Найти тему
Военная история в наградах

"Он здесь командует!.."

Предлагаю вниманию уважаемых читателей наградной лист на наводчика батареи 14 мотострелкового полка 14 танковой дивизии сержанта Лисового Петра Васильевича.

-2

-3

Это представление оформлено 25 июля 1941 года. Примечательным в нем мне показалось то, что в тексте указаны 3 свидетеля подвигов отважного сержанта.

В последующем при оформлении представлений на награждения от такой практики "свидетельств" отказались. Наградные листы, оформленные, например, осенью 1941 года, данных о свидетелях подвига представляемого к награде уже не содержали.

Начало истории про Степку и его боевых товарищей, воевавших в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.

Оба Степана переглянулись, комсорг только хмыкнул, а химинструктор услышал от лейтенанта "исэ" одобрение и "развитие" своей очередной инициативы:

- Действуйте, товарищ старший лейтенант! И ещё "максимам" тоже уже пора ближе к переднему краю подтянуться. Поторопите их!.. Да... Ещё если помните, в окопе остал такая немецкая бандура, похожая на трубу, и чехол со снарядами к ней. Их тоже захватите с собой, если не трудно...

Химинструктор неловко пробурчал "есть", повернулся через левое плечо и, придерживая автомат за спиной, пригибаясь, побежал назад. Комсор, глядя ему вслед, сказал своему Степке:

- Он же из кадровых... И до сих пор только старлей... Говорят, в сорок втором какую-то "не ту" инициативу проявил и из капитанов на две ступеньки назад "откатился"... Но я до сих пор не видел от него столько готовности повоевать...

Над головами обоих Степанов прошелестели гаубичные снаряды и где-то впереди раздались несколько взрывов. Оба тезки послали двух оказавшихся поблизости бойцов в качестве связных за командирами стрелковых отделений. Вокруг них сидело на брёвнах или топталось прямо на снегу Степкино "трофейное воинство" во главе с молодым лейтенантом. Трофейщиков раньше никто, а сейчас пока "ничто" не научило сразу занимать оборону на новом месте и быть готовым к следующему бою.

Степка подозвал командира трофейного взвода и попытался втолковать ему азы действий в боевой обстановке на передовой. Но "наука воевать" доходила до лейтенанта с трудом. В конце концов "уполномоченный из штаба армии" махнул рукой (в прямом и в переносном смысле), уяснив для себя, что "трофейщики" могут оказаться только лишней обузой в бою, за которыми будет нужен "дополнительный глаз". Он приказал оставить ему двух связных, а остальное "трофейное воинство" во главе с лейтенантом отправил назад с распоряжением "занять, углубить бывшие немецкие окопы и быть готовыми к отражению возможных контратак противника". Эти окопы, располагавшиеся в прерывистой цепочкой в нескольких местах перед восточной окраиной деревни, в отличии от "основных" немецких траншей, захваченных пехотинцами в первой половине дня, были вырыты явно наспех и в последний момент. Трофейщики дружно отправились выполнять полученный приказ.

Прибежали два командира стрелковых отделений, усатых сержанта средних лет. Они по очереди и со знанием дела доложили обстановку каждый на своём участке, добавили, что в каждом из отделении есть теперь кроме штатного "дегтяря" и по немецкой "пиле Адольфа с кучей патронов" и получили от Степки благодарность, а от комсорга - обещание представить их к медалям. Воодушевленные сержанты побежали обратно "продолжать расставлять людей по точкам". Теперь только два хмурых солдата из трофейной роты, назначенные в связные, продолжали топтаться около обоих Степанов.

Впереди опять раздались несколько артиллерийских разрывов и практически сразу после этих звуков старший лейтенант с голубятни закричал:

- Грузовик задымился, но эти гады теперь стараются поджечь склад!..

Степка показал ему большой палец:

- Давайте теперь по танку!..

Корректировщик возразил:

- На опушке леса у фрицев движение началось, лейтенант... Может, повременим пока с танком?.. Он всё-таки никуда не денется...

Степка согласился с этим предложением. В палисаднике появились незнакомый младший лейтенант и сержант, которые начали докладывать комсоргу батальона о прибытии пулемётного взвода и отделения противотанковых ружей. Старший лейтенант остановил докладчиков и кивнул на Степку:

- Он здесь командует!..

