Жизнь не статична, она постоянно меняется, подбрасывает нам самые разные сюрпризы. Приятные и не очень. К категории «сюрпризов» отнесем и поиски недвижимости на вторичном рынке жилья. Не станем углубляться в причины – у каждого они свои. Но рынок есть рынок. Есть покупатель, есть продавец, а еще в наличии посредник в виде представителя риелторской компании. Да еще, случается, и не один!
Понятно волнение обеих сторон сделки. У всех свои интересы: выгодно купить/продать, избежать всевозможных мошеннических схем, не прогадать и т.д. Жилье есть жилье – это вовсе не рядовая покупка, и подойти к вопросу следует со всей ответственностью.
«Посредники нам не нужны». Не секрет, что рынок недвижимости за последние два десятка лет поделили между собой риелторские конторы. Просто так ни купить, ни продать, ни даже сдать свои квадратные метры вряд ли получится. Почти сразу, как будто из воздуха, возникает риелтор и начинает рвать с места в карьер. Логично предположить: а так ли нужен посредник? Не выйти ли сторонам непосредственно друг на друга и не оформить сделку напрямую?
Отбросим коррупционную составляющую (хотя практика показывает, и она зачастую имеет место). Однако повторим нашу мысль: покупаем не корову и даже не автомобиль. Сумма сделки достигает нескольких миллионов рублей. Наверняка пришлось залезть в ипотеку или прочие кредиты. Соответственно, права на ошибку нет вообще. Трезво оцените свои силы: насколько легко вы ориентируетесь в этом бизнесе? Насколько вхожи в разного рода государственные организации, имеющие отношение к вашей сделке? Наконец, насколько уверены в продавце? Как бы там ни было, нужно максимально обезопасить свою сделку. Как говорят в народе, «найти концы». Именно поэтому так важно грамотное юридическое оформление сделки с закреплением ответственности сторон. Плюс ко всему, риелтор – профессионал. Он знает местную недвижимость как свои пять пальцев. Более того, как профессионал, окажет неоценимую помощь – и делом, и советом. Так что, поборов некоторый скептицизм, все-таки посоветуем обратиться к профессиональному и надежному риелтору.
Говорите мало. Придя на «смотрины», постарайтесь довериться своим зрительным ощущениям. Присмотритесь, примерьтесь, решите, видите ли вы в этом доме или квартире себя. Не старайтесь «заболтать» продавца или его представителя – как раз это работа вашего риелтора. Напротив, сообщайте о себе абсолютный минимум информации, не пускайтесь в пространные рассуждения. Вы – покупатель, и точка.
Сделайте несколько фотоснимков или снимите небольшое видео. Разумеется, с одобрения собственников. Как говорят, с любой идеей надо «переспать». Первые ощущения – самые сильные, но первые эмоции улягутся быстро, включится разум и логика. Вот тут-то и пригодятся ваши фото и видео.
Не показывайте открыто свое волнение. Совсем уйти от волнения не получится, мы прекрасно это осознаем. Но волнение при эпохальных покупках – не самый хороший помощник. На эмоциях легко сказать не то и, что еще хуже, сделать не то. Кроме того, дать себя убедить «не в том».
Не критикуйте резко то, что увидели. Причем в безапелляционных тонах. Всем известен этот прием: раскритиковать в пух и прах всё – начиная от цветовых решений, мебели, района до самих продавцов. Якобы такой метод помогает сбить цену, заставит пойти на уступки. А теперь контрдоводы. Во-первых, покупатели, как правило, не ограничиваются осмотром одной квартиры. Во-вторых, совершенно случайно выяснится, что предложение, которое вы яростно (и публично) раскритиковали, всё-таки оказалось лучшим. И в-третьих: каким окажется фон будущих переговоров?
Загляните в каждый уголок. Осмотрите всё, что для вас является критичным. Уточните у продавца, что остается из мебели и бытовой техники. Убедитесь в исправности всего и вся. Проверьте сантехнику, газовую плиту, прочее-прочее. Одновременно держите в голове, каким «улучшайзингом» придется заняться сразу после покупки, во что всё это выльется.
Рассмотрите сделку в комплексе. Как говорят, в режиме 3D. Безусловно, красивый вид из окна – серьезный довод продавца. Но красота зачастую бывает обманчива. Одной красотой достоинства варианта могут и заканчиваться. Вот целый перечень: транспортная доступность, наличие школ и детских садиков, инфраструктура, экология, наконец, асоциальные соседи.
Проведите свои исследования. Сладкие речи риелтора – это хорошо. Но у любой медали всегда две стороны. Постарайтесь узнать и «оборотную сторону». Так, у приглянувшегося вам района (или города) наверняка есть паблик в социальных сетях. Загляните туда, полистайте публикации. И картинка сама потихоньку образуется и встанет на место. Кроме того, вы наверняка получите на руки несколько козырей, которые позволят дополнительно обсудить цену.
Проявите свою высокую культуру. Акцентируем внимание на этом важном аспекте. Сделайте так, чтобы с вами (и именно с вами) хотели иметь дело – и даже, возможно, пошли на какие-то уступки. Так, может статься, что квартира, которую вы осматриваете, жилая. В таком случае снимите обувь. Не хозяйничайте, а спрашивайте у хозяев разрешения – например, на осмотр санузла или на проверку исправности той же техники.
Как явное неуважение может быть расценен такой поступок, как визит к хозяевам со своим домашним питомцем. И даже извинения здесь не помогут – есть определенные рамки поведения, за которые не следует заходить. Главный принцип остается неизменным: вы с душой к людям (пусть даже совершенно незнакомым) – и вам всегда ответят взаимностью.
Надеемся на продолжение разговора, дорогие читатели и подписчики. Какими советами вы бы дополнили наше повествование?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы регулярно узнавать еще больше интересной и полезной информации!