Найти тему

Нашел золото, потерял сон."Психо" районного масштаба. Куда может привести мнительность и тревожность?

В ПНБ в состоянии острого алкогольного психоза, сопровождающегося суицидальными мыслями был доставлен скромный безработный Сергей, 43 лет. До такого сумрачного состояния его довела только собственная повышенная тревожность - только она. Потому что, если посмотреть, как развивались события, можно прийти к выводу, что Сергей - обычный представитель "психотипа" из рассказа Чехова: мелкий чиновник, чихнувший случайно во время циркового представления на лысину впереди сидящего генерала и впоследствии умершего от тревоги ожидания гнева высочайшей персоны. У Чехова события описаны с юмором. Чихнул случайно, потом извинился, но спустя время "накатила измена" - извинился неправильно, а генерал не простил, отмахнулся, притворился милостивым. Далее тревога и мнительность нарастала по кривой вверх. Спать перестал - мучился, есть перестал - переживал, воображал немыслимый гнев генерала - так, что этот гнев переселился в сны - кошмары. Невротик против могущественного генерала, на лысину которого маленький человек посмел чихнуть. А ну, как рассудят, что он вообще чихал на всю высокопоставленную власть в государстве? А ну, как он бунтовщик и разрушитель государственного устройства. Одна мрачная картина сменялась другой, еще более мрачной.

В конце концов, довел этот чиновник своими бесконечными извинениями генерала до белого каления. Дескать, не извиняется, а измывается над важным человеком. Прогнал взашей его. А чиновник взял и в ту же ночь помер.

На самом деле в гротескном повествовании доктор Чехов выделил очень важную деталь: мнительность, тревожность убивают человека гораздо сильнее самого ожидаемого события, которое вообще может не наступить.

Так было и в случае с безработным Сергеем. Шел он однажды по городу и увидел маленькую женскую сережку, похожую на золотую. Пришел домой, положил ее в ящик, но покоя не давала мысль - а вдруг это на самом деле золото? И ему в какой-нибудь скупке дадут рублей сто-двести-триста? А может и пятьсот? Он и продуктов накупит, и жене какой-нибудь подарок преподнесет, пусть символический. Взял паспорт и отправился в скупку. Там была приятная женщина, взяла серьгу, взвесила на электронных весах, долго рассматривала в лупу, потом попросила паспорт, оформила документы, затем сказала спокойным голосом: "Пять тысяч триста рублей. Согласны?". Сергей дрожащим голосом переспросил. Пять тысяч триста рублей. Вы не ошибаетесь? Нет. Грамм золота - вот цена. У вашей сережки больше полутора граммов. Сдаете?

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Сергей подписал какие-то бумажки и вышел из скупки в каком-то безумии. Потом вернулся, спросил, так ли все на самом деле? Девушка успокоила. Но уже на подходе к дому с набитым битком пакетом с продуктами в его голове поселилась тревога. Не могли дать столько денег за какую-то желтую мелюзгу, к тому найденную. Что-то не так. С этой минуты тревога стала съедать Сергея изнутри как чиновника из рассказа Чехова. Ему мерещилось, что мошенники оформили на его паспорт кредит, а для усыпления бдительности выдали деньги. Специально много выдали. Близкие пытались его вразумить, что все нормально. Он ни в какую. Почти все оставшиеся деньги от золотой сережки пропил, впал в какое-то паническое настроение, ожидал, что вот-вот к нему постучат судебные приставы и попросят очистить помещение, так оно уже принадлежит другим людям. Жена взяла сына и ушла к матери, а Сергей пил, держал топор для рубки мяса при себе и ждал стука в дверь. Решил, что живым не сдастся. А потом и вовсе придумал чудовищную вещь: когда постучат судебные приставы, он объявит, что ни в чем не виноват, а виноваты мошенники и на глазах у чиновных людей оттяпает себе топором пальцы - в знак протеста.

Что ж, тревога довела бедолагу до психиатрии.

Соседи заподозрили неладное и вызвали психобригаду, санитары стали стучать в дверь, Сергей открыл, расхохотался, заявил, что давно их ждет и, пригласив на кухню, достал разделочный топорик и...Санитары вовремя подоспели.