Степка выслушал обоих командиров и разрешил им пока "оправиться и покупить". Появился Кузьмич с хорошими новостями:

- Я с минами!.. И другую лошадь в повозку впрягли!.. И третью "трубу" немецкую собрали исправную из тама двух брошенных... Так что мои три "гильзы" теперь на конной тяге!.. Куды стрелять прикажете, товарищ командир?..

Степка скомандовал:

- Занимай позиции, чтобы немецкую контратаку отбить от леса...

Старший сержант стал забираться по лестнице на голубятню:

- Тогда я немного голубем войны опять поработаю, чтобы осмотреться...

Лейтенант "исэ" его предостерёг:

- Осторожнее там, Кузьмич!..

И услышал уже сверху короткую "отповедь":

- Не учи учёного!..

Артиллерист Степке сообщил свои новости:

- Немцы от склада убежали, кто-то их из наших пулемётчиков оттуда шуганул... На складе что-то сильно дымит... На опушке леса появился немецкий "бронеход"...

Кузьмич пробыл наверху не долго, на ходу бросил "мне всё ясно, я пошёл к своим", но был остановлен новой вводной:

- Повозку от мин овободишь, отдашь её во временное пользование вот этим двум трофейщикам. Они подскочат на ней к складу, потушат пожар, продуктов трофейных наберут и сразу назад...

Кузьмич пожал плечами, но возражать не стал. Степка подозвал к себе обоих связных, оставленных лейтенантом-трофейщиком, задал вопрос и сразу выдал прик:

- Все слышали?.. Бегите к миномётчикам, берите у них повозку и вперёд!.. Потушите пожар на складе, нагрузите чем хотите, а потом сразу сюда назад!..

Комсорг просипел Степке в ухо:

- Я тоже с ними пойду, а то они чего-нибудь перепутают!.. Например, подожгут повозку и весь склад сюда на руках перетаскают...

Степка шутку оценил и согласился с тезкой:

- Тогда один расчёт "максима" и "пэтээра" с собой возьми, Степан!.. Поможешь им правильную позицию там выбрать для фланкирующего огня!..

Тезка в ответ улыбнулся и ответил уже почти нормальным голосом:

- Откуда ты такие слова знаешь, индендант?..

Степка улыбнулся в ответ:

- Я всё-таки на курсах младших лейтенантов в сорок втором учился, но, правда, не доучился...

Старший лейтенант снова закричал сверху:

- Два "бронехода" теперь вижу!.. И мне через моего комбата ваш комбат приказывает дальше наступать...

Степка поднял голову и спросил:

- Кому приказывает?..

Артиллерист ухмыльнулся:

- Этого я не понял...

В это мгновение его правая нога "подломилась" так, что наблюдатель потерял равновесие и вкрикнул:

- Ой-ё!..

Через мгновение он уже падал с высоты нескольких метров и приземлился в почти растаявший снежный сугроб у стены дома. Сознание артиллерист тем не менее не потерял, теперь он удивленно смотрел на свою левую кисть, "застрявшую" в положении "под прямым углом к запястью". Здоровой рукой он зажимал пулевую рану в правой ляжке и при этом громко ругался. "Выпустив пар", старший лейтенант спросил сам себя:

- Неужели шальная пуля?..

Степка покачал головой:

- Нет, скорее опять снайпера работа...

Подоспевший фельдшер с санитаром вытащили раненого из сугроба и стали заниматься его повреждениями. Перевязав и наложив шины в нужных местах, они вдвоем потащили раненого в тыл.

Вернулся химинструктор с дюжиной пехотинцев и двумя телефонистами, прибывшими от командира батальона. Степка разглядел среди прибывшего пополнения сержанта, быстро объяснил ему обстановку и приказал занять оборону "в центре позиции". У химинструктора, который теперь аккуратно укладывал на сравнительно чистую немецкую шинель "трубу" и чехол с реактивными минами, он поинтересовался:

- А старшина, который командовал при атаке правой группой, сейчас где, товарищ старший лейтенант?

Химинструктор выпрямился и пояснил:

- Тяжело ранило его разрывом мины во время атаки, в тыл эвакуировали...

