Найти тему

«Чёрный квадрат» и мистические похороны Казимира Малевича

Наверное, ни одна картина в мире не вызывала столько споров, сколько «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. До сих пор можно услышать, что это вообще не искусство и слишком много внимания уделяют рисунку, который мог бы нарисовать даже ребёнок.

Давайте разбираться, почему «Чёрный квадрат» Малевича - знаковая вещь в мире искусства и почему эта картина так важна для понимания многих направлений в современном искусстве.

«Чёрный квадрат», Казимир Малевич, около 1932 года, Эрмитаж. Приобретён в 2002 году у Инкомбанка на средства В.О. Потанина. Ранее находился в собрании семьи Малевича. Фото автора
«Чёрный квадрат», Казимир Малевич, около 1932 года, Эрмитаж. Приобретён в 2002 году у Инкомбанка на средства В.О. Потанина. Ранее находился в собрании семьи Малевича. Фото автора


Надо сказать, что Казимир Малевич написал целых четыре «Чёрных квадрата». Два из них хранятся в Третьяковке, один в Русском музее и ещё один в Эрмитаже. Соответственно, подлинником считают только самую первую картину, написанную в 1915 году, остальные - авторские копии. Они различаются рисунком, фактурой и цветом.

Свой первый «Чёрный квадрат» художник написал на старом холсте. Считается, что прежде на нём были написаны две работы. Поэтому и слой краски на картине довольно толстый и растрескалась она, образуя кракелюры, довольно сильно.

Немного о краске. Вы скажете, подумаешь, взял чёрную краску, начертил квадрат и закрасил. Что там сложного? Но для приготовления своей чёрной краски Малевич использовал три составляющие - жжённую кость, чёрную охру и мел. Мел был нужен для того, чтобы уменьшить глянец, чтобы краска стала глубже и не давала отсветов.

«Чёрный квадрат», Казимир Малевич, около 1932 года, Эрмитаж. Приобретён в 2002 году у Инкомбанка на средства В.О. Потанина. Ранее находился в собрании семьи Малевича. Фото автора
«Чёрный квадрат», Казимир Малевич, около 1932 года, Эрмитаж. Приобретён в 2002 году у Инкомбанка на средства В.О. Потанина. Ранее находился в собрании семьи Малевича. Фото автора


Кстати, и сам квадрат не является совершенной геометрической фигурой. Его стороны не параллельны и разной длины. Так что, линейку художник не использовал.)

Теперь о самом главном. Я уже упоминала о том, что Малевич был родоначальником такого направления в современном искусстве, как
супрематизм. Он абсолютно упростил любые изображения и в результате получил супрематизм, который считал вершиной искусства, его финальной точкой.

И добавлю немного мистики и символизма. Сам Малевич писал, что

Супрематизм настолько абсолютен.. что он один может выразить сущность мистических ощущений. Он полностью стоит рядом со смертью и её побеждает

Поэтому его похороны стали своеобразным мистическим представлением. Художниками Николаем Суетиным и Константином Рождественским был сделан супрематический саркофаг, с изображением чёрного квадрата и круга. Крест изображать не стали «потому что это звучало бы на похоронах слишком определённо, как религиозный символ».

На этом всё не закончилось.

На гражданской панихиде в Ленинграде в изголовье гроба на стене висел «Чёрный квадрат» (вариант 1923 года). Тело Малевича было покрыто белым холстом с нашитым на нём чёрным квадратом. На крышке гроба со стороны головы был нарисован «Чёрный квадрат».

Во время похоронной процессии, шедшей по Невскому проспекту от Морской улицы до Московского вокзала, супрематический саркофаг был установлен на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте.

На вагоне поезда, перевозившего гроб Малевича в Москву, был нарисован чёрный квадрат, на белом фоне, с подписью — К. С. Малевич. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Чёрный квадрат» был укреплён на трибуне, среди цветов.


К сожалению, могила художника во время Второй мировой войны была утеряна, сейчас никто точно не знает, где был захоронен его прах. Согласитесь, это даже символично. Малевич бы оценил.

А вы, друзья, что думаете о «Чёрном квадрате»?