Я обнаружила интересный момент во время просмотра этого “ужасного” (бескрайнее насилие и тревожный фон) воспроизведения портрета самого знаменитого заключённого в мире Чарльза Бронсона – мне понравился стиль датского режиссёра Николаса Виндинга Рёфна (Nicolas Winding Refn).
Спокойное отношение переключилось на “тепло”, потому что я увидела, с каким вдохновением и упоением он работает в своём неповторимом стиле – мрачном, агрессивном, с пульсирующим саундтреком. Он из тех, кто создаёт свой кинематографичный стиль с уникальной цветопередачей для оформления эмоционального фона, использованием негативного пространства и кадрирования. Почему-то все предыдущие проекты (причём созданные позже этого) режиссёра меня так не располагали, что-то сдерживало.
Ему свойственно создавать сцены, в которых персонаж расположен по центру кадра, а вокруг него при этом большое чёрное пространство, либо персонаж прижат к одной “рамке” кадра, а негативное пространство находится напротив/позади него.
Сюжет
Фильм поделен на три части: как главный герой видит свою жизнь; как ему живётся на свободе те странные 69 дней в Лутоне – это обычная реальность для всех людей, но трудная для него, потому что у него есть своя собственная; в третьей нужно решить, сумасшедший он или нет. Этот человек живёт своей жизнью строго по своим собственным правилам и кодексу поведения и быстро судит других по своим стандартам – так что принять окончательное решение не так просто. Возможно, это единственный человек, который сам для себя романтизировал преступность.
Майкл Гордон Питерсон, выходец из благопристойной семьи, понял в школе, что ему нравится попадать в неприятности, потому что, “если ты неплохой парень, тебе не дадут звезду на Аллее Славы”. За ограбление банка ему дали срок в семь лет. Тюрьму он стал воспринимать как отель, где его ждут. И в драках с охранниками он изобрёл нового себя – Чарльза Бронсона, бешеного пса из клетки.
Мои впечатления от фильма после просмотра
Биографическая драма/чёрная комедия "Бронсон" (Bronson), второй англоязычный проект датского режиссёра, местами пафосная и крикливая, как дешёвая постановка с музыкой Pet Shop Boys, местами серьёзная, как Бродвей, но однозначно увлекательная.
Она рассказывает голосом самого Чарльза Бронсона историю необычного человека. И визуально с яркими цветами, зернистостью, длинными планами “Бронсон” делает закладку в будущий стиль, который повторится в “Драйве” (2011) и разовьётся в будущем.
В те моменты, когда Харди стоит на сцене перед невидимыми зрителями в свете прожектора, разыгрывая события из своей жизни, “когда всё идёт не так, как хотелось бы”, фильм становится похож на чёрную комедию – театральное шоу одного актёра. Это словно перемещение в голову Бронсона, который меряя шагами камеру по кругу, видит себя в центре внимания. И вот этот ход с пародийным превращением из заурядного ничтожества в тюремную "знаменитость" делает биографию необычной/нетипичной.
Том Харди (Tom Hardy) исполняет главную роль. Он просто великолепно вжился в неё и блестяще играет этого преступника, бунтаря, казалось бы, абсолютно без причины, передавая напряжённость и непредсказуемость этого проблемного и одержимого внутренними демонами человека – его актёрский диапазон тут восхищает своей широтой. Драма не имела финансового успеха в прокате, а вот Том Харди наоборот нашёл живой отклик со стороны критиков.
Виндинг Рёфн позаимствовал из классики “характерный декор”, чтобы сделать знаменитого заключённого выразительнее и действительно поп-культурным объектом (подчёркивая желание Бронсона быть celebrity, а после выхода фильма дурная слава преступника усилилась) и снять с фильма излишнюю серьёзность – Майкл Гордон Питерсон с боевой кличкой “Чарльз Бронсон” получился неистовый как Джейк “Бешеный Бык” ЛаМотта (что неудивительно, ведь Мартин Скорсезе, поставивший фильм об этом боксёре, его кумир) и злой и инфантильный внутри как Алекс Делардж (сходство в макияже и манерах). И, может, юный Питерсон, который в школе напугал учителя в классе своим поведением и швырнул в него стол, получил этот штрих от самого Рёфна. Его исключили из Американской академии драматических искусств за то, что он бросил парту в стену, и это было одним из многих инцидентов, за которые его называли Enfant Sauvage (дикий ребёнок).
Заглавный титр с названием фильма, как и прочие надписи в начале, окрашены, как мне показалось, красным цветом, похожим на фирменный красный Дэвида Линча из его “Твин Пикс”. Его сериал мрачный, забавный, удивительный и опередивший своё время, так что со стороны Рёфна это было очень остроумно сделать такую отсылку. Его фильм получился таким же.