Связисты быстро подключили аппарат к своему телефонному кабелю и старший из них протянул трубку Степке:

- Вас, товарищ лейтенант!.. Товарищ четвёртый на линии...

Комбат начал с того, что потребовал немедленно перейти в атаку. Его не устроили объяснения Степки про то, что "рота закрепляется на достигнутых позициях, за деревней два немецких ДЗОТа и вкопанный в землю тяжёлый танк, противник готовится к контратаке при поддержке бронетехники, очередного корректировщика артиллерийского огня тяжело ранило, а на гаубичной батарее нет снарядов".

Накричавшись и обругав Степку разными нехорошими словами, комбат перешёл к обвинениям в трусости и угрозам трибунала. После этого, уяснив, что позиция лейтенанта индентатской службы по обсуждаемому вопросу не изменилась, он отстранил Степку от командования "его ротой" и приказал передать трубку химинструктору. Теперь Степка слышал только видимую и самую лаконичную часть разговора, состоящую из слов "есть, слушаюсь и так точно".

В центре деревеньки опять разорвался тяжёлый снаряд, за ним ещё два. Открыли огонь пулемёты из немецких обоих немецких ДЗОТов, расположенных на поле перед деревней. Стали слышны частые взрывы-хлопки немецких мин. Все присутствующие о дворе попадали на снег. Химинструктор, уже лежа на снегу, сказал в трубку:

- Товарищ капитан, противник только что начал интенсивный артиллерийско-миномётно-пулемётный обстрел наших позиций...

Звуки разрывов, которые он услышал в телефонную трубку, убедили комбата сменить гнев на милость и вместе с этим сменить приказ "быстро в атаку" на "быстро окапывайтесь". Этот приказ батальонный химинструктор передал Степке уже своими словами, добавив, с облегчением:

- Командуйте дальше, товарищ лейтенант...

В этот момент из-за впереди стоящего полуразрушенного дома вырулила повозка, за которой бежали, батальонный комсорг, оба трофейщика и один из бойцов-миномётчиков. Другой боец умело правил лошадью. Повозку загнали в соседний сарай, миномётчики, пригибаясь, побежали к своим. Степка отметил, что вещмешки у обоих сильно увеличились в размерах. Комсорг был возбуждён:

- Пожар потушили... Но там столько жратвы осталось!...

Ефрейтор-телефонист с голубятни опять поделился новостями:

- Товарищ лейтенант, немцы от леса явно к атаке готовятся! Там у них теперь два бронетранспортёра, танк и пехоты до роты...

Степка поднял голову:

- Пусть пока батарея пристреляет рубеж с ДЗОТами.

Ефрейтор был озадачен:

- Так на батарее снарядов же нет пока...

- Снаряды на пристрелку же остались... А когда появится боезапас, от этого данные пристрелки не поменяются и ДЗОТы никуда не убегут... А время тогда сэкономим...

Ефрейтор просиял:

- Понял, товарищ лейтенант!..

К Степке подбежал сержант средних лет и отдышавшись доложил, следуя жесту указательного пальца батальонного химинструктора:

- Товарищ лейтенант, командир "пэтэо" сержант Сухомлинов, прибыл в ваше...

Ефрейтор-телефонист не дал завершить доклад сержант и прокричал сверху:

- Товарищ лейтенант, они начали атаку!.. Рубеж ДЗОтов пристрелян!.. На батарее всего шесть снарядов осталось...

Степка кивнул ефрейтору и обратился к сержанту:

- У вас "сорокопятка", товарищ сержант?..

Сержант: - Так точно!..

Степка: - Занимайте позицию и постарайся повредить с дальней дистанции хотя бы один немецкий бэтээр. По танку не бейте, не тратьте снаряды. Как только остановите одну "коробку", можете сменить позицию. Задача ясна?

Сержант:

- Так точно!.. Бэтээр мы мигом!.. Разрешите?..

Конец вопроса заглушил близкий разрыв снаряда. Степка напутственно махнул сержанту рукой, присев за очагом летней кухни. Ещё два снаряда разорвались в радиусе нескольких десятков метров, затем разрывы снарядов стали отдаляться. Прошло несколько минут и с голубятни опять раздался голос ефрейтора:

- Товарищ лейтенант, немцы прошли пристрелянный рубеж, до деревни им осталось метров четыреста... Пехота наша стала перебегать назад...

