Когда Саня была совсем крошкой, у нее не было функциональной речи. Она не понимала обращенной речи, не выполняла инструкций, не умела обобщить предметы в группу и выделить лишний предмет из группы, даже пирамидку не собирала. Тест Векслера показал низкий уровень интеллекта, дочке поставили диагноз: аутизм, умственная отсталость. Саше было 4 года и с тех пор начался наш бой за уровень интеллекта.
Нам очень повезло попасть к дефектологу, которая буквально "собрала" Сашу. Еще мы ходили на другие занятия, к дефектологам, логопедам, в саду с дочкой работал психолог. Много занимались дома. Саша принимает нейролептик, ноотропы и витамины курсами, два раза в год проходит реабилитации. В результате через два года результат тестирования был значительно лучше: нижняя граница пограничной зоны. "Да, нижняя граница, но уже не умственная отсталость!" - радовалась я.
Если тестировать Сашу сегодня, думаю, результат будет еще выше. Но я уже не так сильно радуюсь. Почему?
Сейчас мне кажется, что мы сильно преувеличиваем значение высокого интеллекта в жизни обычного человека.
Я говорю не о высокоинтеллектуальных сферах и профессиях, а о простой человеческой жизни: быт, труд низкой или средней квалификации. И только о тех людях, интеллект которых позволяет выполнять несложные действия самостоятельно. Речь не о глубокой УО или других нарушениях, при которых человек не в состоянии завязать себе шнурки или ответить на простой вопрос.
Вот скажите честно, много ли ума надо, чтобы сварить вкусный суп? Я, как человек, который постоянно готовит, отвечу: вообще не много. Алгоритм простой, с теркой и ножом тоже не так сложно научиться обращаться, весы и хорошие рецепты сейчас на каждом шагу. Но вкусный суп варят не все. Так в чем сложность?
Вкусный суп начинается с продуктов: надо не забыть купить все ингредиенты, проследить за тем, чтобы все было свежее и хорошего качества. Что нам для этого нужно? Высокий интеллект? Нет, умение читать и считать, внимательность и аккуратность.
Пришли домой, надо взять кастрюлю, поставить вариться бульон. Велика премудрость? Да нет, надо только засечь время и до закипания снять пенку, постоять у кастрюли немного. Опять-таки, потребуется не высокий интеллект, а терпение, внимательность и умение запускать таймер (хотя бы сказать Алисе: "Напомни, что бульон готов через час").
Готовим ингредиенты: все почистить, помыть, нарезать. Для этого скорее мелкая моторика важна, внимательность и аккуратность.
Чтобы все по порядку в суп закинуть тоже много ума не надо. По инструкции с картинками справится даже человек, который не умеет читать. Надо только немного опыта.
Резюме. Чтобы приготовить суп нужна внимательность, аккуратность, терпение, хорошая моторика и немножечко ума. Только человек с нормальным интеллектом научится варить суп сам собой, наблюдая за мамой или посмотрев обучающий ролик. А тому, у кого интеллект снижен, потребуется более длительное обучение, подсказки, инструкции.
Но что делать, если человек пришел в магазин за морковкой, а ушел с конфетой? Или поставил суп вариться, а вспомнил про него, когда вся кухня в дыму? Или огонь забыл включить? Или голой рукой решил лаврушку из горячего бульона достать? Или посолил суп три раза, потому что вспомнил три раза, а картошку нарезал и не положил, потому что забыл? Или собрался почистить две картошки, а почистил все два килограмма, потому что увлекся? Вот здесь и кроется секрет невкусного супа!
Секрет вкусного супа (да и любой готовки) - это внимательность, аккуратность, последовательность, терпение. А это все не всегда равно высокий интеллект. Это эмоционально-волевая сфера. Когда она западает, никакой ум не спасет.
Эмоционально-волевая сфера - это те свойства личности, которые отвечают за эмоции, их яркость и выражение, а так же силу воли человека. Когда вы смеетесь над роликом в Тик-Токе, но все равно помните, что суп на огне - плюс-минус в этой сфере все норм.
На мой взгляд, именно хорошо развитая эмоционально-волевая сфера является залогом успеха в любом деле.
У кого в школе самые высокие оценки? У талантливого лентяя? Нет, у середнячка с железной попой.
Кто может успешно трудиться на многих местах? Тот, кто в состоянии придти на работу вовремя и выполнять свои обязанности, часто простые и однообразные.
Да даже финансово успешными кто чаще всего оказывается? Тот, у кого зарплата высокая? Ну нет же, тот, кто может организовать свой быт так, чтобы тратить меньше, чем зарабатываешь!
Для меня после этих размышлений логичен вопрос: Как развить эту самую эмоционально-волевую сферу? Эта тема пока что в новинку для меня, поэтому однозначного ответа у меня нет. Я думаю, что систематические занятия спортом должны способствовать развитию воли. Жизнь по режиму, доведение каждого начатого дела до конца тоже полезны, мне кажется. А что еще делать, я не знаю, но буду изучать этот вопрос и делиться с вами выводами.
Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своим мнением, о том, что я написала. Что важнее: интеллект или воля? Как развить волю? Что вы вообще думаете по этому поводу? Я очень жду ваши комментарии!