Найти тему

Построение эффективных коммуникаций с партнером/партнерами по бизнесу

Коротко о себе.

Ефименко Евгений, предприниматель, 43 года, г. Барнаул.

Мои каналы в Телеграме и неИнстаграмм.

Имею успешный опыт построения партнерства в двух компаниях.

Одна из них НПП Глашатай (3 учредителя, вместе учились в университете). Занимается производством электроники с 2005 года.

Вторая - Корпорация Тавела(3 учредителя - родные братья и отец) с 2010 года занимается производством наполнителей, лакомств для кошек и собак.

Про успехи и результаты на сегодняшний день.

6 лет назад отошел от дел в НПП Глашатай, абсолютно не принимаю участие в операционной деятельности.

Корпорация Тавела: оборот около 400 млн рублей, более 5000 квадратных метров собственных производственных помещений.

По данным СКБ Контур, только 40% компаний в РФ доживают до 12-летнего возраста, а средний возраст жизни российской компании менее 10 лет.

Как же получается так, что компании живут так мало, несмотря на то, что наша страна

одна из самых благоприятных в плане ведения бизнеса?

“Ни одна компания не может развиваться быстрее, чем развиваются ее сотрудники”, “Культура ест стратегию на завтрак”, “Люди решают все”- есть еще множество крылатых выражений, которые говорят о человеке и команде как о приоритетном факторе успешного развития бизнеса.

Итак, все начинается с команды.

В 2005 году, когда я выбирал партнеров, действовал по наитию. Партнеров выбирал по компетенциям и немного по “химии” между нами))). Могу сказать, что где-то мне повезло, где-то пришлось сильно исправлять свои ошибки.

Сейчас у вас есть возможность сделать все сильно лучше и быстрее. Делюсь своим опытом далее.

Шаг первый. Как выбрать партнера?

1. Исходя из “химии”. Иметь “Химию” с партнером - это значит внутренне, неосознанно чувствовать единство с человеком, которое проявляется в наличии схожих ценностей, взглядов на мир. При общении с человеком задайте себе вопрос: мне комфортно/приятно общаться с этим человеком? Если “нет”, то подумайте 7 раз, прежде чем принять решение быть с ним партнером.

2. По компетенциям. Подбирайте партнера исходя из тех навыков, которые понадобятся для успешного ведения бизнеса.

Для наглядности используйте карту компетенций, выглядит она так:

карта компетенций
карта компетенций

Список компетенций нужно сформировать исходя из задач, которые планируете решить. При этом вы должны оцифровать то, как понять что человек обладает компетенцией.

ПРИМЕР.

Компетенция “умение продавать”.

Мы установили несколько критериев: навык продаж продукта с нуля в канале FMCG, опыт успешного развития клиентской базы. Кандидат в партнеры Петров имеет успешный опыт развития продаж с нуля до оборота в 20 млн рублей в месяц за 1 год на рынке FMCG. При этом клиентская база составила 120 клиентов и это соответствует нашему критерию.

Первый опыт выбора партнеров в моем случае по компетенциям выглядел так: один из партнеров программист, второй электронщик, я - продажник и проект менеджер. Так сформировалась наша команда.

Обязательное требование к эффективной команде - наличие всех компетенций в виде “+”, минимальное - наличие всех компетенций в виде “+/-”.

Важно: если какая-то компетенция не закрыта, то команда будет неэффективна.

3. По наличию финансов. Это когда партнера подбирают как инвестора, исходя из того, что недостаточно средств для собственного финансирования проекта либо из-за страха потерять собственные средства и, таким образом, застраховать свои риски.

При создании компании НПП Глашатай мы сбрасывались равными суммами. Я взял кредит в 100 т.р., где поручителем выступила моя теща. Мои партнеры вложились электронными компонентами, которые они купили для проекта.

В Корпорация Тавела мы использовали 1 млн. рублей из собственных накоплений для старта бизнеса.

Идеальная схема на старте бизнеса в выборе партнера: химия + компетенция + финансы (порядок определен по степени важности).

