка не видит ничего, за что можно было бы зацепиться. Хрипов нет, притупления звуки при выстукивании легких нет, а ребенок меж тем болеет, и болеет именно пневмонией. Диагноз ставится на основании рентгена и лабораторных анализов.
Но если осмотр все-таки нужен, есть решения и на этот случай. Например, израильская службы Tyto Care предоставляет своим клиентам специальный прибор, работающий в паре с обыкновенным смартфоном, который позволяет проводить выслушивание легких, а заодно и осмотр верхних дыхательных путей и даже уха. Тем, кто не смог стать клиентом этой замечательной службы (хотя в Москве это доступно даже сейчас) можно зайти на e-Bay и просто купить необходимые приборы там - правда, после этого будет нужно еще и найти врача, который согласится вас консультировать удаленно с их помощью. Если вам не очень хочется переплачивать, можно купить умную ушную палочку - она продается даже на Яндекс-Маркете за вполне вменяемые деньги.
Наконец, на основании жалоб, анамнеза, результатов лабораторных анализов и инструментальных исследований (речь идет о том же рентгене) врач может (хотя это запрещено официально, о диагнозе врач в любом случае хотя бы подумает) поставить вам диагноз и назначить лечение. Ну или дополнительное обследование.
А телемедицина правда работает?
Еще задолго до пандемии, в 2000-е годы в Третьей областной больнице города Челябинска придумали следующую схему: на вызов по сердечным заболеваниям выезжал... фельдшер, который на месте снимал ЭКГ, записывал жалобы пациента передавал результат в кардиологическое отделение больницы, где три врача0-кардиолога анализировали жалобы, расшифровывали ЭКГ и на основании этого рекомендовали или лечение, или немедленную госпитализацию. За три года работы службы смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в Челябинской области упала в два раза.
Что у нас получается?
Получить удаленную консультацию врача не просто, а очень просто
Качество удаленной консультации ничуть не уступает качеству очного приема врача в поликлинике или в медицинском центре.
Так что если вам вдруг сказали, что приема, ну, например, ЛОР-врача, нужно ждать две недели, просто поищите, где вас могут проконсультировать удаленно
Если вы хотите спросить еще о чем-то, заходите сюда. Я с удовольствием вам отвечу.