Найти в Дзене
diletant.media

«Первоклассница» – всё только начинается...

Оглавление

В 1948 г. на экраны вышла картина Ильи Фрэза о школьницах, начинающих учёбу. Фильм «Первоклассница» сочли не особенно удачным, однако его смотрят до сих пор.

Рейтингов «лучших фильмов о школе» и подборок «самого главного кино к 1 сентября» существует немало. В них стоят рядом лиричный фильм «Вам и не снилось», детски трогательный «Внимание, черепаха», фантастический «Приключения Электроника» и вдумчивый «Доживём до понедельника». Все эти рейтинги и подборки настолько разнообразны, насколько богата и сама школьная жизнь. А номером один часто идёт фильм Ильи Фрэза «Первоклассница». Что ж, это логично: ведь школа начинается именно с первого класса.

Главный по школьной теме

«Первоклассница» — это не только первый фильм в различных списках картин на школьную тему. С него обычно начинают «школьную» фильмографию Ильи Фрэза, одного из главных разработчиков этой темы в советском кино. Ведь он также снял «Я вас любил», «Чудак из пятого «Б», «Вам и не снилось» и другие прекрасные фильмы.

Хотя путь Фрэза в кино был не самым коротким и не самым быстрым. Он родился в 1909 г. в Рославле. Его отец был лесничим, а вот в детях сильна была жажда творчества. Брат Фрэза занимался в театральной студии, сестра танцевала в труппе Айседоры Дункан. В 1926 г. Илья, потерявший к тому времени мать и брата, уехал из Рославля в Москву, чтобы поступить в кинематографический техникум, но неудачно. Вместо этого пошёл работать на завод, а студентом Ленинградского техникума сценических искусств стал только через два года.

Его мастером был Григорий Козинцев, который пригласил Фрэза поработать помощником режиссёра на фильме «Одна», который рассказывал о школе. Вернее, о героической учительнице, которой на Алтае пришлось не только работать, но и бороться против местных кулаков.

В этом можно увидеть своеобразный знак — так или иначе Фрэз будет возвращаться к школьной теме всю жизнь. Первый его самостоятельный фильм «Слон и верёвочка» 1945 г. подарил ему сотрудничество с совсем юной Наташей Защипиной. И хотя снимать лёгкое кино для детей оказалось гораздо сложнее, чем казалось, Фрэз нашёл свою тему. Через три года, в 1948-м, он решил снять Наташу в роли самой главной советской первоклассницы.

«Первая ступень»

Хотя история картины началась раньше, в 1946-м. Евгений Шварц получил телеграмму со студии «Союздетфильм», в которой говорилось о некоем предложении, которое наверняка будет драматургу интересно. Речь шла о детской картине под условным названием «Первая ступень», снимать её собирался Фрэз. Идея фильма легко считывалась с названия: первый класс как старт особой, новой, жизни.

Главной героиней должна была стать девочка, которая отличается не самым приятным характером и не хочет ходить в школу. Шварцу идея понравилась, и он взялся за работу. Поначалу его история мало походила на хорошо знакомую нам «Первоклассницу». Взяв привычную для себя форму сказки, Шварц поселил свою героиню в мир, где оживали игрушки и цветы, маленькая первоклассница общалась с представителями разных профессий, постепенно понимая, что без школы в современном мире не обойтись.

Евгений Шварц. (wikipedia.org)

Сценарий не приняла студия, а картину хотелось сделать и Фрэзу, и Шварцу. В итоге решили ничего не переделывать, а написать заново реалистичную историю о школьницах. Режиссёр принял активное участие в создании сценария, много беседовал с учителями и школьниками, подсказывал, подавал идеи.

