«Девочка выполняет гимнастику каждое утро»
«Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным»
Что не так? Заметили?
Да, это они – речевые ошибки.
Это из-за них выпускник теряет баллы за изложение и сочинение на ОГЭ и ЕГЭ (до 3 первичных и 6 вторичных баллов, между прочим).
Это у них, коварных, так много классификаций, что даже учителя не всегда могут объяснить, что не так. Что уж говорить о бедных школьниках… Самые грамотные из них не замечают речевые ошибки (РО) в собственных работах.
Фаворит среди РО, конечно, тавтология: «Писатель пишет о том, как воспринимается красота поэтами и писателями».
Другие рекордсмены: употребление слов в несвойственном им значении, нарушение лексической сочетаемости («сделал преступление») и прочие…
Причем, в классификации ФИПИ нет речевых недочетов, только ошибки. И если в сочинении ЕГЭ допущено более 4 РО, то по критерию 10 поставят 0 баллов. Значит, по критерию 6 - не более 1. Очень обидно.
Что же делать? Работать над предупреждением речевых ошибок в работах учеников, опираясь на таблицу из методических рекомендаций ФИПИ для ОГЭ и ЕГЭ. Это в теории.
А главный секрет - постоянная практика.
Мы с Ириной создали серию методичек по речевым ошибкам: рабочую тетрадь с ключами и онлайн-упражнения.
Их можно использовать в качестве разминок в начале урока, а можно распечатывать и давать ученику для самостоятельного выполнения.
А, кстати, кто может исправить и классифицировать речевые ошибки в начале статьи?