Цивилизация майя

Майя - коренные жители Мексики и Центральной Америки, которые постоянно населяли земли, включающие современные Юкатан, Кинтана-Роо, Кампече, Табаско и Чьяпас в Мексике и на юг через Гватемалу, Белиз, Сальвадор и Гондурас. Название майя происходит от древнего юкатанского города Маяпан, последней столицы королевства майя в постклассический период. Люди майя называют себя этническими и языковыми связями, такими как киче на юге или юкатек на севере (хотя есть и многие другие). «Таинственные майя» заинтриговали мир с момента их «открытия» в 1840-х годах Джоном Ллойдом Стивенсом и Фредериком Катервудом, но на самом деле большая часть культуры не так уж загадочна, если ее понять. Вопреки распространенному воображению, майя не исчезли, и потомки людей, построивших великие города Чичен-Ица, Бонампак, Ушмаль и Алтун-Ха, все еще существуют на тех же землях, что и их предки, и продолжают практиковать, иногда в измененной форме. , те самые ритуалы, которые признал бы уроженец земли тысячу лет назад.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Курильница для благовоний, предположительно изображающая К'инич Якс К'ук Мо, первого майя, правителя Копана. (Археологический музей Копана, Гондурас)
Курильница для благовоний, предположительно изображающая К'инич Якс К'ук Мо, первого майя, правителя Копана. (Археологический музей Копана, Гондурас)

Происхождение майя

Историю Мезоамерики обычно делят на определенные периоды, которые, взятые вместе, показывают развитие культуры в этом регионе и, в соответствии с этим определением, появление и культивирование цивилизации майя.

Архаический период: 7000–2000 гг. до н. э. В это время культура охотников-собирателей начала выращивать такие культуры, как кукуруза, бобы и другие овощи, а также широко практиковалось приручение животных (в первую очередь собак и индеек) и растений. В этот период были основаны первые деревни в регионе, которые включали священные места и храмы, посвященные различным богам. Деревни, раскопанные до сих пор, датируются 2000–1500 годами до нашей эры.

Период ольмеков: 1500–200 гг. до н. э. Эта эпоха также известна как доклассический период или период формирования, когда процветали ольмеки, древнейшая культура Мезоамерики. Ольмеки поселились вдоль Мексиканского залива и начали строить большие города из камня и кирпича. Знаменитые головы ольмеков убедительно свидетельствуют об очень сложных навыках скульптуры, и первые признаки шаманских религиозных обрядов относятся к этому периоду. Огромные размеры и размах ольмекских руин породили представление о том, что земля когда-то была населена великанами. Хотя никто не знает, откуда пришли ольмеки и что с ними случилось, они заложили основу для всех будущих цивилизаций Мезоамерики.

Карта, показывающая основные поселения цивилизации ольмеков в Мезоамерике (современная Мексика), которые процветали с ок. 1200-300 гг. до н.э.
Карта, показывающая основные поселения цивилизации ольмеков в Мезоамерике (современная Мексика), которые процветали с ок. 1200-300 гг. до н.э.

Период сапотеков: 600 г. до н.э. – 800 г. н.э. – в регионе, окружающем современную Оахаку, был основан культурный центр, ныне известный как Монте-Альбан, который стал столицей королевства сапотеков. Сапотеки явно находились под влиянием ольмеков (или, возможно, были связаны с ними), и через них были распространены некоторые из наиболее важных культурных элементов региона, такие как письмо, математика, астрономия и развитие календаря; все это майя усовершенствуют.

Период Теотиуакана: 200-900 гг. н.э. В эту эпоху великий город Теотиуакан вырос из маленькой деревни в мегаполис огромных размеров и влияния. Раньше Теотиуакан был соперником другого города под названием Куикуилько, но когда это поселение было разрушено вулканом ок. 100 г. н.э. Теотиуакан стал доминирующим в регионе. Археологические данные свидетельствуют о том, что Теотиуакан был важным религиозным центром, посвященным поклонению Великой Богине-Матери и ее супругу Пернатому Змею. Бог Пернатого Змея Кукулькан (также известный как Гукамац) был самым популярным божеством среди майя. Как и многие города Южной Америки, которые сейчас лежат в руинах, Теотиуакан был заброшен где-то около 900 г. н.э.

