Найти тему

Что владельцам не семейного бизнеса нужно знать про экзит и возможные стратегии выхода, даже если прямо сейчас продажа бизнеса не актуальна

Продажа своей компании — неизведанная территория для большинства владельцев бизнеса, независимо от стадии развития по моей классификации.

Что владельцам не семейного бизнеса нужно знать про экзит и возможные стратегии выхода, даже если прямо сейчас продажа бизнеса не актуальна. © Инвестиционный комитет 2023
Что владельцам не семейного бизнеса нужно знать про экзит и возможные стратегии выхода, даже если прямо сейчас продажа бизнеса не актуальна. © Инвестиционный комитет 2023

💬 «И самое худшее, что можно сделать в этой ситуации — начать действовать до того, как понять правила продажи своего бизнеса.»

💬 «Именно поэтому большинству не удается использовать свою стратегию выхода по максимуму.»

-2
Почему я вынес семейный бизнес за скобки?
Потому что попытки делать то, что лучше для членов семьи, и то, что лучше для бизнеса, часто могут противоречить друг другу.
И в этом я откровенно не силён.

💬 «Когда дело доходит до продажи вашего бизнеса, уже самый первый шаг, который вы делаете, может глубоко повлиять на результат ваших усилий.»

Путь к экзиту долог и извилист. Возможностей ошибиться предостаточно:

  • Ваш бизнес может не являться бизнесом в контексте правил IFRS
  • Ваш бизнес может не быть представлен на рынке таким образом, чтобы обеспечить максимальный эффект
  • Вы можете начать процесс продажи до того, как вы и ваша компания будете готовы

Это только начало. Слишком распространенным случаем являются попытки продать то, что не приносит результатов.

Это означает, что вы выходите из зоны комфорта и испытываете стресс. Вы теряете сон. Теряете энтузиазм. И удивляться тут нечему: ведь вы сталкиваетесь с проблемами, о которых никогда даже не задумывались.

Приходит отчаяние, и в конечном итоге вы принимаете посредственное предложение только для того, чтобы избежать самой настоящей сделки - усталости.

Или, что еще хуже, предложений вообще нет.

5 самых частых ошибок, которые помешают вам получить максимум за свой рентабельный бизнес-актив

  1. Продажа без подготовки, без дорожной карты / Вынужденная продажа: выходить не в оптимальное для этого время, а когда уже нет другого выхода.
  2. Владелец эмоционально слишком привязан к своему бизнесу и необоснованно завышает его цену. А также в принципе не спешит заключить сделку, даже если сам выступил её инициатором.
  3. У продавца нет даже общего понимания ни типов покупателей и их целей, ни этапов сделки.
  4. Нет понимания какой способ оценки бизнеса применим в конкретно вашем случае.
  5. Зная о своём бизнесе всё и немного больше, владелец продолжает оставлять его загадкой для покупателя и не подтверждает слова цифрами и фактами, не предоставляет углубленной аналитики

Есть список и других, менее частых, но столь же девальвирующих стоимость ошибок продавца. Однако, если устранить хотя бы эти недочёты, можно существенно выиграть в добавленной стоимости.

кстати, озаботиться созданием дорожной карты успешного экзита стоит хотя бы для того, чтобы не попасть в ловушку №1 из списка выше. Ведь действительно, зачастую владельцу не приходится выбирать наилучшее время для продажи.
Действует так называемая «сила обстоятельств», которая зачастую сильнее «силы намерений».

💬 Поэтому что? К экзиту надо быть готовым всегда

Что такое exit strategy

Стратегия выхода из бизнеса — это стратегический план предпринимателя по продаже своей доли в компании инвесторам или другой компании.

В идеале каждый предприниматель должен разработать стратегию выхода в своем бизнес-плане еще до того, как фактически начнет заниматься бизнесом.
💬 Но я таких владельцев не встречал, и не слышал о таких случаях.

В рамках концепции exit strategy предполгается, что предприниматель заранее устанавливает финансовые или бизнес-показатели, при достижении которых запускается процесс выхода из бизнеса. Или при наступлении определенного события в деловой или личной жизни: совершеннолетие детей/ внуков, переезд в другой регион, и т.п.

Стратегия выхода дает владельцу бизнеса возможность получить существенную прибыль от реализации своей доли в бизнесе, если он успешен. Если бизнес не приносит успеха, стратегия выхода позволяет предпринимателю ограничить убытки.

Стратегия выхода также может быть использована инвесторами для планирования вывода средств из инвестиций, когда инвестиционное или деловое предприятие достигло своей цели получения прибыли.

Какие варианты экзита существуют

в России под экзитом обычно понимают продажу 100% активов, но это не единственный вариант, есть и другие:

  • Ликвидация
  • IPO
  • Продажа доли
  • Слияния и поглощения

Крупные компании часто предпочитают слияние или поглощение в качестве стратегии выхода, поскольку это может быть прибыльным способом вознаграждения владельцев и/или акционеров. Конкурирующие компании часто платят премию за выкуп компании, которая позволяет им увеличить долю рынка, приобрести интеллектуальную собственность или устранить конкуренцию. Это повышает шансы на то, что другие конкуренты также сделают ставку на компанию, что, в конечном итоге, вознаградит продавцов бизнеса.

тут есть один «маленький» нюанс: речь идет именно о конкурирующих «ноздря в ноздрю» компаниях. Прямой конкурент с намного большим капиталом купит ваш бизнес буквально по цене лома, потому что уверен в своей способности увеличить cash flow ваших активов за счет использования собственных процедур, технологий и ноу-хау.

Ключевой аспект стратегии выхода

оценка бизнеса — краеугольный камень в стратегии выхода, вокруг неё на практике и ломается большинство копий. Поэтому есть специалисты, которые могут помочь владельцам бизнеса изучить финансовые показатели компании, чтобы определить справедливую стоимость. Существуют также менеджеры по переходному процессу, роль которых заключается в оказании помощи продавцам в разработке стратегий выхода из бизнеса.

Нужно ли проводить оценку, если я не собираюсь продавать?

Есть несколько причин, чтобы иметь хотя бы приблизительную оценку стоимости бизнеса, даже если владелец не имеет намерения его продать в обозримой перспективе:

  1. По ежегодной динамике стоимости можно оценивать свой успех в качестве владельца. То есть такая своеобразная метрика успеха.
  2. Обстоятельства в нашем VUCA-мире могут внезапно поменяться, а ситуация –– развернуться на 180º.
  3. В принципе довольно логично иметь объективную оценку того, что отнимает большую часть времени. Это может придать дополнительную мотивацию как владельцу, так и команде.
  4. Зная оценочную стоимость бизнеса, владелец может принимать более обоснованные решения о финансовых вопросах, таких как привлечение инвестиций, управление долгами и капиталом.
  5. Оценка бизнеса может помочь понять, какие аспекты компании приносят наибольшую стоимость, и какие могут потребовать дополнительных улучшений. Это может помочь в разработке более эффективных стратегий развития.

👉🏼 Подборка материалов канала по теме стратегий выхода

Михаил Морозов

•••••

→ → «Инвестиционный комитет» в Телеграм

•••••