Правившую Россией более 300 лет династию Романовых современники считали не только одной из самых могущественных в мире, но и одной из самых любвеобильных. Как и правители других стран, российские цари заключали политически выгодные браки, а в последующем искали настоящую любовь на стороне.
Любвеобильный император
Одним из самых пылких русских правителей-Романовых был император Александр II. Ухлестывать за хорошенькими фрейлинами этот российский государь начал с самой юности, за что не единожды получал выговоры от своего отца – Николая I. Еще в возрасте 15 лет, к примеру, Александр Николаевич завел роман с 17-летней фрейлиной императрицы Александры Федоровны – Натальей Бороздиной.
В последующем у цесаревича были и другие пассии, причем не только при российском дворе. Сохранились сведения, что неравнодушной к Александру II была даже королева Виктория, с которой он встретился, путешествуя по Европе в поисках невесты.
Слухи при дворе
В путешествие по Европе император Николай I отправил сына как раз-таки для того, чтобы пресечь его очередной роман. Александр завел отношения с фрейлиной Ольгой Калиновской. Связь наследника с этой красавицей оказалась настолько крепкой, что это всерьез обеспокоило государя.
При дворе ходили слухи, будто Александр даже собирается отказаться от наследования престола ради того, чтобы вступить в брак с Ольгой. Придворные шептались и переживали о том, что, если Николай запретит цесаревичу жениться на Калиновской, Александр пойдет на тайное бракосочетание.
Фаворитка-полька
Ольга Калиновская родилась в достаточно богатой и родовитой дворянской польской семье. Ее мать происходила из знатного рода Потоцких. Отец семейства – Осип Калиновский, служил генералом в кавалерии. Известно, что в юности Ольга воспитывалась в одном из престижных закрытых женских институтов в Петербурге.
Отец и мать Ольги, хотя они и были поляками, горячо поддерживали российского императора. За это императорская семья в свою очередь также благоволила Потоцким. Когда Ольга подросла, ее без проблем взяли в императорский дворец фрейлиной. Отныне Калиновская должна была повсюду сопровождать сестру Александра Марию Николаевну, помогать ей, присутствовать на ее приемах и т. д.
Если судить по записям, оставленным современниками, писаной красавицей фрейлина Калиновская не была. Но внешность девицы, очаровавшей цесаревича, все же могла считаться достаточно приятной.
Сестра Александра, великая княгиня Ольга Николаевна, к примеру, писала в своем дневнике, что Ольга Осиповна имела хотя и «невыразительные», но большие глаза. По мнению великой княгини, фрейлина «не была лишена польского обаяния и женственности». При этом Ольга Николаевна считала возлюбленную брата девушкой «без особого интеллекта, сентиментальности или остроумия».
Оставила свои воспоминания об Ольге Калиновской и фрейлина Александра Толстая. Эта фрейлина писала, что фаворитка Александра II имеет «изумительные» глаза и «блестящее» воспитание.
Переживания придворных
Оказавшись при дворе, Ольга Осиповна восхитила всех своими утонченными манерами и умением держать себя в обществе. 19-летний Александр впервые обратил на нее внимание в 1837 г. на китайском маскараде. Цесаревич, как известно, был прекрасным танцором и очень галантным юношей. Весь вечер он приглашал на танцы только Ольгу, которая чувствовала себя настоящей королевой бала.
После бала-маскарада у цесаревича и фрейлины завязался жаркий роман. Считается, что именно Ольга стала первой настоящей любовью молодого Александра. Среди вельмож о связи наследника, конечно же, сразу начали распространяться слухи. Придворные были не просто возмущены романом цесаревича с обычной фрейлиной, но даже немного напуганы. То, что Александр не на шутку влюбился в Ольгу, было заметно с первого взгляда.
К примеру, глава тайной полиции Леонтий Дубельт писал в своих воспоминаниях:
«Цесаревич явно мечтал об Ольге Калиновской, и это было страшно. Мало того, что девица недостойна наследника по положению, она еще и полька недалекого ума, сродни и всем другим польским родам, издавна враждебным России».
Дядя, как пример
Конечно же, вскоре слухи о связи цесаревича с польской фрейлиной достигли и императора Николая I с императрицей Александрой Федоровной. Пытаясь оправдаться перед отцом и обществом и защитить свою любовь, Александр приводил отцу в пример дядю Константина Павловича, который, как известно, взял в жены польку Жанетту Лович. Однако Николая I этот довод сына нисколько не убедил.
Заключив морганатический брак с Жанеттой, великий князь Константин, как известно, отрекся от российского престола. Николай I же твердо решил, что наследовать ему будет исключительно Александр. Мать цесаревича Александра Федоровна полностью разделяла мнение своего супруга.
Неинтересные принцессы
Решив во что бы то ни стало разлучить сына с Ольгой и спасти его от неравного брака, Николай приказал Александру немедленно собираться и отправляться в Европу. С собой в дорогу император дал наследнику список потенциальных невест, которых он должен был посетить.
Зная непостоянный характер цесаревича в отношении женского пола, Николай рассчитывал, что в поездке, набравшись новых впечатлений, Александр забудет о своей польской фрейлине.
Именно так в конечном итоге и случилось. Поначалу, путешествуя по Европе, наследник российского престола скучал и очень тосковал по Ольге. Ни одна из предложенных императором невест ему категорически не нравилась. Так было до тех пор, пока Александр не приехал в Дармштадт и не познакомился с 14-летней очаровательной Максимилианой Гессенской, дочерью герцога Людвига II Гессенского.
Непостоянный цесаревич
Юная, непосредственная и красивая принцесса произвела на наследника неизгладимое впечатление. Влюбчивый Александр начал оказывать Максимилиане знаки внимания, а в письме к отцу написал, что выбирает в невесты именно ее.