Период Эль-Тахина: 250-900 гг. н.э. Этот период также известен как классический период в истории Мезоамерики и майя. Название «Эль-Тахин» относится к большому городскому комплексу на берегу Мексиканского залива, который был признан одним из самых важных мест в Мезоамерике. За это время по всей земле выросли большие городские центры, и майя насчитывала миллионы. Была разработана очень важная игра с мячом, которая стала известна как Poc-a-Toc, и в городе Эль-Тахин и его окрестностях было найдено больше площадок для игры в мяч, чем где-либо еще в регионе. Кто именно был народом, населявшим Эль-Тахин, остается неизвестным, поскольку в городе было представлено более пятидесяти различных этнических групп, и господство приписывалось как майя, так и тотонакам.

Храм Надписей в Паленке, Мексика. Пирамида была завершена c. 682 г. н.э. и использовался как гробница короля майя Кинича Джанааба Пакаля (годы правления 615-683 н.э.).
Храм Надписей в Паленке, Мексика. Пирамида была завершена c. 682 г. н.э. и использовался как гробница короля майя Кинича Джанааба Пакаля (годы правления 615-683 н.э.).

Классический период майя: 250-950 гг. н.э. – это эпоха консолидации власти в великих городах юкатекских майя, таких как Чичен-Ица и Ушмаль. В некоторых местах можно увидеть прямое культурное влияние ольмеков и сапотеков и культурных ценностей Теотиуакана и Эль-Тахина, но в других, кажется, возникла совершенно новая культура (например, в Чичен-Ице, где, хотя и существует достаточно свидетельств культурного заимствования, существует существенно иной стиль в искусстве и архитектуре). Этот период был расцветом цивилизации майя, когда они усовершенствовали математику, астрономию, архитектуру и изобразительное искусство, а также усовершенствовали и усовершенствовали календарь. Самая старая дата, записанная в эту эпоху, находится на стеле 29 в городе Тикаль (292 г. н.э.), а самая поздняя - из надписи на стеле на месте Тонина (909 г. н.э.). Города-государства цивилизации майя простирались от Писте на севере до современного Гондураса.

Постклассический период: 950-1524 гг. н.э. В это время великие города майя были заброшены. До сих пор не было найдено объяснения массового исхода из городов в отдаленные сельские районы, но среди других возможностей настоятельно предлагались изменение климата и перенаселение. Толтеки, новое племя в регионе, захватили пустующие городские центры и заселили их заново. В это время Тула и Чичен-Ица стали доминирующими городами региона. Широко распространенное представление о том, что майя были изгнаны из своих городов испанским завоеванием, ошибочно, поскольку ко времени испанского вторжения города уже были пусты (на самом деле, испанские завоеватели понятия не имели, что туземцы, которых они нашли в регионе, были ответственны за для огромных комплексов городов). Киче-майя потерпели поражение в битве при Утатлане в 1524 году нашей эры, и эта дата традиционно знаменует конец цивилизации майя.

Культура майя

Расцвет цивилизации майя в классический период привел к невероятным культурным достижениям, которыми они хорошо известны. Майя глубоко верили в цикличность жизни – ничто никогда не «рождалось» и ничто никогда не «умирало» – и эта вера вдохновляла их взгляды на богов и космос. Их космологические взгляды, в свою очередь, поощряли их творческие усилия в архитектуре, математике и астрономии. Под землей находилось темное царство Шибальба (произносится как «ши-Бал-ба» и переводится как «место страха»), откуда росло великое Древо Жизни, которое поднималось сквозь землю и возвышалось до небес на тринадцати уровнях. , чтобы добраться до рая Тамоанчан («место туманного неба»), где цвели прекрасные цветы. Однако, согласно верованиям майя, человек не умирал и не попадал в «рай» или «ад», а, скорее, отправлялся в путешествие к Тамоанчану. Это путешествие началось в темном и коварном подземном мире Шибальбы, где шибальбанцы, жившие там, были более склонны обмануть и уничтожить душу, чем помочь ей.

