Найти тему

Угадай станцию – реквием по героям

Оглавление
Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец 1950-х годов.
Название станции в первом комментарии после статьи.

Эта станция была открыта в составе четвертой очереди метро. Работы по этой очереди начались еще в 1943-1944 году, уже после окончания Великой Отечественной войны началась отделка станций. Все 6 станций этой очереди были открыты 1 января 1950 года. Все они были посвящены победе советского народа в войне. Эта станция стала реквием по погибшим в войне. Станция пилонная трехсводчатая глубокого заложения (40 м).

Авторы станции: архитектор Леонид Поляков (один из авторов гостиницы Ленинградская), скульптор Георгий Мотовилов (известен как мастер рельефа, оформил еще 6 станций Московского метро). В 1950 году Леонид Поляков удостоен Сталинской премии за эту станцию метро.

Первоначально станция была открыта под названием Калужская, только в 1961 году ей было дано другое название, которое и дошло до нашего времени.

Наземный павильон

Проект наземного павильона, автор архитектор Леонид Поляков:

Парк, который расположен сегодня немного дальше, когда-то доходил до строящегося метро. Но уже до открытия площадь парка была уменьшена.

1950-1953
1950-1953

Барельефы, изображающие мужчину и женщину в военной форме с фанфарами хвала всем воинам, участвующим в войне. Под воинами с двух сторон от дверей расположены две массивных вазы-канделябры из литого чугуна на постаментах. В верхней части павильона склоненные знамена и пушки. Наземный павильон станции отсылает нас к Триумфальным воротам (точнее к ее центральной части), построенным по проекту Осипа Бове в честь победы в Отечественной войне 1812 года:

-3

В начале 1960-х годов почти вплотную к наземному павильону была пристроена гостиница по проекту группы архитекторов из Москвы и Польши под руководством Ивана Николаева, того самого, который построил дом-коммуну на Орджоникидзе (2-й Донской пр., 9).

Фото 1966
Фото 1966

А в конце 1980-х годов было построено здание, практически проглотившее павильон. После этого была утрачена верхняя часть павильона. И вообще наземный павильон "потерялся".

-5

Особо надо отметить двери наземного павильона: были сделаны из черного кованого железа с золотым орнаментом в виде венков славы, с буквой "М" в круге.

Двери наземного павильона. 1951 год
Двери наземного павильона. 1951 год

В середине 1980-х годов двери уже были деревянными, как и у многих других станций.

Фото 1984 года
Фото 1984 года

В 2010 году была проведена реконструкция наземного павильона. Декор входных дверей, частично утраченный за время эксплуатации, был восстановлен, и издалека выглядит, как родной.

Фото из открытых источников. Лето 2023
Фото из открытых источников. Лето 2023

Но вблизи выглядит, как плохо сделанная подделка:

-9

Одной из значимых деталей в оформлении наземного вестибюля была люстра, выполненная в виде кольца диаметром 4 метра, несущего 4 группы по 4 факела той же формы и того же размера, что и настенные светильники. Кольцо висело на 4-х бронзовых цепях.

Наземный вестибюль 1950
Наземный вестибюль 1950

Зал перед эскалаторами перекрыт куполом, своды которого украшает пять барельефов в виде девушек в развевающихся плащах с горнами и венками славы в руках. Днем зал освещается солнечным светом, проходящим через полукруглые окна. По углам зала стоят огромные торшеры, оплетенные лентами и лавровыми листьями. Однако, люстра в наземном вестибюле восстановлена не была (фото из открытых источников).

По воспоминаниям дизайнера Абрама Дамского: "За основу формы наших светильников был принят факел («Факел Победы» – говорил Леонид Михайлович) – крупномасштабный элемент из белого (молочного) стекла в строгой, построенной на сочетании черного с золотом, отделке."

Светильники в виде факелов были использованы на всей станции, начиная с наземного вестибюля и заканчивая подземным залом. Освещение эскалаторного наклона так же осуществлялось светильниками в виде факелов. К сожалению, после замены эскалаторов в 2010 году, светильники были заменены на обычные цилиндрические, разрушив замысел архитектора факельного шествия к некрополю. Как такое можно называть "восстановлением"?

До и после
До и после

Перронный зал

Изначально подземный зал станции должен был создавать ощущение пантеона советских воинов. Свод зала между пилонами украшают арки, внизу арок над пилонами расположены медальоны с портретами воинов. Если внимательно посмотреть на проект станции, можно увидеть, что под портретами на табличках написаны фамилии.

-13

Но героев было много, всех невозможно разместить на такой маленькой станции. Наверное поэтому таблички изначально были пустыми, еще один памятник неизвестным солдатам. А факельное шествие вдоль безымянных воинов вело к апсиде с предполагаемым алтарём — нише с голубым небом, призванным отобразить «светлое будущее» страны. Никогда раньше, по утверждению специалистов, дизайн станции так не апеллировал к образцам храмового зодчества Запада и древности и одновременно так не напоминал трёхнефные базилики периода раннего христианства. Сам архитектор Поляков, считал, что изобрёл новое средство борьбы с «ощущением подземности»: ярко освещённая стена и выкрашенная в голубой цвет верхняя часть призваны были, по его задумке, создать иллюзию пребывания на поверхности, заставляя пассажиров забыть о том, что они находятся на глубине 40 метров.

Станция перед открытием. 1950 год
Станция перед открытием. 1950 год

Пол выложен красным гранитом, по бокам светло-серая кайма с узором в виде лавровой ветви чёрного цвета.

Возле каждого пилона в центральном зале стояли скамейки, около некоторых стояли урны. Урны из Московского метро убрали после теракта в 1977 году. Скамейки тоже куда-то пропали. В 2014 году на станциях метро стали устанавливать информационные терминалы SOS ИНФО (между прочим, в рамках программы по борьбе с терроризмом).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Боковые залы станции освещены факелами на пилонах и люстрами с плафонами из молочного стекла по форме повторяющими плафоны факелов. Боковые стены выложены керамической плиткой с венками из дубовых листьев с золотым контуром и плитками со звездами. Название станции тоже было выложено керамической плиткой. Потолок, как и в центральном зале, оформлен арками с медальонами, в которые вписаны воины.

Фото 1960 года
Фото 1960 года

Пол на платформе был при открытии покрыт асфальтом, который позже заменен гранитом.

-17

После 1961 года, когда переименовали станцию, плитку с названиями заменили, и новое название оформили просто прикрепленными к плиткам латунными буквами. Но названия выложили реже, поэтому остались "пробелы". Скамейки в боковых залах остались на месте.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1962 году на станции был открыт переход на одноименную станцию пересекающейся линии метро:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Немного интересных фактов

Для оформления станции «Калужская» потребовалось 900 венков (это плитки с дубовыми листьями), 620 звезд и 2300 штук «полосок гладких, золотых» размером 5 на 15 сантиметров, все это было произведено на Московском керамико-плиточном заводе им. Булганина (Завод был основан еще в начале ХХ века крестьянином Власовым. В 2021 году была обнаружена и восстановлена вывеска завода, созданная еще до революции и слегка измененная после. Холодильный пер., 3):

В 1956 году в Ленинградском метрополитене, по проекту того же Полякова была открыта станция Пушкинская, очень похожая на нашу Калужскую. Вместо решётки в апсиде расположена статуя А. С. Пушкина.

-20

В 1995 году журналист Валерий Хилтунен, опираясь на название станции, в шутку предложил переименовать остальные 11 станций этой линии по месяцам года.

Спасибо, что дочитали! Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии это очень важно для меня.

Другие статьи про метро можно прочитать здесь.

До скорой встречи!

ИСТОЧНИКИ
Архнадзор. Тьма в конце тоннеля 2
Дамский А.И. ХУДОЖЕСТВЕHНЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ МЕТРО 1943 - 1949 гг.
Зиновьев А.Н. СТАЛИНСКОЕ МЕТРО Исторический путеводитель
Катцен И. Метро Москвы. М.: Московский рабочий, 1947
Наше метро. Архитектор Леонид Поляков. Сайт коллекционеров.
От «Таганской» до «Парка культуры»: архивные документы об открытии первого участка Кольцевой линии Московского метро.
Савицкий Ю.Ю. Русское классическое наследие и советская архитектура. pastvu.com старые фотографии