Император Николай остался несколько недовольным выбором сына. Дело в том, что по Европе ходили слухи будто бы Максимлиана была рождена ее матерью не от герцога Гессенского, а от своего фаворита - конюшего Людовика II барона де Гранси.
Слухи о незаконнорожденности принцессы, возможно, были правдивы. К этому склоняются многие биографы Максимилианы. Но в любом случае, чтобы избежать скандала, Людовик II принял Максимилиану в качестве своей дочери. Поэтому и Николай II ничего особо против гессенской принцессы не имел.
Но все же император приказал сыну ехать дальше, надеясь, что он, возможно, сделает более удачный выбор. Александр отправился в Лондон, где и произошла его знаменательная встреча с королевой Викторией.
Флирт с королевой
Сначала английская королева не слишком понравилась наследнику. Александр счел ее фигуру и лицо не особенно красивыми, о чем сохранились некоторые письменные свидетельства. Но под конец визита влюбчивый наследник все же влюбился в обаятельную молодую английскую правительницу. Виктория в свою очередь также, как она сама писала позже, «была немного влюблена» в Александра. Ради русского цесаревича королева даже начала нарушать правила этикета чопорного английского общества.
Поведение Виктории один из влиятельных английских вельмож назвал "неподобающими не только для королевы, но и для любой незамужней девушки". Будучи обеспокоенными сложившейся ситуацией, члены британского парламента настояли на том, чтобы королева на оставшееся время пребывания Александра в Лондоне удалилась в свой загородный замок.
Серьезные подозрения отношения Александра и Виктории вызвали и у российского императора. Узнав о том, что сын ухлестывает за английской правительницей, Николай заявил, что "России нужен наследник и будущий государь, а не король-консорт Англии", и приказал цесаревичу немедленно возвращаться домой.
Согласие отца
Трогательно попрощавшись с королевой Викторией и напоследок поцеловав ее, Александр отбыл в Петербург. Приехав на Родину, наследник заявил, что женится на Максимилиане Гессенской.
Николай попробовал было возразить, но Александр проявил характер и сказал, что, если государь не даст согласия на брак, он вообще откажется от наследования престола. Решив не разжигать скандала, император смирился и позволил сыну сделать предложение гессенской принцессе.
Вызов к царю
После возвращения Александра в Петербург, его роман с Ольгой Калиновской вспыхнул с новой силой. Забыв о своей невесте, цесаревич вновь начал встречаться с фавориткой. Связь Ольги и Александра после разлуки стала еще более крепкой. Известно, что, страдая, цесаревич даже ходил за советом к своему дяде Михаилу Павловичу. Сохранились записи о том, что вместо того, чтобы призвать цесаревича к благоразумию, великий князь Михаил "указал ему на свой несчастливый брак, который был совершен не по любви".
Михаила Павловича в юности также разлучили с любимой фавориткой и заставили жениться на великой княгине Елене Павловне. В первое время великий князь был настолько зол на навязанный брак с нелюбимой женщиной, что в кругу друзей называл супругу "немецкой вошью".
Утаивать долго что-то при дворе, конечно, было попросту невозможно. Вскоре о том, что наследник снова встречается с Калиновской, узнал Николай I. Разозлившись, император решил принять окончательные меры.
Государь велел фрейлине Калиновской явиться к нему. Испуганная Ольга, конечно сразу же отправилась к императору. Делать выговоров или ругать девицу Николай, однако, не стал. Приняв Ольгу у себя в кабинете, государь мягко и в простых словах объяснил ей, что на «карту поставлена будущность Российского государства». Перечить императору Калиновская, конечно, не стала. Вернувшись от Николая, она собрала вещи и уехала из дворца.
Если бы Александр в это время присутствовал при дворе, он, вероятно, попытался бы защитить свою любовь. Но в тот момент, когда Николай убеждал Ольгу оставить двор, цесаревич находился в Могилеве. Узнав о том, что Калиновскую удалили из дворца, как пишет в своих записках великая княгиня Ольга Николаевна, Александр серьезно заболел и слег.
Будучи изгнанной из императорской резиденции, Петербурга Ольга Калиновская, однако, не покинула. Фрейлина поселилась в доме у генерала Николая Плаутина на Литейном проспекте. Николай Плаутин был мужем сестры Ольги – Северены, и конечно же, радушно принял родственницу жены в своем доме.
Замужество
В 1841 г. Александр женился на кроткой Максимилиане, принявшей в православии имя Марии Александровны. Бывшая фаворитка цесаревича Ольга Калиновская вышла замуж еще раньше - в 1840 г. Мужем польки стал богатый магнат Иереней Клеофаст Огинский, второй по старшинству сын известного композитора. Через некоторое время после свадьбы молодые уехали в Белоруссию в имение Огинского Залесье. В этом поместье Ольга в последующем родила мужу двух сыновей – Богдана и Миколая. Известно, что старший сын Огинских Богдан в последующем утверждал, что его отцом был вовсе не супруг его матери, а великий князь Александр Николаевич.
Прожив несколько лет в Залесье в тишине и спокойствии, Ольга Калиновская вместе с мужем вернулась ко двору. Александр к тому времени уже охладел к ней. Однако теплые дружеские чувства Ольга и российский государь сохраняли друг к другу до конца своих дней. Известно, что императорская чета даже бывала в гостях в поместье у Ольги и ее супруга в Литве.
Ольга Осиповна Калиновская прожила вполне спокойную добродетельную и долгую жизнь. Скончалась она в 1899 г. в возрасте примерно 85 лет, пережив и своего супруга, и бывшего возлюбленного Александра II. Похоронили Ольгу в ее имении Ретаве в фамильном склепе Огинских.
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской