Найти в Дзене

Аутизм. Ранний детский аутизм. Шкала оценки.

Что же за зверь такой - Ранний детский аутизм?

Хочу поговорить о скрининговой анкете для родителей.

Итак.

1. Фиксировал ли ребёнок взгляд на предметах (игрушках) или лице взрослого ( со второго месяца жизни)?

Фиксировал. Начиная с первого месяца жизни я проводила микротесты для своего успокоения, чтобы не проморгать возможные проблемы. Ведь они возможны? Хотя Юра родился абсолютно здоровым - 4.700 вес, рост 57 см, шкала Апгара 9/10.

Что делала.

В 1 месяц лежащему на спине сыну показывала погремушку на расстоянии, примерно, 20-30 см от лица. Юра фиксировал взгляд на несколько секунд.

Потом тоже самое, но уже вне поле зрения на расстоянии 0,5 м от уха хлопала в ладоши, или трясла погремушку, или включала механическую игрушку. Сын замирал, иногда даже мигал при более громких звуках.

Безусловные рефлексы (поисковый, сосательный, хватательный, защитный, защитный, эффект опоры) соответствовали норме.

Что настораживало.

Ответные реакции на внешние стимулы были в норме, а вот спонтанной активности у сына не было.

Так что почти всё время, свободное от кормления и сна были бесконечные погремушки, пищалки, трещалки.

2. Смотрел ли ребёнок в глаза - в течение 1-2 секунд сам или при привлечении внимания словом или прикосновением со второго месяца жизни?

Нет.

3. Улыбался ли ребенок матери сам или при привлечении внимания улыбкой, лаской, прикосновением на первых месяцах жизни?

Нет.

4.Принимал ли ребёнок "удобную" позу при кормлении грудью, сосал активно, не отвлекаясь на посторонние раздражители?

Сын находился с рождения на искусственном вскармливании. Аппетит у него всегда был отменный, ничто его не могло отвлечь от еды. Удобная поза? Скорее всего, удобной она была для него, а я уже как-то к этому приспосабливалась.

5. Проявлял ли ребёнок негативизм к матери: сопротивлялся грудному вскармливанию, но при этом сцеженное молоко принимал охотно?
6.Тянулся ли ребёнок на руки матери, или другим близким, радовался пребыванию на руках?

Нет, не тянулся. Ни ко мне, не к близким. До 1 года на руки его мог взять абсолютно любой. В 2 - 3 года, устав на прогулке, он мог подойти и уткнуться в колени, что означало "возьми на руки". Правда, только ко мне. Удобную позу не принимал, не обнимал за шею, висел тряпочкой.

7. На первом году жизни, в период бодрствования, ребенок НЕ требовал к себе внимание матери (мог лежать один в кроватке, не реагировать на уход матери, занимая себя предметами, игрушками, собственными пальцами, или пассивно лежал, не реагируя на окружение.

Внимание к себе никогда не требовал. Ни до года, ни сейчас, когда живёт один. Не играл, игрушки не рассматривал, ручки не рассматривал. Просто пассивно лежал, слабо реагируя на окружение. Но при этом с 1 месяца агукал. Мы ещё тогда шутили - "тихо сам с собою я веду беседу". Дурачки.

8.Были ли у ребёнка проявления различных эмоций (радость, удивление, недовольство и т.д.), начиная с возраста 5-6 месяцев?

Нет. Он равнодушно относился к подаркам, к праздникам. Папу нашего это очень расстраивало. И только в подростковом возрасте я впервые заметила на его лице эмоции - радость, огорчение. Мы очень долго к этому шли - к живым эмоциям. И даже сейчас, видя его раз в неделю, мы с мужем стараемся какое-то время проводить с ним вместе, чем-то его порадовать. Ну, на столько, на сколько он нас может выдержать, не вторгаясь в его личное пространство.

9. Вовлекался ли ребенок с первых месяцев жизни во взаимодействие со взрослым, устанавливая тактильный, слуховой или игровой контакт?

Нет. Сын никогда первым на контакт не шёл.

10. Проявляет ли ребёнок интерес к новым предметам в 5-6 месяцев?

Нет. До 1 года не проявлял. А после года - да. Но интерес этот был кратковременным. Один раз собрав, например, мозаику, он терял интерес и никогда к ней больше не возвращался.

11. Соответствовали ли показатели моторного развития ребенка нормативным срокам: удерживает голову - с 2 месяцев, сидит - с 6 месяцев, ползает - с 8 месяцев, ходит без поддержки - с 12 -14 месяцев?

Почти. Никогда не ползал. Этому научился позднее.

12. Соответствуют ли показатели речевого развития ребенка нормативным срокам: агуканье - с 1 месяца, гуление - с 2-3 месяцев, лепет - с 6-8 месяцев, первые слова - к 1 году?

Да.

