Найти в Дзене
Академия Эдюсон

Как слышится, так и пишется: кто такие продакт и проджект

Оглавление

IT-продукты появляются постоянно, и новые профессии тоже. Мир относительно недавно узнал, что пиарщик — это не тот, кто делает отчеты о мероприятиях и заказывает открытки к юбилею компании. И что SMM-специалист не только пишет посты. Хотя, мы забегаем вперед: многие считают так и по сей день.

Расскажем вам о двух загадочных профессиях: продакт- и проджект-менеджер. Это — разные люди в структуре IT-компании, в небольшом бизнесе их функции может совмещать один человек. Но чем они занимаются и почему без них — никак? Сейчас расскажем!

Понаблюдаем за запуском продукта

Представьте, вы вызываете такси в приложении. Еще каких-то 5 лет назад об этом знали не все, но постепенно вызов такси стал частью жизни. Все потому, что компания разработала стратегию вывода приложения — то есть продукта — на рынок.

Действующие лица — Ваня, Света и Игорь:

  • сначала Ваня потихоньку слышит, что коллега Света вызывает такси. Возможно, думает: «Ну и богачка!», потому что, действительно, раньше это было ужасно дорого;
  • через неделю Ваня видит рекламу такси по телевизору и все так же считает, что это — для богатых. Но уже задумывается, что и сам хотел бы порой доехать до работы за 15 минут на такси вместо 60 минут на транспорте;
  • через 3 дня Игорь, знакомый Вани, говорит: «Видел рекламу? Я вчера приложение скачал, там дали промокод на скидку 20% на первую поездку. Тебе нужно, Вань?». Наш герой думает, может, попробовать? Сохраняет промокод, но приложение пока не скачивает, вроде и ездить так некуда;
  • через пару дней Ваня замотался на работе и не уследил за временем: до приема стоматолога оставалось полчаса, а на автобусе ехать минут 50. Ваня вспомнил: он же может сэкономить на первой поездке на такси, еще и время сбережет;
  • Ваня успел к врачу, у него осталось приятное впечатление от поездки: все успел, приложение удобное, еще и выгодно получилось! Он расскажет об этом знакомым и поделится своим промокодом с кем-то еще.
-2

Мы увидели ситуацию со стороны пользователей: мы знаем, что Ване нужно было успеть на прием, и сервис вызова такси помог ему решить вопрос.

В этом заключается работа продакт-менеджера:

  • он выяснил потребность Вани в вызове такси;
  • помог ему привыкнуть к новому сервису — показал рекламу;
  • дал выгодное предложение — подарил промокод через друга;
  • постарался, чтобы о сервисе осталось приятное впечатление — выпустил удобное приложение и наладил весь сервис.

А где здесь проджект?

В нашем примере за продакт-менеджером стояли огромные команды. Продуктовых исследователей, дата-сайентистов и аналитиков данных, которые собирали показатели по оживленным местам и пассажиропотоку, чтобы предлагать такси там, где оно нужно (и чтобы машин всегда хватало).

Маркетологов, придумавших рекламу, которая запомнится именно тем, кому нужно такси. И, разумеется, руководителей таксопарков, которые следили за квалификацией водителей и состоянием машин.

Продакт физически не успеет управлять всеми этими командами сам. Он общается уже с их руководителями, которые вовремя сообщают, как идет работа, какие есть успехи и сложности, в какой срок команда успеет выпустить проект.

Проджект-менеджеры, или менеджеры проектов — это как раз руководители команд. Они отвечают за успешное выполнение проекта.

Что делает проджект-менеджер:

  • занимается взаимодействием с заказчиками;
  • структурирует работу команды, определяет зоны ответственности каждого участника;
  • рассчитывает бюджет проекта;
  • приводит хаотичные процессы в порядок.

Продакт же следит за ключевыми показателями работы и оценивает, насколько хорошо сервис решает вопросы клиента.

Например, продакт-менеджер придумал функцию сторис, потому что исследования выяснили, что люди не знают, как скоротать время в поездке. Маркетологи, дизайнеры и веб-разработчики эту функцию выпускают.

Разработчики приложения должны вовремя адаптировать результаты к операционным системам, чтобы сторис в одно время увидели владельцы разных телефонов.

-3

Чем проект отличается от продукта

Комментарий нашего продакт-менеджера :)

Проект — это временное усилие, направленное на достижение определенных целей. Имеет установленные сроки, ограниченный бюджет и ресурсы, четкие границы и объем работ. По завершении он закрывается, его результаты передаются заказчику или становятся частью другого проекта. В нашем примере — функция сторис в приложении.

Продукт — это постоянное усилие, направленное на создание и поддержку продукта на рынке для удовлетворения потребностей клиентов и достижения бизнес-целей. Не имеет конкретных границ, продолжает развиваться и улучшаться в соответствии с потребностями клиентов и требованиями рынка. Может иметь несколько версий, но он остается продуктом, пока его существование оправдывает потребность клиентов и бизнес-цели. У нас это — само приложение.

Подытожим: это значит, что

Продакт-менеджер или продуктовый менеджер отвечает за создание продукта, который решает проблемы пользователей и достигает бизнес-целей. Средняя зарплата такого специалиста — от 154 984 рублей, обучиться можно за 4 месяца.

Работа подойдет тем, кто любит генерировать идеи, хочет сразу оценивать их эффективность и делать то, чем будут пользоваться тысячи людей. Приятно потом видеть, как твоим приложением или сайтом пользуются друзья, даже ни о чем не догадываясь!

Проджект-менеджер или менеджер проектов отвечает за выполнение работ проекта в рамках заданного бюджета, графика и объема работ. Получает, в среднем, от 132 608 рублей, обучение также занимает 4 месяца.

Профессия — для тех, кому нравится координировать работу специалистов и руководить процессом изменений. Это возможность работать в IT для тех, кто хочет быть причастным к программированию и новым технологиям именно как менеджер.

Подскажите, о ком нам написать в следующий раз? Какая работа кажется непонятной, но очень интересной?