Найти тему
Журнал «History Project»

Средневековье — время удивительное

 Франция XVI века была страной удивительной. Ещё бы, ведь это было время религиозных войн, во время которых католики и протестанты были, в прямом смысле, «на ножах», на тронах династия Валуа одного за другим водружала королей-извращенцев, а придворные от их величеств по части блуда не отставали. А то и превосходили монархов.

Да, суровые времена. С весьма суровыми развлечениями в том числе. Как вон у королевских пажей, что во времена короля Франциска I взяли да и прибили к столбу ухо королевского шута Кайетта. Вместе с шутом, естественно. Его Величество очень смеялся. Или как радикально боролся с уличными воришками один благородный шевалье: заметив, что жулик пытается срезать с его камзола золотые пуговицы, он отсёк тому ухо кинжалом. «Вот, на, забери свои пуговицы!» - взмолился воришка. «А ты на, забери своё ухо» - без тени смущения ответил дворянин.

Ухо там отрезать, палец, глазик выколоть? Да пустяки какие! Про остальное и говорить нечего, вспомним хотя бы развлечения 20-летнего первого красавца Карла Орлеанского, при дворе его папеньки Франциска I? «Красавца» берём в кавычки, ибо Карл ещё в детстве переболел оспой, вследствие чего ослеп на один глаз, а личико его было покрыто следами болезни – но его и в самом деле считали красивым! Видимо, вследствие высокого положения…

Карл Орлеанский
Карл Орлеанский

Так вот этот красавец на пару со своим товарищем-выпивохой, которого звали Гаспар де Хаванн, и которому в будущем предстояло стать первым маршалом Франции, ухлёстывали за одной и той же красоткой. Но та оставалась к их ухаживаниям равнодушной. И тогда незадачливые ухажёры решили даму «проучить».

Для этого они в её отсутствие притащили к ней домой преступника, снятого ими с виселицы. Уложили его в постель к женщине. Прикрыли его одеялом. Удалились. Засели неподалёку – и хихикали, дождавшись когда та, собираясь отходить ко сну, подняла страшный визг.

-3

-4

А вошедшая в историю матушка последних французских королей из династии Валуа Екатерина Медичи? Эта обладающая железной волей дама фактически правила Францией от имени своих не слишком умных сыновей – королей Карла Девятого и Генриха Третьего.

Знаменитая резня между протестантами и католиками вылилась в 1572 году в не менее знаменитую Варфоломеевскую ночь тоже во многом с подачи именно этой дамы!

Начало же её политической карьеры связано с тем, что ее выдали замуж за короля Франции Генриха Второго. Только вот семейная жизнь у них не сложилась, и во многом из-за пристрастия короля к другой женщине, чаровнице Диане де Пуатье.

Законную королеву это обстоятельство чрезвычайно бесило. Она никак не могла взять в толк, чем же эта мерзавка так её супруга привлекает, что в ней есть такое, чего нет в ней, в королеве?

Медичи нашла выход: вместе с одной из своих фрейлин она проделала в спальне Дианы дырочки в стенах в расчёте на то, чтобы потом всё увиденное можно было высмеять… и что же она такого особенного увидела?

Ничего смешного. А наоборот – картину, полную неги, страсти и изящества. То есть саму Диану в коротенькой полупрозрачной сорочке, выгодно подчёркивающей все её прелести, и короля, искренне увлечённого такой великолепной женщиной. А что соперница великолепна, Екатерина была вынуждена признаться сама себе.

Апофеозом королевского с фавориткой свидания стало то, что влюбленные в пылу страсти скатились с постели и продолжили свои «игры» на полу.

Франсуа Клуэ. Туалет дамы.  Портрет Дианы де Пуатье. 1571г.
Франсуа Клуэ. Туалет дамы. Портрет Дианы де Пуатье. 1571г.

А у королевы от всего увиденного и от осознания того, что с ней, со своей законной супругой, король никогда «такого» не устроит, буквально помутился рассудок. А её вуайеризм разросся до такой степени, что она полюбила созерцать за обнажёнными женскими телами. А для того, чтобы обеспечивать себя таким зрелищем, заставляла своих фрейлин сбрасывать одежду и в таком виде подавать ей к столу блюда.

Кроме того, её чрезвычайно пьянил вид страдающих от порки женщин – так что при дворе для провинившихся придворных дам были введены такого вида наказания, как розги. А королева потом наслаждалась видом рубцов, оставляемых ими на телах жертв.

«Наказание». Полотно А.Д. Браун 1768г.
«Наказание». Полотно А.Д. Браун 1768г.

Писатель Пьер де Бурдейль Брантом, современник Медичи и лично её знавший, оставил нам воспоминания о забавах королевы. Соответствуют ли они действительности или являются плодом столь же воспалённого, как у Медичи, воображения других дам – неизвестно. Но сам он пишет об одном событии, свидетелем которого якобы был:

«Королева, выглянув в окно, увидела под стеною замка молодого, хорошо сложенного сапожника. Он занимался обыденным для быта делом – справлял малую нужду там, где его в этот момент она застала. В королеве проснулось влечение к этому простолюдину, и она послала вниз, на улицу, пажа с приказом сапожнику немедленно уйти в укромную аллею парка и ждать там визита знатной дамы, а не то…!
Ослушаться молодой мужчина не посмел, и уже через несколько минут прибыл в указанное место.
Сапожник наградил королеву «большим бонусом», да так, что вскоре она поняла, что тяжела.
И это лишний раз доказывает истину, что всегда полезно оказаться в нужном месте в нужное время...и увидеть нужное»..

ВОЗМОЖНО ВАМ будет интересно