Найти тему
Сеть АЗС «Эталон»

Собирается ли бензин дешеветь? Прогнозы экспертов Эталон

Оглавление

Рост цен на топливо – пожалуй, один из самых острых вопросов для автомобилистов. Это актуально как для тех, кто ездит каждый день, так и для выезжающих только по выходным. Давайте разберемся, будет ли бензин дешеветь.

Источник фото: freepik.com
Источник фото: freepik.com

От чего зависит цена на бензин и кто её регулирует?

Стоимость бензина формируется следующим образом: к цене сырья прибавляется стоимость переработки, налоги, прибыль НПЗ. Стоимость тонны топлива на бирже формируется с учетом вышеуказанных статей, а также баланса спроса и предложения. Конечная цена состоит из биржевой стоимости в расчете на 1 литр, к которой прибавляются издержки на транспортировку, содержание и модернизацию АЗС, а также, разумеется, прибыль АЗС. Поэтому говорить о том, что стоимость бензина зависит исключительно от цен на нефть, опрометчиво. Например, рост цен на топливо при условии снижения мировых котировок может быть обусловлен сокращением объема производства бензина внутри России из-за постановки на ремонт одного из нефтеперерабатывающих заводов.

Государство оказывает косвенное влияние на стоимость бензина. Это касается как изменения налоговых ставок, так и политических решений. Кроме того, на надзорные органы (ту же антимонопольную службу) возложен ряд контрольных функций.

Источник фото: freepik.com
Источник фото: freepik.com

Почему цены не снижаются?

Эксперты компании «Эталон» выделяют два основных фактора роста цен в текущих условиях.

Первый – темпы автомобилизации и обновления автопарка за последние три года существенно снизились. Этому есть несколько причин: рост цен на автомобили, снижение доступности кредитных продуктов, падение уровня доходов населения. Соответственно у нефтяников снижается мотивация к дальнейшему развитию и модернизации производств. А, как известно, отсутствие развития рано или поздно приводит к убыткам, которые требуется каким-то образом компенсировать.

Второй фактор – дисбаланс механизма топливного демпфера. По задумке правительства он должен был сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке. Суть демпфера можно описать следующим образом. Рост нефтяных котировок и слабый рубль приводят к тому, что производителям выгоднее экспортировать горючее. Соответственно, на внутреннем рынке существует риск образования дефицита топлива, что, в свою очередь, приводит к его удорожанию. В этом случае правительство компенсирует часть средств нефтяникам для удержания внутренних цен. Когда же мировые котировки падают, производители топлива обязаны выплатить в бюджет часть прибыли, полученной от продаж внутри. Однако в связи с пандемией и текущей геополитической ситуацией данный механизм не работает в полную силу: на российские нефтепродукты введен потолок цен и компенсация нефтяникам стала слишком накладной для бюджета. Поэтому сейчас объем субсидирования сократился примерно на четверть относительно предыдущих годов.

Чего ждать дальше?

В текущих условиях степень неопределенности и динамичности внешней среды по-прежнему высока, поэтому долгосрочные прогнозы – не самое благодарное дело. Вероятно, до конца года цены на топливо продолжат расти сопоставимо темпам инфляции. При этом существует вероятность, что прирост цен замедлится осенью, когда завершится отпускной сезон и сбор урожая.

Маловероятно, что стоимость бензина пойдет вниз. Издержки нефтяных компаний растут (в том числе из-за роста акцизов на моторное топливо и ставки налога на добычу полезных ископаемых), а возможности экспорта по сравнению с 2021 годом сократились.