Доля российской валюты в расчетах с компаниями из США и Евросоюза к августу 2023 года достигла рекордной отметки в 42%.
По словам президента России, с февраля 2022 года доля рубля при оплате российских товаров компаниями из третьих стран выросла более, чем в 3 раза. На начало российской спецоперации только 12% объемов российского экспорта оплачивалась в российской валюте. В расчетных операциях с участием российских компаний почти безраздельно господствовали доллар и евро.
После заморозки государственных валютных резервов, выраженных в долларах и евро и слов Владимира Путину о токсичности западных валют, российские компании начали ускоренными темпами переводить своих иностранных контрагентов на рублевую форму расчетов.
Государство в ряде экспортных отраслей поддержало указанную инициативу. В соответствии с указами главы государства в настоящее время торговля трубопроводным газом, зерном и продовольствием осуществляется в рублях через механизм открытия иностранными компаниями рублевых счетов в российских банках.
По словам Владимира Путина к настоящему времени доля скомпрометировавших себя валют (доллара и евро) в расчетах составляет порядка 32% от всего объема внешнеторговых операций.
Только за последний месяц доля рублевых поступлений за поставки российских товаров в страны Америки и Европы выросла на 9%. С переводом всех иностранных покупателей российского продовольствия на рублевый механизм расчетов доля американской и европейской валюты дополнительно снизится.
По итогам июня 2023 года доля рубля в расчетах с компаниями из Северной и Южной Америки составила 28%, со странами Евросоюза 54%, со странами африканского континента 44%.
С нашим главным торговым партнером Китаем уже свыше 80% от всего товарооборота проводится с использованием рублей и юаней. В свою очередь, доля национальных валют в торговле со странами Евразийского экономического союза достигла отметки в 90%.
Со следующего года новыми партнерами России по БРИКС станут 6 новых стран. С высокой степенью вероятности это привет к дальнейшему сокращению использования долларов и евро во внешнеторговой деятельности наших компаний. Это будет способствовать ускорению темпов дедолларизации.