13. Отмечались ли у ребёнка на первом году жизни нарушения сна, аппетита, обильные срыгивания, запоры/ поносы, не связанные с физическим заболеванием?

Нет.

14. Использует ли ребёнок указательный жест?

Нет. Указательного жеста у сына никогда не было.

15. Умеет ли ребёнок пить из из чашки?

Да, ещё как умел.

16. Понимает ли ребёнок отдельные простые инструкции (подойди ко мне, дай мне) после года?

Нет. Не понимал. Этот пункт заслуживает целой статьи.

17. Повторяет ли ребёнок отдельные слова или высказывания взрослых (" как эхо")?

Да. Он пересказывал программу "Время". Мог часами сидеть и говорить "Где у Ляли глазки? Вот глазки! Где у Ляли ручки? Вот ручки!" и т.д.

18. Отмечается ли у ребёнка повышенная чувствительность к внешним раздражителям (шум от бытовых приборов, фейерверков, звукам издаваемых животными, повышенный тон взрослых?

Да. И сейчас не терпит повышенный тон, резкие звуки.

19. Хорошо ли ребенок переносит гигиенические процедуры (стрижка волос, купание, стрижка ногтей)?

Все переносил, кроме парикмахерской и мытья головы. Парикмахерская - лет с 10. И то соглашался только в том случае, когда обрастал дальше некуда, и я собиралась подстричь его сама. Голову мыть всегда с криком, но с 4-х лет моет её сам. Вообще, с гигиеническими навыками проблем никогда не было.

20. Возникали ли мысли, что ребенок "глухой", "плохо видит"?

Нет, не возникало. С рождения каждый месяц проводила тестирование. Со слухом всё было нормально. Со зрением тоже.

21. Как ребенок реагирует на новый предмет, игрушку (рассматривает, облизывает, обнюхивает)?

Всегда только рассматривал.

22. Играет ли ребёнок предметами обихода (крышки, банки, кастрюли) как игрушками, предпочитает ниточки, шнурки, пакетики, палочки?

Да. Так оно и было.

23. Есть ли предметы (игрушки) с которыми ребёнок НЕ расстаётся ни днём, ни ночью ( плачет при изъятии предмета)?

Нет. Никогда такого не было.

24. Выстраивает ли ребёнок предметы (игрушки) в ряды (горизонтальные/ вертикальные), однообразно возит, катает предметы игрушки?

О, да. До сих пор с дрожью вспоминаю башни, которые сын часами неутомимо строил из подручных средств до 1,6 мес.

25. Сторонится ли ребёнок других детей на игровой площадке, предпочитает играть один?

Нет, не сторонился, но и не взаимодействовал. Играл рядом.

26. Проявляет ли интерес к новым игрушкам?

Нет, не проявлял. Игрушки интереса у него не вызывали.

27. Имеются ли у ребенка второго года жизни эпизодические или частые нарушения сна: плач во сне, ночные бодрствования, частые пробуждения?

Да. На втором году жизни пришлось отказаться от дневного сна. Более того, пришлось увеличить время прогулок, чтобы к 9 часам сын мог заснуть. К школе ситуация ухудшилась. Спал всегда 8-9 часов крепко, не просыпаясь.

28. Есть ли у ребёнка страхи обыденных предметов (бутылочек, игрушек, предметов определённого цвета и т.д.?

До трёх лет боялся механических игрушек.

29. Есть ли у ребёнка однообразные движения (гримасы, повороты головы, подергивание плечами, кружение/прыжки на месте)?

До трёх лет, когда злился, начинал прыгать на месте. потом прошло.

30. Замечали ли Вы, что у ребёнка имеются двойственные проявления в поведении (умеет пользоваться ложкой, но не пользуется, не терпит постороннего шума, однако сам может громко стучать, совмещает "взрослую" фразовую речь и лепет и т.д.?

Нет, таких проявлений никогда у сына не было.

31. Задавал ли ребенок вопросы к концу второго года жизни?

Нет.

32. Может ли ребёнок собирать пирамидку, матрёшку с учётом величины, формы и цвета?

Да.

33. Отмечаются ли у ребёнка следующие признаки: проходящие косоглазие, кривошея, мышечная гипер- или гипотония, "ходьба на цыпочках", кружение вокруг себя, игра пальцами перед лицом, перебирание пальцами, потряхивание кистями рук?

Нет.

34. Используете ли Вы для успокоения ребенка электронный гаджеты (мобильный телефон, планшет и т.д.)?

В раннем возрасте сын гаджетами не интересовался. Но проявлял интерес к телевизору. Он был включен всегда, как фон.

35. Сколько времени ребёнок проводит у телевизора, компьютера: до 0.5 часов, больше 0,5 часов.

Если брать ранний возраст, то Юра не проводил время за телевизором. Он его слушал. Это было важным, день начинался с включения телевизора.