Однако если бы можно было пройти через Шибальбу, то можно было бы найти способ подняться через девять уровней подземного мира и тринадцать уровней высшего мира в рай. Единственными способами, которыми душа могла обойти Шибальбу и мгновенно отправиться в Тамоанчан, были смерть при родах, жертвоприношение, война, игра в мяч или самоубийство (у майя была особая богиня самоубийства по имени Икстаб). который изображался в виде гниющего трупа женщины, подвешенной на петле в небе). Как только достигаешь Тамоанчана, наступает вечное счастье, но следует отметить, что этот рай, как полагают, на самом деле существует не на небе, а на земле. Поднявшись по тринадцати уровням, человек живет не в воздухе, а на мистической горе на планете. Именно из-за этой циклической точки зрения майя не верили, что в человеческих жертвоприношениях есть что-то плохое. Те люди, которых приносили в жертву богам, не «умирали», а просто шли дальше. Эта космологическая вера повлияла на все аспекты цивилизации майя, и ритуалы регулярно проводились в пещерах, вызывая тьму Шибальбы, а также на холмах или в высоких храмах, которые символизировали высоты Тамоанчан.

Центральная площадь Тикаля, Гватемала. Город майя процветал между 300 и 850 годами нашей эры. Слева - Северный Акрополь, а справа - Храм I, гробница Джасау Чан Кавиила (годы правления 682-734 гг. Н. Э.).
Центральная площадь Тикаля, Гватемала. Город майя процветал между 300 и 850 годами нашей эры. Слева - Северный Акрополь, а справа - Храм I, гробница Джасау Чан Кавиила (годы правления 682-734 гг. Н. Э.).

Великие пирамиды, характерные для столь многих памятников майя, являются копиями великой горы богов, известной как Витцоб. Цикличность человеческого существования отражена в знаменитом календаре майя. Все изображения множества богов и богинь выполняют свою функцию, помогая человеку в жизненных циклах или препятствуя ему. Великая религиозная книга киче-майя, Пополь-Вух, рассказывает именно эту историю о цикличности жизни через рассказ о Героях-близнецах Хун-Ахпу и Шбаланке и их победе над силами хаоса и тьмы, символизируемыми Владыками Шибальбы. . Игра Poc-a-Toc, которой славятся близнецы, служит той же цели.

Poc-a-Toc была самой популярной игрой среди майя и представляла собой нечто большее, чем «просто игра», поскольку она символизировала человеческую борьбу и отражала взгляд майя на существование. Две противоборствующие команды по семь человек в каждой сталкивались друг с другом на площадке для игры в мяч и пытались забить небольшой резиновый мяч через вертикальное кольцо, прикрепленное к стене (иногда на высоте двадцати футов в воздухе, иногда выше), защищая свои ворота. . Что делает игру еще более впечатляющей, так это то, что игрок не может использовать руки или ноги, только бедра, плечи, голову и колени. Испанский епископ Диего де Ланда писал, что смотреть, как майя играют в Пок-а-Ток, было все равно, что смотреть на удары молнии, настолько быстро они двигались. Долгое время считалось, что проигравшая команда (или капитан проигравшей команды) будет убита в конце матча, но недавние успехи в расшифровке глифов майя вместе с археологическими данными позволяют предположить, что это могла быть команда-победитель или капитан-победитель, которому была оказана честь быстрой смерти и мгновенного перехода в рай. Считается, что игра была символом не только победы близнецов-героев над тьмой, но и цикличности жизни. Майянисты Шеле и Мэтьюз заявляют: «Многие современные мифы возникли об игре в мяч. Самый популярный гласит, что майя приносили в жертву победителей, чтобы преподнести совершенный дар богам. древние или исторические источники» (210). Однако это не совсем правильно, поскольку глифы на многих площадках для игры в мяч, например, в Чичен-Ице, можно интерпретировать как изображение команды-победителя или капитана, приносимого в жертву, и современных дневных смотрителей майя как в Алтун-Ха в Белизе, так и в Чичен-Ице на Юкатане. указывают на надежду на побег из тьмы Шибальбы как на причину казни победителей. Какая бы команда ни была выбрана для гибели и при каких обстоятельствах (поскольку команды не могли постоянно приноситься в жертву, поскольку существуют свидетельства существования «звездных» команд), игра в мяч имела для майя глубокое значение как нечто большее, чем просто зрелищный вид спорта. Больше информации об особенностях игры и жизни древних майя в целом появляется по мере того, как обнаруживается и интерпретируется больше иероглифов.

