Найти тему
Журнал «History Project»

Средневековье — время удивительное. Часть третья

Оглавление

В 1801 году свет увидела книга писателя и филантропа Джозефа Страта, в которой автор собрал различные развлечения британцев, известные со Средневековья. В качестве источников информации им использовались средневековые манускрипты, рисунки и картины. Понятно, что по таким источникам автор не всегда мог точно передать правила тех игр, но кое-что ему, все-таки, удалось.

«Горячие моллюски‑сердцевиды»

Какое отношение имеет эта игра к данным существам, сказать трудно. Развлечение было популярно в среде европейской знати, начиная со средневековой эпохи и до XVIII столетия.

По сути это была игра в своего рода покаяние. Один из участников назначался «кающимся». Ему завязывали глаза, после чего он клал голову на колени рефери, играющего роль «исповедника». Другие участники вставали сзади. Звучал сигнал и один из них наносил удар по спине «кающемуся». Причем могли это сделать как нежно, так и довольно сильно, отвесив внушительную затрещину. Бедняге нужно было угадать, кто его ударил. Если ему это удавалось, то «кающимся» становился совершивший удар. При отрицательном результате игра продолжалась с тем же участником до тех пор, пока тот не догадается, кто же его бил.

Это развлечение нравилось как детям, так и взрослым. Последних привлекало то, что «каяться» могла симпатичная девушка, которой наносились довольно болезненные шлепки, бывшие своего рода флиртом. Вот такими суровыми порой были ухаживания в средние века.

«Слепец в капюшоне»

-2

Это не что иное, как знаменитые жмурки. Суть игры состояла в том, что из группы игроков выбирался один человек. Ему полностью закрывалось лицо капюшоном, чтобы ничего не было видно. Потом его несколько раз для дезориентации раскручивали вокруг своей оси, после чего уже начиналось собственно действие.

Основная группа участников могла дергать «слепца» за одежду, толкать его и даже бить различными предметами. Он же должен был поймать кого-нибудь из толпы. В случае, если это удавалось, уже пойманный становился «слепцом». Предыдущий участник присоединялся к основной группе, и уже от души отвечал бывшему обидчику.

Домашняя акробатика

-3

Суть этой необычной игры состояла в том, что ее участник должен был усидеть на шесте, проложенном над емкостью с водой. При этом он обязан был держать в руке зажженную свечку. Задачей игрока было, как можно дольше усидеть на шесте, игнорируя попадающий на кисти рук расплавленный воск свечи. Как вариант, то же самое он должен был проделывать уже не с горящей свечкой, а с сидящей на шесте курицей.

Развлечение с яблоками

-4

Это абсолютно безобидная игра, смысл которой заключался в ловле ртом плавающих в воде яблок. Бралась обычная емкость с водой с плавающими там яблоками. Игрокам требовалось максимально быстро и без помощи рук выловить как можно больше фруктов. Тогда он объявлялся победителем.

Существовал вариант этой игры для более взрослых людей. В зависимости от того, кто принимал участие в игре (юноши или девушки), на фруктах вырезались имена участников противоположного пола. С человеком, чье имя оказывалось на яблоке, можно было пофлиртовать, а то и устроить свидание.

Ну и развлечение, дожившее до наших дней. Яблоки просто подвешивали на ниточке или шнурочке. Их без помощи рук требовалось сорвать (как вариант – откусить кусочек). Первый, кому это удавалось, становился победителем.

Шаривари

-5

Данное слово пришло к нам из французского, и в буквальном переводе звучит как «кошачий концерт». Это далеко не безобидное действо одновременно являло собой маскарад и пьяную гульбу. Устраивался парад шаривари в ходе различных праздников, но особо часто так развлекались на свадебных гуляниях.

Почему именно свадьбы пользовались такой популярностью у шаривари, объяснять особо не требуется. С молодоженов проще было истребовать откуп. Участники действа наряжались в самые разные костюмы, вплоть до непристойных. В качестве звукового оформления использовались любые гремящие предметы, после чего процессия шла на свадьбу.

На месте кричали, гремели посудой, оскорбляли участников празднования, пели неприличные песенки, совершали дикие прыжки и имитировали крики животных. Чаще всего участники шаривари мяукали, отчего и само действо получило соответствующее наименование.

Понятно, что новобрачным такие «гости» были не по нраву, поэтому, чтобы от них избавиться выплачивался откуп. «Концерт» немедленно прекращался, и вся компания отправлялась в ближайшую пивнушку праздновать событие. По неписанным правилам назад, за дополнительной порцией денег, они уже не возвращались.

В ряде случаев поводом для появления шаривари на свадьбе было недостаточное целомудрие невесты. Вторичный выход замуж также истолковывался в качестве подходящего повода. Точно также шаривари могли появиться, если молодой супруг был недостаточно мужественным, и тогда издевательства уже направлялись в его сторону.

Интересно и то, что шаривари – выдумка аристократов. Даже лица королевской крови прибегали к подобным развлечениям. Далеко не всегда они заканчивались добром. В 1393 году королева Изабелла Баварская решила таким образом подшутить над своей фрейлиной Екатериной де Фатаврен. Женщина тогда вторично выходила замуж за графа Ортенбургского Этцеля.

Королева решила по-своему поздравить молодых. Для этого она приказала пятерых придворных нарядиться обезьянами и «дикими людьми». К ним охотно присоединился лично король Карл VI. В самый разгар празднования в зал ворвалась группа из шестерых клакеров. Нагие, наглые и волосатые, они дико кричали, оскорбляли присутствующих, выделывали жуткие кульбиты.

Закончилось все печально. В какой-то момент кто-то из вошедших в раж «дикарей» столкнулся с братом короля, герцогом Орлеанским. На беду у герцога в руках был факел, от огня которого загорелась одежда ряженного. Опешивший и растерявшийся человек кинулся бежать, но по пути сталкивался с гостями, поджигая собой одежду уже им.

«Бал объятых пламенем» А. Бургундский. Герцогиня Беррийская тушит своей юбкой короля Карла
«Бал объятых пламенем» А. Бургундский. Герцогиня Беррийская тушит своей юбкой короля Карла

В результате прямо в зале погибли от огня четыре дворянина, а еще несколько человек впоследствии умерли от ожогов. Самому королю посчастливилось выжить. Это ему удалось благодаря самоотверженности 15-летней герцогини Жанны Беррийской, приходившейся королю кузиной. Своим платьем она перекрыла огню доступ воздуха, отчего королевский костюм прекратил горение.

Рыцарские турниры на деревянных лошадях

-7

Кто читал рыцарские романы, тот помнит описание турниров, в которых участвовали рыцари. Однако на самом деле участие в них было накладным, ведь проигравшая сторона в обязательном порядке передавала победителю коня, оружие и доспехи. Можно было обойтись и откупом, но он был весьма внушительным. Для обедневших рыцарей подобное мероприятие было явно не по карману.

Тогда был придуман более простой и дешевый способ проявления рыцарства. Всаднику требовалось пикой поразить манекен либо специальную мишень. Для усложнения задачи их делали с подвохом. При попадании копья на рыцаря либо проливалась вода из чана, установленного прямо на мишени, либо манекен проворачивался и пытался сбить всадника мешком с песком. Проиграть такому противнику было неприятно, зато безопасно.

Потом такие турниры превратились в банальные игрища. Боевых коней заменили их деревянными имитациями на колесиках. Рыцарь восседал на таком коне, а вперед его тянули несколько слуг, которых для быстроты бега подгоняли кнутом. Такие турниры получили наименования «квинтен» или «паво», что с латинского переводится: «пятый» и «павлин».