Степка выглянул из-за своего укрытия:

- Что там с бэтээрами?..

Ефрейтор: - Один остановился и больше не стреляет, а другой ползёт...

Степка: - Передай на батарею, чтобы дали два залпа по три снаряда. Именно так!..

Вторую часть тирады лейтенант "исэ" произнес уже значительно тише:

- Всё-таки не сорок второй год, должны у них нервы не выдержать первыми от разрывов снарядов за спиной... И Кузьмич не должен подвести...

Степка теперь обратился лейтенанту, официальному командиру роты:

- Товарищ лейтенант, появитесь в боевых порядках, поддержите своих бойцов... А то там нехорошие движения начались...

Лейтенант немного испуганно взглянул на Степку, но побежал выполнять эту просьбу-приказ.

Через минуту Степка опять услышал возбуждённый голос телефониста:

- Отступают гады!.. Танк подцепил на буксир подбитый бэтээр... Наши миномётчики добавили им огоньку под хвост!..

Прибежал запыхавшийся тезка-комсорг:

- Отбились вроде!.. Но пришлось своих не только пинками на позиции возвращать, но и очередями над головами... Целый диск в воздух расстрелял... В следующий раз солдатики могут и драпануть активней... Тезка, у тебя нет запасного диска?

Степка отдал диск из вещмешка, и посоветовал старшему лейтенанту, протянув ему ещё и пачку автоматных патронов:

- Подготовь и другой на всякий случай..

Химинструктор, увидев, как у комсорга всё ещё трясутся руки, держащие фляжку с водой, посмотрев на его порванный рукав ватника, к удивлению присутствующих изъявил желание самому снарядить для комсорга второй диск к ППШ.

Стало смеркаться. Немцы возобновили артиллерийский обстрел деревни. Вокруг очага летней кухни стало многолюдней. Прихромал Кузьмич, за ним пришёл сержант-артиллерист. Последний доложил Степке, что его "пушечку-душечку покоцал немецкий танк вместе с половиной расчёта". Закончил он свой доклад так:

- ...Позицию сменить мы не успели... Теперь готовы в пехоту превратиться или куда прикажете...

Степка переглянулся с Кузмичём и кивнул:

- Молодцы, что бэтээр успели остановить!.. Идите пока к Кузьмичу в помощь мины подносить, у него же не комплект в расчётах... Так?

- Кузьмич подтвердил:

- Точно так, товарищ лейтенант!..

Степка обратил внимание, что сержант-артиллерист как-то смущённо переминается с ноги на ногу и спросил:

- Что ещё, сержант?..

Командир рачёта выдохнул:

- Выходит так, что мы выстрелили один раз, когда эта дрына уже остановилась... После этого сразу в ответ получили от танка "привет"... Так что скорее всего это пэтээровцы его остановили, а не мы, товарищ лейтенант...

Степка одобрительно посмотрел на сержанта , у которого теперь явно "камень с шеи упал" и прокомментировал услышанное так:

- Второй раз молодец, что сказал... Но победа у нас сейчас и в конце будет всё равно на всех одна... После неё уже будем сочитаться славой... Может, вы тот танковый снаряд на себя приняли вместо бронибойщиков, кто теперь точно сказать может... Не думай, сержант, о том, что было, думай, как сделать лучше то, что будет.. Иди воюй дальше!..

Сержант-артиллерист ещё раз облегчённо вздохнул и кивнул, а Кузьмич из-за его спины показал Степке большой палец. Оба сержанта зашагали, о чем-то оживленно переговариваясь. Ефрейтор с голубятни сообщил:

- Товарищ лейтенант, с батареи передали, что снаряды у них будут часа через два, не раньше...

Лейтенант "исэ" отреагировал со вздохом:

- Понятно... Спускайся. передохни!.. Сейчас тебя кто-нибудь сменит...

Связист-наблюдатель в ответ на это предложение выдал дополнительную информацию:

- Этот здровущий закопанный танк опять бухать стал...

Степка повторил:

- Слезай, слезай!..

Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я подготовлю несколько новых публикаций.