В начале 1947 г. Шварц написал в дневнике: «В ночь на сегодня (на 1 марта — прим. ред.) позвонил Фрэз и сообщил, что у него приятные и неприятные новости. Приятные — сценарий очень хвалили на худсовете министерства. Решили считать его важнейшей картиной «Союздетфильма». Неприятные: в силу этого Фрэза, которому сценарий обязан своим существованием (без него я не стал бы возиться с этой труднейшей темой), хотят снять и назначить другого режиссера. Я дал протестующую телеграмму в министерство и «Союздетфильм». После разговора с Фрэзом долго не мог уснуть».

В итоге Фрэза утвердили, а он подошёл к работе очень основательно. Читал сценарий в Институте усовершенствования учителей, ходил по школам, разговаривал с детьми. Он хотел, чтобы картина «звучала» так же, как звучит детская речь. Правда, студийные начальники высказали ряд пожеланий, в основном касавшиеся усиления «воспитательного» момента. Так появился рассказ учительницы о своей ученице, которая стала Героем Советского Союза, чтение рассказов о Ленине и т. д. Но удивительным образом эта назидательность не стала в фильме главной, не затмила очарования маленьких первоклассниц. Во многом фильм обязан этим Наташе Защипиной, которая к тому моменту уже снялась в фильмах «Жила-была девочка» и «Слон и верёвочка». Сама девочка училась во втором классе, что не помешало ей снова стать «первоклассницей».

«Фрез — горячо пристрастен»

В работе с актёрами-детьми Фрэз всегда шёл от их индивидуальности. Так, в сценарии фильма «Слон и верёвочка» героиня Лидочка легко начинала плакать от неудач. Но характер Наташи Защипиной был совсем не такой, заставить её плакать было не так просто, и Агния Барто согласилась переделать сценарий.

Так же режиссёр действовал и на съёмочной площадке «Первоклассницы»: он хотел, чтобы дети проявляли свои черты, вели себя так же, как в обычной жизни, а камера уже зафиксирует то, что нужно по замыслу. Снимали картину в школе № 201, а также большую декорацию школьного класса построили в павильоне. Фрэзу было важно, чтобы девочки не сомневались, что они действительно находятся в школе. Так и получилось: они сидели за настоящими партами, делали настоящие упражнения и получали настоящие оценки. Даже Тамару Макарову, которая сыграла учительницу, они называли по сценарию: Анна Ивановна, а её реального имени им не говорили. В итоге после окончания съёмок многие актрисы хотели пойти учиться именно к ней.

-2

Кадр из фильма. (gosfilmofond.ru)

Сегодня картину начинают забывать, но в своё время она была очень популярна, хотя критики оценили её не так высоко, как зрители. Они отмечали, что фильм лёгкий и очаровательный, но не совсем понятно, к кому он обращён. Взрослым смотреть целую картину про то, как Маруся осваивается в первом классе, не слишком интересно. Дошкольникам все эти проблемы непонятны, старшие школьники давным-давно всё это прошли. «Первоклассницу» назвали картиной с «инфантильным, псевдодетским колоритом», но зрители всё равно смотрели её снова и снова. Через 30 лет после премьеры Фрэз писал: «Каждый год подрастают всё новые и новые первоклассники. И им очень бывает интересно посмотреть на себя со стороны: какие они? И некоторые узнают себя в нашем фильме: точь-в-точь такие же, как Маруся Орлова! А кто успел подрасти, с удовольствием вспоминает — так вот какие мы были!».

Объяснить успех картины попробовала и писательница и журналистка Фрида Вигдорова. Она обратила внимание на то, какую школу прошёл Фрэз: он учился у Козинцева и Трауберга, и у них взял главный принцип работы — верить в то, что ты делаешь, в необходимость своих фильмов. «Фрэз — горячо пристрастен. Он пристрастен к своим героям, к их радостям, горестям. Обращаясь к маленькому зрителю, он не делает мир маленьким, в его фильмах мир детей сохраняет настоящие размеры: режиссёр знает, что этот мир велик, глубок, сложен, отношения в нем богаты и многообразны, надо только уметь видеть, надо уметь об этом рассказать».