Коротко о себе.
Ефименко Евгений, предприниматель, 43 года, г. Барнаул.
Мои каналы в Телеграме и неИнстаграмм.
Имею успешный опыт построения партнерства в двух компаниях.
Одна из них НПП Глашатай (3 учредителя, вместе учились в университете). Занимается производством электроники с 2005 года.
Вторая - Корпорация Тавела(3 учредителя - родные братья и отец) с 2010 года занимается производством наполнителей, лакомств для кошек и собак.
Про успехи и результаты на сегодняшний день.
6 лет назад отошел от дел в НПП Глашатай, абсолютно не принимаю участие в операционной деятельности.
Корпорация Тавела: оборот около 400 млн рублей, более 5000 квадратных метров собственных производственных помещений.
По данным СКБ Контур, только 40% компаний в РФ доживают до 12-летнего возраста, а средний возраст жизни российской компании менее 10 лет.
Как же получается так, что компании живут так мало, несмотря на то, что наша страна
одна из самых благоприятных в плане ведения бизнеса?
“Ни одна компания не может развиваться быстрее, чем развиваются ее сотрудники”, “Культура ест стратегию на завтрак”, “Люди решают все”- есть еще множество крылатых выражений, которые говорят о человеке и команде как о приоритетном факторе успешного развития бизнеса.
Итак, все начинается с команды.
В 2005 году, когда я выбирал партнеров, действовал по наитию. Партнеров выбирал по компетенциям и немного по “химии” между нами))). Могу сказать, что где-то мне повезло, где-то пришлось сильно исправлять свои ошибки.
Сейчас у вас есть возможность сделать все сильно лучше и быстрее. Делюсь своим опытом далее.
Шаг первый. Как выбрать партнера?
1. Исходя из “химии”. Иметь “Химию” с партнером - это значит внутренне, неосознанно чувствовать единство с человеком, которое проявляется в наличии схожих ценностей, взглядов на мир. При общении с человеком задайте себе вопрос: мне комфортно/приятно общаться с этим человеком? Если “нет”, то подумайте 7 раз, прежде чем принять решение быть с ним партнером.
2. По компетенциям. Подбирайте партнера исходя из тех навыков, которые понадобятся для успешного ведения бизнеса.
Для наглядности используйте карту компетенций, выглядит она так:
Список компетенций нужно сформировать исходя из задач, которые планируете решить. При этом вы должны оцифровать то, как понять что человек обладает компетенцией.
ПРИМЕР.
Компетенция “умение продавать”.
Мы установили несколько критериев: навык продаж продукта с нуля в канале FMCG, опыт успешного развития клиентской базы. Кандидат в партнеры Петров имеет успешный опыт развития продаж с нуля до оборота в 20 млн рублей в месяц за 1 год на рынке FMCG. При этом клиентская база составила 120 клиентов и это соответствует нашему критерию.
Первый опыт выбора партнеров в моем случае по компетенциям выглядел так: один из партнеров программист, второй электронщик, я - продажник и проект менеджер. Так сформировалась наша команда.
Обязательное требование к эффективной команде - наличие всех компетенций в виде “+”, минимальное - наличие всех компетенций в виде “+/-”.
Важно: если какая-то компетенция не закрыта, то команда будет неэффективна.
3. По наличию финансов. Это когда партнера подбирают как инвестора, исходя из того, что недостаточно средств для собственного финансирования проекта либо из-за страха потерять собственные средства и, таким образом, застраховать свои риски.
При создании компании НПП Глашатай мы сбрасывались равными суммами. Я взял кредит в 100 т.р., где поручителем выступила моя теща. Мои партнеры вложились электронными компонентами, которые они купили для проекта.
В Корпорация Тавела мы использовали 1 млн. рублей из собственных накоплений для старта бизнеса.
Идеальная схема на старте бизнеса в выборе партнера: химия + компетенция + финансы (порядок определен по степени важности).