Режиссёр дал ему возможность самому рассказать свою историю – закадровый голос принадлежит Бронсону, он даёт оценку происходящему, объясняет свои действия. Этот ход делает его ближе к зрителю, словно нет прослойки в виде экрана или сценарного листа, с которого актёр читает текст, делая чужую историю искусственной. Том Харди, воплощая безумца, эксцентрика или человека-искусства Бронсона, с упоением раскрашивает себя чёрной краской, мажется сливочным маслом, подставляется под кулаки тюремной охраны и сам постоянно сжимает свои кулаки, демонстрируя готовность побить каждого, он не боится вступать в схватку против сторожевых псов, он неожиданно проявляет и уязвимую сторону – признаётся в любви и рисует цветные картинки. А его лицо, покрытое белым гримом (когда тюремная охрана не наносит ему кроваво-красный макияж), ещё больше приближает к сцене – он как мим, или как цирковой артист, призвание которого веселить публику. Но одновременно это намекает и на маску, то есть сокрытие настоящего лица. Маска словно бы позволяет допускать некую вольность в отображении на экране реально существовавшего человека, о котором в любом случае нельзя и невозможно говорить абсолютно всё – что-то должно остаться в тайне.
Факты о Чарльзе Бронсоне (Майкле Гордоне Питерсоне)
Самому знаменитому заключённому в мире в 2023 году исполнится 71 год. Он был женат три раза. Сейчас находится в тюрьме Вудхилл в английском городе Милтон-Кинс.
- Первый брак был заключён в декабре 1970 года, в котором родился сын по имени Майкл. В 2001 году Бронсон женился второй раз. Женщина Сайра Рехман стала присылать ему письма после того, как увидела его фотографию в газете. После свадьбы Бронсон ненадолго принял ислам и взял имя Чарльз Али Ахмед. После развода он отказался от религии и имени.
14 февраля 2017 года состоялась помолвка с сериальной актрисой Полой Уильямсон (Paula Williamson), а в ноябре 2017 года был заключён третий брак. До свадьбы они четыре года были друзьями по переписке. Их брак продержался два года, Уильямсон подала на развод в марте 2019 года. А 29 июля 2019 года она была найдена мёртвой в своём доме. Это не было самоубийством, а скорее всего стало следствием злоупотребления наркотических веществ и алкоголя, которыми она заглушала опустошение от неудавшегося брака. Сам же Бронсон после разрыва с актрисой уже планировал новый брак – с пенсионеркой по имени Джоан.
- Майкл Питерсон родился в респектабельной семье среднего класса в Аберистуите (Уэльс). Он некоторое время жил в Ливерпуле, а затем переехал в Лутон, где стал цирковым силачом.
Взять прозвище ему порекомендовал промоутер кулачных боёв, потому что это привлечёт больше внимания. Он выбрал имя голливудского актёра Чарльза Бронсона, который начал своё восхождение в 60-х.
- Бронсону было 19 лет, когда он получил тюремный срок в семь лет за вооруженное ограбление. С тех пор к его первоначальному сроку был добавлен ряд приговоров за нападения на заключённых и тюремный персонал, а также за более чем дюжину инцидентов с захватом заложников.
- Он был освобождён в октябре 1988 года, но провёл за пределами тюрьмы всего 68 дней, прежде чем был арестован за ограбление. В ноябре 1992 года он провёл на свободе ещё 53 дня, прежде чем опять вернуться за решётку по обвинению в сговоре для ограбления.
- Бронсон славится своей силой – он голыми руками может погнуть металлические двери камер. Его ежедневный тренировочная рутина включает в себя до 3000 отжиманий в день.
Его вес 210 фунтов (95 кг), ростом 5 футов 10 дюймов (178 см) является обладателем шести мировых рекордов в категории силы и физической подготовки. Ему принадлежит неофициальный рекорд по количеству протестов на крышах тюрем среди всех заключённых Великобритании, на его счету 11 инцидентов с захватом заложников в ходе девяти различных осад.
- Самым громким инцидентом с захватом заложников произошёл в 1998 году – он пленил двух иракских бандитов и ещё одного заключённого в лондонской тюрьме Белмарш. Бронсон настаивал, чтобы его заложники обращались к нему – "генерал", а участникам переговоров пригрозил, что съест одну из своих жертв, прежде чем потребовать вертолёт на Кубу, где для него должен быть приготовлен бутерброд с сыром и маринованными огурцами.
- В 2000 году он был приговорён к пожизненному заключению после того, как был признан виновным в том, что почти два дня удерживал учителя в заложниках во время осады Hull Prison.
- Ему было отказано в освобождении после публичных слушаний по условно-досрочному освобождению, на которых он утверждал, что является "перерождённым художником", который "прошёл через фазу" захвата заложников.
- Чарльз Бронсон – это публикуемый автор и карикатурист. В 2014 году он сменил имя на Чарльз Сальвадор в честь художника Сальвадора Дали. Среди его одиннадцати книг есть руководство для тех, кто хочет такую же физическую форму, как у него и другие советы по поддержанию здоровья. Прибыль от продажи его книг идёт на благотворительность.