Найти тему
492 подписчика

Корректировка таможенной стоимости

Таможенная стоимость представляет собой основной объект внимания сотрудников таможенной службы, поскольку она лежит в основе расчета таможенных пошлин, сборов и НДС при ввозе товаров субъектами...

Таможенная стоимость представляет собой основной объект внимания сотрудников таможенной службы, поскольку она лежит в основе расчета таможенных пошлин, сборов и НДС при ввозе товаров субъектами внешнеэкономической деятельности. Этот показатель часто сознательно занижается декларантами с целью снижения налогов, однако таможенные служащие имеют право вносить корректировки, увеличивая его, если фактические данные не соответствуют заявленным и подтверждено недостоверностью информации.

Стоимостный критерий - база для расчета платежей в бюджет при пересечении границы страны. Таможенная стоимость и информация, связанная с её определением, должны опираться на точные, измеримые и документально подтвержденные данные (в соответствии с пунктом 10 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Внесение изменений в таможенную стоимость товаров выполняется при обнаружении несоответствий и ошибок, включая:

  • Неправильное пересчёт иностранной валюты, особенно в случае, если валюта расчёта не соответствует валюте контракта.
  • Отсутствие учёта дополнительных начислений или вычетов в соответствии с условиями поставки (условиями Инкотермс).
  • Неправильный выбор метода определения стоимости.
  • Отсутствие предоставления доказательств о проведении сделки из-за недостаточности информации о платежных и поставочных условиях.
Если импортер выявляет ошибку самостоятельно, то он может внести корректировку в таможенную стоимость, предоставив обновленную декларацию. В случае, если таможенные органы обнаруживают неточную или искаженную информацию, они принимают решение о корректировке и отправляют уведомление декларанту.

Виды корректировок

Если цена импортируемых товаров ниже установленной стоимости по классификационному коду ТН ВЭД или аналогичные товары ввозились по более высокой цене, то контролирующие органы проводят дополнительную проверку.

Корректировки стоимости подразделяются на две категории:

  1. Окончательная корректировка. В этом случае декларант соглашается с выводами инспектора, доплачивает дополнительные таможенные платежи и вносит изменения в декларацию. Дополнительная проверка в этой ситуации не требуется.
  2. Выпуск товаров под обеспечение. Это происходит, если хозяйствующий субъект не согласен с аргументацией таможенных органов и предоставляет обеспечение на разницу между таможенными платежами, уплаченными на основе собственного расчета, и скорректированного расчета, выполненного специалистами таможенной службы. После этого инспектор запрашивает определенный набор документов, которые декларант должен предоставить в течение 60 дней.

Далее возможны два сценария:

  • Если убеждение в правильности заявленной стоимости подтверждается, декларанту возвращается обеспечение или оно засчитывается в будущие платежи.
  • В случае, если доводы декларанта не принимаются, ему направляется мотивированный отказ с одновременным списанием обеспечения уплаты.
Чтобы избежать рисков дополнительных платежей, бизнес-субъекту следует заблаговременно проработать условия внешнеэкономического контракта и подготовить необходимые документы для подтверждения стоимости товаров. Разумно внедрить систему контроля за внешнеэкономической деятельностью в компании, где низкие цены могут быть обоснованы предоставлением дилерских скидок, чтобы исключить возникновение подозрений у таможенных органов относительно связанных сделок (в соответствии со статьей 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Таможенная стоимость представляет собой основной объект внимания сотрудников таможенной службы, поскольку она лежит в основе расчета таможенных пошлин, сборов и НДС при ввозе товаров субъектами...-2

Причины для корректировки стоимости

Решение о пересмотре стоимости принимается собственноручно декларантом, его брокером или агентами таможенных служб, основываясь на обоснованном и подтвержденном несогласии с исходной стоимостью импортируемых товаров. Процессы декларирования и корректировки таможенной стоимости могут быть результатом:

  • Выявления методологических и арифметических ошибок в расчетах.
  • Открытия намеренных искажений.
  • Получения неучтенных данных, которые свидетельствуют о изменениях в расчетной стоимости.
  • Раскрытия ранее неизвестных факторов, оказывающих существенное влияние на формирование стоимости товаров.
Если имеется решение о пересчете, декларант должен в установленные сроки подать обновленную декларацию для корректировки таможенной стоимости и оплатить таможенные пошлины, сборы и НДС с учетом скорректированных данных. В случае невыполнения этого требования, таможенные служащие имеют право отказать в разрешении на ввоз товаров.

В случае, если решение о пересчете принимается после того, как товары были выпущены, и декларант не согласен с ним, таможенные органы осуществляют корректировку. В то же время, хозяйствующая организация может подать жалобу в арбитражный суд, если она не согласна с такой корректировкой. В процессе судебного рассмотрения таможенным органам необходимо предоставить залог, который учтет пересчитанные платежи.

Таможенная стоимость представляет собой основной объект внимания сотрудников таможенной службы, поскольку она лежит в основе расчета таможенных пошлин, сборов и НДС при ввозе товаров субъектами...-3

Методы определения

Для регулирования торгово-экономических взаимоотношений, связанных с пересечением государственных границ, устанавливается базовый параметр - таможенная стоимость. Этот показатель определяется в соответствии с международными стандартами и нормами таможенного законодательства (глава 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Процедура расчета таможенной стоимости включает несколько методов:

  1. Метод на основе стоимости сделки с конкретными товарами. Этот метод, считающийся основным, учитывает факторы отпускной стоимости и косвенных расходов, таких как лицензирование, страхование и транспортировка.
  2. Метод на основе стоимости сделки с идентичными товарами (товарами с одинаковыми характеристиками и репутацией). Сравниваются товары, ввезенные на территорию России для последующей реализации и использования, а также товары, импортированные одновременно или в течение 90 дней с оцениваемыми товарами. Также сравниваются товары, ввезенные на подобных коммерческих условиях.
  3. Метод на основе стоимости сделки с однородными товарами (товарами схожими по характеристикам и материалам). Однако товары, произведенные в разных странах или имеющие разные функциональные назначения, не считаются однородными.
  4. Метод вычитания стоимости. Этот метод основан на сравнении цены реализации идентичных или однородных товаров за вычетом издержек, связанных с формированием таможенной стоимости и не свойственных внутреннему рынку расходов (пошлины, сборы, транспортно-заготовительные расходы).
  5. Метод сложения стоимости. Здесь стоимость составляется путем суммирования себестоимости производства, дополнительных расходов на сбыт и ожидаемой прибыли от продажи.
  6. Резервный метод. Этот метод используется как запасной вариант, когда другие методы неприменимы. Он включает в себя использование результатов экспертной оценки в качестве основы для определения таможенной стоимости.
Определение таможенной стоимости - это обязанность декларанта или действующего по его поручению брокера. В декларации устанавливается выбранный метод определения стоимости, в то время как таможенные органы осуществляют функцию контроля в пределах своих полномочий, установленных Приказом ФТС России от 21.05.2021 года № 436.

Какие документы проверяет инспектор?

Чтобы подтвердить таможенную стоимость, декларант должен предоставить инспектору набор следующих документов:

  1. Международный контракт с иностранным партнером, включая все актуальные и внесенные изменения.
  2. Учредительные документы импортера.
  3. Счет-фактуру (инвойс) для оплаты перевозимой партии товаров международного образца.
  4. Договоры страхования в зависимости от условий контракта.
  5. Банковские выписки о переводах средств, платежных поручениях и информацию о покупке валюты для платежей.
  6. Бухгалтерскую документацию, подтверждающую расходы, связанные с пересечением границы.
  7. Договоры о транспортировке и экспедировании.

В случае, если представленные документальные доказательства таможенной стоимости не кажутся убедительными таможенникам, они имеют право назначить детальную проверку товаров и запросить дополнительные документы для обоснования заявленного стоимостного показателя.

Отсутствие ответа на официальный запрос со стороны таможенных органов представляет собой самостоятельное основание для проведения корректировки стоимости, инициируемой представителями ФТС. В этой связи, в случае отсутствия какого-либо документа из запрошенного списка, хозяйствующей организации следует обосновать причины или представить доводы, показывающие, что данный документ не имеет отношения к формированию цены.

Процедура корректировки

В большей части случаев инициаторами пересмотра цены выступают представители таможенной службы. Новый метод контроля и изменения таможенной стоимости в отношении импорта и экспорта был утвержден приказом ФТС России от 21.05.2021 года. В ходе проверки, начиная с 26.07.2021 года, анализируются следующие аспекты (согласно пункту 2 статьи 1 указания):

  • Правильность выбора метода определения стоимости с точки зрения соответствия условиям внешнеэкономической сделки.
  • Соответствие структуры и объема заявленной стоимости соответствующему коду товарной номенклатуры.
  • Надежность фактически уплаченных или должных быть уплачены начислений в дополнение к стоимости.
  • Обоснованность утвержденных затрат.

При выявлении различий, которые не устранены после изучения дополнительных документов, таможенными служащими направляется требование о корректировке заявленных данных и расчете суммы обеспечения обязательств (согласно пунктам 6 и 11 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Пересчет может быть проведен как до, так и после выхода товаров за таможенные границы. В случае, если декларант самостоятельно выявил ошибку, внес поправки в декларацию и уплатил необходимые таможенные платежи, ему не налагаются финансовые наказания. Для внесения корректировок в таможенную стоимость после того, как товары уже были выпущены, установлен трехлетний срок, начиная с завершения процедуры оформления. Если возникло несогласие с выводами таможенных органов, добровольное внесение корректировок декларантом не помешает ему далее обжаловать данное решение.
Таможенная стоимость представляет собой основной объект внимания сотрудников таможенной службы, поскольку она лежит в основе расчета таможенных пошлин, сборов и НДС при ввозе товаров субъектами...-4

Какие обстоятельства могут привести к отказу в приеме декларации о таможенной стоимости?

В арсенале таможенной службы установлена своеобразная "пороговая отметка" по стоимостному параметру, опирающаяся на сопоставление цен, оценку риска и актуальные статистические данные, которые используются для анализа. В некоторых случаях декларация может быть отклонена, если:

  • Указанный ценовой уровень ниже определенного риска, определенного для соответствующего кода ТН ВЭД.
  • Указанная цена ниже объявленной стоимости аналогичных товаров, представленных другими участниками внешнеэкономической деятельности.
  • Стоимость товаров не соответствует цене составляющих их компонентов.
  • Выявлены нарушения в структуре формирования ценового показателя.
  • Обнаружена связь с иностранным контрагентом в сочетании с низкими ценами.

Различие в цене может возникнуть из объективных причин, таких как получение существенных скидок при покупке товара или экономия на транспортных и заготовительных расходах. Однако таможенники ищут "заподозренное" поведение, которое может включать искусственное снижение стоимости для искажения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты соответствующих платежей в бюджет (согласно статье 54.1 Налогового кодекса РФ).

При обнаружении расхождений таможенные органы проводят сравнительный анализ с использованием различных законных методов, включая косвенные методы (в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Приказа № 436).

Оспаривание корректировки таможенной стоимости

При несогласии с выводами таможенных органов, представитель внешнеэкономической деятельности (ВЭД) имеет возможность оспорить решение таможенной службы по двум путям:

  1. Ведомственное обжалование. Этот процесс включает последовательные обращения в инстанции, находящиеся выше по иерархии, чем орган, принявший решение о корректировке. Главное преимущество данного способа состоит в отсутствии необходимости уплаты государственных пошлин и возможности повторного обращения в суд в случае недовольства вердиктом.
  2. Судебное обжалование. Суды проводят анализ действий декларанта при проведении дополнительной проверки и оценивают представленные документы с точки зрения их влияния на установленную цену. Преимущества данного метода включают независимость от влияния ФТС и возможность получения объективного решения.
Соглашаясь с таможенной службой из-за незначительных сумм, которые подлежат оплате по сравнению с затратами времени и умственными ресурсами на разбирательства, представитель ВЭД рискует стать подверженным корректировкам таможенной стоимости в будущем. Это объясняется тем, что планы по пополнению государственного бюджета и выполнению соответствующих требований обычно полагаются на подведомственные структуры. Тем не менее, таможенная служба, уже потерпевшая поражение в судебном разбирательстве с декларантом, вряд ли будет оспаривать заявленную им стоимость.

Компания SinoImport® вернула 701 млн.рублей корректировок таможенной стоимости.

При возникновении спорных и сложных ситуаций важно своевременно обратиться к опытному эксперту, который хорошо знаком с таможенным законодательством и способен эффективно разрешить возникшие проблемы. Наши специалисты готовы оперативно взять на себя все вопросы, связанные с таможенным оформлением.