Почему “химию” ставлю на первое место? Потому что компетенцию вы сможете закрыть, как только появятся средств, чтобы нанять наемного сотрудника. Вопрос с финансами тоже закроется, если компания будет успешна. А вот если между вами нет “химии” - “поможет только ампутация”, как говорят хирурги))).
Итак, первый шаг проделан - вы подобрали партнеров.
Шаг второй. Договоренности.
Здесь есть огромный перечень вопросов, которые нужно обсудить на старте бизнеса или старте партнерства, основные:
· как ты видишь развитие компании;
· как ты видишь свою роль;
· что будет являться результатом твоей работы;
· как будем делить прибыль;
· как выходить из бизнеса;
· как можно отойти от дел;
· какие действия/решения считаются недопустимыми;
· зоны ответственности.
За чашкой чая сядьте и запишите ответы на вопросы, которые я перечислил выше, добейтесь того, чтобы вы понимали ответы одинаково.
Основные ошибки в партнерстве.
- не разделять роль наемного руководителя и собственника.
Четко разделите свой ожидаемый доход и роли на 2 части: как наемного сотрудника (исходя из рыночных реалий - зарплата, обязанности, компетенции) и как собственника. При этом вы всегда сможете подготовить себе замену и поставить вместо себя замену без ущерба для бизнеса.
ПРИМЕР. Я работал как Генеральный директор и у меня была зарплата за эту должность. Остальной доход я получал как собственник. 6 лет назад я отошел от операционной деятельности, мы приняли на работу Исполнительного директора и мой фонд з\п как директора и мои обязанности отошли к новому сотруднику.
- отсутствие договоренностей по ожиданиям.
Если ваш партнер не знает четко, что вы от него ожидаете, вы всегда будете недовольны результатом его работы. Поэтому обязательно проговорите и пропишите ожидания друг от друга по системе Smart (просто, измеримо, достижимо, реально и измеримо во времени).
Долгое время я расставался с руководителями отделов продаж по причине того, что они “не справлялись”. Сильно позже я разобрался, что основной причиной был я, а точнее отсутствие четко прописанных мной ожиданий и доведение их до руководителей.
- думать, что вы договоритесь потом.
Пока в компании нет денег особо и нечего делить все стабильно. Основные трения у вас начнутся тогда, когда вы начнете по настоящему зарабатывать деньги, а на это могут уйти годы. Договаривайтесь сразу пока ваши отношения свежие/нетронуты “бытовыми вопросами”. Без комментариев.
Основные принципы успешного эффективного партнерства.
· доверяйте сразу, а не потом.
Доверие не нужно заслуживать - оно первостепенно. Это очень тесно связано с распределением зон ответственности: в зоне своей ответственности партнер может принимать решения самостоятельно. Доверие очень тесно коррелирует с делегированием - просто учитесь это делать.
· уважайте партнеров.
Это неразрывно связано с умением держать слово. Держите слово, тем самым вы проявляете уважение к себе, партнеру, окружающим вас людям. Так вы строите сильную команду.
· работайте на результат.
Есть результат или нет должно определяться вашими оцифрованными ожиданиями;
· разговаривайте друг с другом, выносите ваше общение за рамки компании, дружите семьями.
Партнерство - это как брак. Супруги находят друг друга, влюбляются. Потом один начинает заниматься саморазвитием и сильно опережает свою половинку и партнеры начинают разговаривать на разных языках и разводятся. Обязательно развивайтесь вместе и сохраняйте способность говорить на одном языке.
Поделюсь своим опытом: мы перестали понимать друг друга с партнерами примерно на 4 год, после этого один из Евгениев (нас 3 Евгения) прошел курсы личностного роста, потом второй и я – третий. Контакт наладился. Пусть не совсем так как нам бы этого хотелось вначале пути, но мы сохранили компанию и отношения.
Вывод - учитесь и развивайтесь постоянно.
Итак, я проговорил основные шаги, тема очень обширная и построение эффективного партнерства лишь один из этапов построения большого и эффективного бизнеса.
Помните: если вы хотите построить большую компанию, стройте вашу маленькую с первого шага как большую.
Дьявол кроется в мелочах, господа.
Всем вам добра и удачи!