«Ему ничего не нужно, кроме телефона! Учиться не хочет, ничем хорошим не интересуется. Предлагаю заняться спортом или поучиться новому, а ему совсем ничего не надо…», - делятся своими переживаниями родители таких детей.
Скоро 1 сентября. Наступает время, когда так хочется, чтобы у ребенка появились новые увлечения и успехи в учебе.
Как могут помочь родители?
Есть три важные темы, которые влияют на мотивацию детей:
1. ТРЕВОЖНОСТЬ
2. ЯСНОСТЬ или РАССТАНОВКА ПОНЯТНОСТЕЙ для ребенка.
3. СИСТЕМА ПРАВИЛ
В основе деструктивного чувства тревожности лежит страх за будущее. Обычно вязкий, неприятный, исключающий видение хороших вариантов того, что может произойти.
Научные исследования доказывают, что чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень креативности и способности принимать нестандартные решения.
И наоборот – чем ниже уровень тревожности, тем выше запас «интеллектуальной энергии» и готовность реализовывать свой творческий потенциал.
Часто ребенок попадает в такое нехорошее состояние потому, что это исходит от окружающих его взрослых.
Ведь порой не только будущее, но и сегодняшний день у современных родителей вызывает большие опасения. Из лучших побуждений они не вовлекают ребенка в свою картину мира и молча пытаются справиться с эмоциями. И на этом фоне обычно усиливаются трудности у сына или дочери.
Тогда нередко дети в ответ включают стратегию убегания от проблем и режим «ничего_не_делания», тем самым лишь усугубляя настроение родителей. Получается замкнутый круг.
Где же выход?
Выход дает внесение ясности в то, что происходит на самом деле.
С мамой. С папой. С семьей. С миром вокруг…
Давайте, на примере. В реальной жизни мама любого ребенка может вдруг начать кричать, плакать или поглощать в одиночку чипсы. Те самые, про которые она же раньше рассказывала, что они ужасно вредные, поэтому нормальный человек их есть не будет. Да, такое с мамами бывает и не так уж и редко.
А знаете, что классного может сделать мама в похожем настроении для своего ребенка? Внести ясность! Это значит рассказать о себе так, чтобы подростку или малышу стало понятно, что дано следующее:
1. Сейчас мама испытывает некое чувство х.
2. В связи с этим она делает действие у.
И чем больше ребенок начнет понимать причину реакций мамы, тем быстрее у него будет развиваться ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, который является стартером абстрактного мышления.
Чем лучше у ребенка эмоциональный интеллект – тем легче ему даются все сферы жизни.
В самой трудной ситуации важно помнить, что ТЕМНОТА = ОТСУТСТВИЕ СВЕТА. И как только свет понимания через бережную честность начнет приходить от родителей, ситуация вокруг ребенка тоже будет улучшаться.
За ясностью в отношении эмоций взрослых должна появиться и конструкция правил
В правилах очень важен баланс.
Так, сложные случаи девиантного поведения детей имеют одно общее свойство: отсутствие баланса в системе правил и традиций семьи. Одно из двух: либо правил совсем не было, либо они были непосильно строгими для ребенка.
Как же экологично ввести новые правила, если их раньше не было?
Если вы мама, например, младшего школьника, то можно поиграть в необычную игру.
Пусть каждый из вас побудет президентом своей страны. И вот вы решили встретиться за столом переговоров, чтобы наконец прописать совместный свод правил:
- режим,
- размер карманных денег,
- правила тишины,
- правила соблюдения границ…
Это легче происходит через проговаривание конкретных вопросов:
- Стучит ли ребенок когда идет в комнату родителей?
- Можно ли брать мамину помаду?
- А где заканчивается территория ребенка в квартире?
И т.д.
Все это на самом деле тоже про ясность и понятность. Границы по отношению к социуму и самому себе постепенно закладываются через границы в отношениях с родителями. Это - вклад в будущую самоценность ребенка и его самореализацию в мире.
Правила в семье важны и потому, что ребенок пока не может сам себя контролировать. Именно взрослые дают детям опоры в выстраивании внутренней системы правил.
И здесь на первый план выходит тема "Скажи мне, кто твой учитель, и я скажу, кто ты". Это важность личного примера окружающих взрослых и их качеств характера.
Если вы хотите помочь своему ребенку с мотивацией, то лучшее, что вы можете сделать – это поделиться своим состоянием:
«А я сегодня чего-то хочу от жизни? Мне хочется просыпаться, чтобы действовать и к чему то стремиться?»
Иначе, требовать что-то от ребенка просто противозаконно.
И еще одна прекрасная вещь, которую вы можете сделать для своего сына или дочки – рассказать про созидательную сторону своего дела или работы.
Например, если вы риэлтор, то важно поделиться с ним тем, что дает радость вам и как вы меняете жизни других людей, например:
«Этим людям я вот так подобрала жилье и поэтому их жизнь поменялась к лучшему. Смотри, что они мне сегодня написали…»
Очень важно это открыть в самом себе и потом регулярно делиться с ребенком маленькими победами, чтобы и он видел, что дает радость маме и папе.
Потому, что для того, чтобы ребенку захотелось идти самому во взрослость, ему сначала нужна ясность – в чем там находят истинное счастье взрослые? От чего они испытывают восторг? Что для них ценного в развитии и самореализации?
Если он это увидит через своих близких, то вам больше не придется его уговаривать жить полной жизнью!
Потому, что у него постепенно откроется собственное ясное видение - как стать счастливым взрослым.