По статистике, 70% узловых образований выявляемых врачами, определяются именно с помощью УЗИ, это так называемые «непальпируемые узловые образования». То есть нащупать их пальцами или найти при осмотре нельзя. Они никак внешне не проявляются, не беспокоят пациентку, не болят. Поэтому женщинам (особенно после 35 лет) необходимо делать маммографию или УЗИ ежегодно.
Женщина проходит УЗИ и на снимке видно новообразование – и тут же возникает вопрос: «Что это?». Сразу возникает страх, что это может быть рак молочной железы. Некоторые недобросовестные специалисты УЗИ или гинекологи нередко сразу выдают диагноз, что в корне неверно.
Однако только одно лишь УЗИ не может служить основанием для постановки диагноза «рак». УЗИ-специалист, гинеколог, эндокринолог и так далее, не может ставить диагнозы, он может лишь посоветовать обратиться к маммологу-онкологу.
Но проблема в том, что официально врача «маммолога» в стране не существует. Молочной железой занимаются хирурги, гинекологи, онкологи.
Обычно врач, занимающийся раковыми заболеваниями молочной железы, сочетает три специализации – хирурга, онколога и лучевого диагноста.
И такой специалист, врач клиники «Семейная» Мурашов Иван Юрьевич, дал комментарий о том, как должно осуществляться диагностирование:
«При выявлении любого узлового образования, при ультразвуковом исследовании, при маммографии, МРТ – его нужно морфологически верифицировать. То есть, до тех пор, пока мы не взяли оттуда клеточки, биопсию (тонкоигольная или толстоигольная кор-биопсия), это узловое образование так и остается «узловым образованием с вероятностью злокачественного процесса той или иной степени».
К сожалению, некоторые УЗИ-специалисты или гинекологи на основе УЗИ или маммографии «пугают» пациентов страшными прогнозами. Это непрофессионально.
Снова слово Мурашову Ивану Юрьевичу:
«Такую морфологическую верификацию мы делаем для подтверждения или опровержения злокачественного процесса. Если женщина, допустим, приходит с подозрением на фиброаденому после УЗИ (а это доброкачественное образование), мы проводим тонкоигольную биопсию и подтверждаем доброкачественность. Но если она приходит с признаками злокачественного образования, мы используем толстоигольную биопсию. Это когда «отщипывается» кусочек ткани для гистологического исследования»
После этого уже врач может определиться с дальнейшей тактикой действий. Если выявлен злокачественный процесс, включается онкологический протокол: женщина обращается к онкологу по месту жительства и назначается дальнейшее лечение, хирургические, химио- и лучевая терапия и так далее.
В случае если на УЗИ или маммограмме специалист видит доброкачественное образование (к примеру, ту же фиброаденому), так же неверно отправлять пациентку домой с уверениями, что это доброкачественная опухоль. С полной точностью о доброкачественности или злокачественности опухоли можно судить только после биопсии.
Есть противопоказания. Требуется консультация специалиста
Евгения Белякова, специально для Клиники «Семейная»