Почему “химию” ставлю на первое место? Потому что компетенцию вы сможете закрыть, как только появятся средств, чтобы нанять наемного сотрудника. Вопрос с финансами тоже закроется, если компания будет успешна. А вот если между вами нет “химии” - “поможет только ампутация”, как говорят хирурги))).

Итак, первый шаг проделан - вы подобрали партнеров.

Шаг второй. Договоренности.

Здесь есть огромный перечень вопросов, которые нужно обсудить на старте бизнеса или старте партнерства, основные:

· как ты видишь развитие компании;

· как ты видишь свою роль;

· что будет являться результатом твоей работы;

· как будем делить прибыль;

· как выходить из бизнеса;

· как можно отойти от дел;

· какие действия/решения считаются недопустимыми;

· зоны ответственности.

За чашкой чая сядьте и запишите ответы на вопросы, которые я перечислил выше, добейтесь того, чтобы вы понимали ответы одинаково.

Основные ошибки в партнерстве.

  • не разделять роль наемного руководителя и собственника.

Четко разделите свой ожидаемый доход и роли на 2 части: как наемного сотрудника (исходя из рыночных реалий - зарплата, обязанности, компетенции) и как собственника. При этом вы всегда сможете подготовить себе замену и поставить вместо себя замену без ущерба для бизнеса.

ПРИМЕР. Я работал как Генеральный директор и у меня была зарплата за эту должность. Остальной доход я получал как собственник. 6 лет назад я отошел от операционной деятельности, мы приняли на работу Исполнительного директора и мой фонд з\п как директора и мои обязанности отошли к новому сотруднику.

  • отсутствие договоренностей по ожиданиям.

Если ваш партнер не знает четко, что вы от него ожидаете, вы всегда будете недовольны результатом его работы. Поэтому обязательно проговорите и пропишите ожидания друг от друга по системе Smart (просто, измеримо, достижимо, реально и измеримо во времени).

Долгое время я расставался с руководителями отделов продаж по причине того, что они “не справлялись”. Сильно позже я разобрался, что основной причиной был я, а точнее отсутствие четко прописанных мной ожиданий и доведение их до руководителей.

  • думать, что вы договоритесь потом.

Пока в компании нет денег особо и нечего делить все стабильно. Основные трения у вас начнутся тогда, когда вы начнете по настоящему зарабатывать деньги, а на это могут уйти годы. Договаривайтесь сразу пока ваши отношения свежие/нетронуты “бытовыми вопросами”. Без комментариев.

Основные принципы успешного эффективного партнерства.

· доверяйте сразу, а не потом.

Доверие не нужно заслуживать - оно первостепенно. Это очень тесно связано с распределением зон ответственности: в зоне своей ответственности партнер может принимать решения самостоятельно. Доверие очень тесно коррелирует с делегированием - просто учитесь это делать.

· уважайте партнеров.

Это неразрывно связано с умением держать слово. Держите слово, тем самым вы проявляете уважение к себе, партнеру, окружающим вас людям. Так вы строите сильную команду.

· работайте на результат.

Есть результат или нет должно определяться вашими оцифрованными ожиданиями;

· разговаривайте друг с другом, выносите ваше общение за рамки компании, дружите семьями.

Партнерство - это как брак. Супруги находят друг друга, влюбляются. Потом один начинает заниматься саморазвитием и сильно опережает свою половинку и партнеры начинают разговаривать на разных языках и разводятся. Обязательно развивайтесь вместе и сохраняйте способность говорить на одном языке.

Поделюсь своим опытом: мы перестали понимать друг друга с партнерами примерно на 4 год, после этого один из Евгениев (нас 3 Евгения) прошел курсы личностного роста, потом второй и я – третий. Контакт наладился. Пусть не совсем так как нам бы этого хотелось вначале пути, но мы сохранили компанию и отношения.

Вывод - учитесь и развивайтесь постоянно.

Итак, я проговорил основные шаги, тема очень обширная и построение эффективного партнерства лишь один из этапов построения большого и эффективного бизнеса.

Помните: если вы хотите построить большую компанию, стройте вашу маленькую с первого шага как большую.

Дьявол кроется в мелочах, господа.

Всем вам добра и удачи!