Знакомясь с обычаями Средних веков, совершенно под другим углом видятся события современности. И то, что сейчас покажется обывателю выходкой «фриков», в былые времена считалось признаком человеческой добродетели и даже рыцарства. Вот несколько средневековых обычаев, о которых ныне прочно забыли.
Доски для свиданий
В настоящее время бытует шутливая фраза, что если в одном помещении собираются вместе парень и девушка, они меньше всего говорят о политике. То есть, подразумевается, что их общение связано, прежде всего, с любовными утехами. Однако в Средневековье на подобные встречи смотрели по-другому. Понятно, что романтические свидания молодых людей никто не мог отменить, но строгая мораль и христианские ценности на подобные встречи накладывали свой отпечаток.
В ряде регионов Европы очень ревниво относились именно к моральной стороне встреч молодых людей. Интим до свадьбы категорически не приветствовался, но что делать, если юноша и девушка действительно любят друг дружку? Тогда им разрешали ложиться в постель, правда, при этом требовалось выполнить пару условий. Во-первых, молодой человек не должен быть раздетым. Вторым же обязательным условием была положенная посередине на одеяло толстая доска, символизирующая границы приличия.
Вплоть до XVII века данный обычай был в ходу в Германии, Швейцарии, Скандинавии, Уэльсе. Такими необычными «ночевками» девушке на выданье прозрачно намекали, что она небезразлична молодому человеку, и юноша готов узаконить свои отношения. А вот уже после того, как происходило сватовство невесты с одобрение родителей и последующим заключением брака, можно было приступать и к плотской любви.
Общие постели
Вообще в Средние века проводить ночь в общей с гостем постели считалось в порядке вещей. Времена были трудными, обогревать помещения накладно, да и хорошая кровать стоила дорого. По этой причине хозяин не считал зазорным разделить свою постель с гостем. Не гнушались подобного даже лица королевской крови. Так в хрониках Роджера Ховеденского говорится, что король Англии Ричард долгое время гостил у короля Франции Филиппа. Они питались из одной тарелки, а ночи проводили в одной постели.
Для некоторых историков, ищущих «жареные факты», данный фрагмент дал возможность предположить, что Ричарда больше интересовали мужчины, нежели женщины. Однако на самом деле сон монархов в одной кровати был политическим жестом. Так выражалась их дружба. Мало того, дворяне, испытывавшие один к другому уважение, могли обмениваться одеждой и даже целоваться. И все это было в рамках приличий – нечто типа установления дипломатических отношений. Что касается женщин, то при королях всегда находились фаворитки.
Специфичность средневековых дуэлей
Сейчас такие поединки давно ушли в небытие, но в былые времена существовали судебные так называемые ордалии. Таким своеобразным способом решалось отправление правосудия. Так как понятия уголовного следствия и судмедэкспертизы тогда не существовало в принципе, понятие правоты решалось на дуэли. Считалось, что Всевышний защитит невиновного и накажет виноватого.
На практике же далеко не всегда побеждало добро. В реальном поединке победу одерживал человек в лучшей физической форме и профессионально владеющий холодным оружием. Понимая это, противник, сомневающийся в своих возможностях, мог нанять отличного бойца-поединщика. Для них даже термин свой существовал – «чемпионы». Только стоили их услуги дорого, отчего не каждый мог позволить себе такую роскошь. Идя навстречу таким людям, судьи разработали новую практику ордалий, давая тем самым возможность противникам уравнять шансы.
Поединщиков буквально зашивали в специальные комбинезоны, которые самостоятельно нельзя было. снять Еще одним условием была выдача совершенно нетрадиционного оружия для классического боя. Они могли получить вместо меча колотушку, большой щит, именовавшийся ростовой боевой дверью или даже крюк. Считалось, что такие предосторожности уменьшат количество летальных случаев. На самом же деле противники дрались до последней возможности, и большинство поединков все равно заканчивались гибелью кого-то из участников.
Прилюдные рыдания
Понятие «скупая мужская слеза» появилось неспроста. Принято считать, что настоящий воин-рыцарь суров, стоек и непоколебим. Что же до плача, то истинному воину такое не пристало, и слеза в глазу могла появиться только в исключительных случаях. Однако в Средневековье все было по-другому. Классические рыцарские романы с завидной регулярностью показывали сцены плача рыцарей по самым разным причинам: от разлуки с дамой своего сердца до потери сюзерена.
Как это ни парадоксально, но рыцарские романы не врут. В старинных хрониках регулярно встречались случаи, когда рыцари или аристократы впадали в рыдания. Есть даже случай, когда некий посол, прибывший к королю Филиппу Доброму, закатил такую речь, что расплакался сам. Вместе с ним в плач ударились присутствующие на переговорах чиновники и даже придворная челядь. Причем, слезы никто не пытался сдерживать. Так что, прилюдное рыдание не казалось окружающим смешным. Наоборот, это было признаком благородства.
Что интересно, в Англии обычай плача при каждом удобном случае сохранялся довольно длительное время. В 1628 году при выступлении в Палате общин некий сэр Роберт Филлипс по ходу своей речи плакал. Еще один докладчик просто прервал речь из-за сильного плача, да и спикер Палаты сам заходился в слезах. Столь необычное поведение объясняется просто. В те времена плач считался признаком благочестивости, а слезы – даром Божьим.
Повальная слезливость была не характерна лишь для суровой Скандинавии. В этой стране мужчины серьезно относились даже к подозрению в плаче. Это считалось серьезным оскорблением, за которым могла последовать дуэль и смерть.