Найти в Дзене
БЛОКНОТ ЖЕНИ БОРИСОВОЙ

Можно и нужно показывать

На длинном и извилистом пути к подтверждению инвалидности пришла я к терапевту. Молодая симпатичная девушка, замещающая моего участкового терапевта, пока тот в отпуске.

Очень она мне понравилась. Во-первых, она первый врач за черт знает какой период времени, который измерил мне давление. А потом - послушала меня стетоскопом! Такого не случалось уже очень и очень давно! В основном, врач смотрит в компьютер, а не на пациента, особенно если не предполагается каких-то манипуляций.

Но интересно не это. Когда терапевт меня опрашивала об анамнезе, о жалобах, то, конечно, я уточнила про мою мастэктомию, про коррекцию второй груди, про имплант вместо удаленной молочной железы. Спрашивала меня она осторожно, словно боясь обидеть что ли. А потом, когда слушала меня, замешкавшись, спросила:

"А можно посмотреть, как вам грудь сделали?"

И я, конечно, сняла бельё и показала. И была рада этому любопытству. А это было именно оно, простое женское любопытство. Я уже не первый раз с ним встречаюсь именно у врачей, и всегда с готовностью показываю результаты реконструктивной онкохирургии.

Чувствую я себя при этом не экспонатом в анатомичке, а просветителем. Да-да, именно так.

Дело в том, что до сих пор многие, и даже врачи, услышав слово "рак", буквально столбенеют. Спасибо, что не крестятся:) Ну, ореол у слова действительно такой, что людям страшно, я их понимаю. Но такая реакция от врачей поначалу меня злила, потом расстраивала. Поэтому интерес от медицинского работника я, как могу, приветствую и поддерживаю.

Дело в том, что медицина не стоит на месте, и людей, которые перенесли онкологическое заболевание, всё больше. Они внешне ничем не выделяются, просто живут свою жизнь, с какими-то ограничениями, возможно, а бывает, что и без них. Да, у них последствия от операций, от химиотерапии, но шрамы от операций бывают не только у этих пациентов.

Всё, связанное с молочной железой, у женщин вызывает повышенный интерес. И тревогу. Некоторые, знаю, оказываются оперироваться, потому что не представляют свою жизнь без своей груди, с ней связана у некоторых и самооценка, и даже идентичность в какой-то степени. И для таких женщин мы, уже оперированные, с имплантами, с подтяжками, со шрамами, можем показать, что жизнь не заканчивается. Что в принципе, грудь может остаться на месте, а в некоторых случаях - и даже стать красивее.

Снизить священный страх перед словом "онкология" мне кажется особенно важным у врачей-неспециалистов. Они же обычные люди, и - к сожалению - так же подвержены эмоциям и стереотипам, и разным устоявшимся суждениям типа "от рака вылечиться невозможно". Так вот если врач будет чаще видеть "выживших", он может стать поддержкой для тех, кто впервые столкнулся с этим страшным словом из трёх букв.

Поэтому я никогда не отказываю тем медицинским работникам, кто просит "посмотреть". Подробно объясняю, что это и как это сделано, не только врачам, но и тем медсестрам, которые делают ЭКГ, например, УЗИ и другие возможные манипуляции. И стесняться тут нечего, я считаю. Наоборот - надо показывать и рассказывать.

Такой вот текст в стиле "ню" сегодня:)