Иероглифы майя

Современные трудности с расшифровкой иероглифов майя связаны с действиями того же человека, который непреднамеренно сохранил так много из того, что мы знаем о цивилизации майя: епископа Диего де Ланда. Назначенный на Юкатан после испанского завоевания севера, Ланда прибыл в 1549 году н.э. и сразу же поставил перед собой задачу искоренить язычество среди майя, обращенных в христианство. Концепция бога, который умирает и возвращается к жизни, была очень знакома майя по их собственному божеству Кукурузному Богу, и они, похоже, легко восприняли историю об Иисусе Христе и его воскресении. Тем не менее, Ланда полагал, что среди майя росла подрывная фракция, которая соблазняла их «обратно к идолопоклонству», и, не сумев подавить это предполагаемое восстание молитвами и увещеваниями, выбрал другой, более прямой метод.

12 июля 1562 г. н.э. в церкви в Мани Ланда сжег более сорока кодексов (книг) майя и более 20 000 изображений и стел. По его собственным словам, «мы нашли много книг с этими письмами, и, поскольку в них не было ничего, что было бы свободно от суеверий и дьявольских уловок, мы сожгли их, на что индейцы очень оплакивали». Однако Ланда пошел дальше и прибегнул к пыткам, чтобы выведать секреты мятежников среди туземцев и вернуть их на то, что он считал истинным путем церкви. Его методы были осуждены другими священниками, и его вызвали обратно в Испанию, чтобы объяснить свои действия. Частью его защиты была его работа 1566 г. н.э. Relacion de las Cosas de Yucatan, которая сохранила большую часть культуры, которую Ланда пытался уничтожить, и оказалась ценным вкладом в понимание древней культуры, религии и языка майя.

Только три книги майя избежали пожара в Мани: Мадридский кодекс, Дрезденский кодекс и Парижский кодекс (названный так в честь городов, где они были найдены спустя много лет после того, как были возвращены с Юкатана), которые предоставили ученым много информации о верованиях майя и, особенно, об их календаре. Кодексы были созданы писцами, которые проводили тщательные наблюдения в области астрономии (только Дрезденский кодекс отводит шесть страниц для точного расчета восхода и положения Венеры), и их интерпретации планет и времен года демонстрируют точность, не имеющую себе равных в других древних цивилизациях. Их рассказы и книги были настолько важны для майя, что в «Легенде о Замне и растении Хеннекен» описывается великая богиня, говорящая пророку Замне:

Я хочу, чтобы вы выбрали группу семей из моего королевства и трех самых мудрых хиламов, чтобы нести писания, рассказывающие историю нашего народа, и написать, что произойдет в будущем. Вы доберетесь до места, которое я вам укажу, и вы построите город. Под его главным храмом вы будете охранять писания и будущие писания.

Согласно этой легенде, город Изамал был основан Замной (связанной с божеством Ицамна) из племени Ицас, который поместил священные писания под центральным храмом. Изамал стал известен как самое важное место паломничества в классический период, помимо Чичен-Ицы. Шаманы (известные как хранители дня) интерпретировали для людей особую энергию дня или месяца, консультируясь с богами, управляющими различными месяцами календаря майя.

Каракол или обсерватория Чичен-Ица, Мексика. Построенное до 800 г. н.э., это здание майя использовалось в качестве астрономической обсерватории, особенно Венеры.
Каракол или обсерватория Чичен-Ица, Мексика. Построенное до 800 г. н.э., это здание майя использовалось в качестве астрономической обсерватории, особенно Венеры.

Календарь Майя

В системе майя одновременно действуют два календаря: Хааб, или гражданский календарь, состоящий из 365 дней в 18-месячном периоде, по 20 дней в каждом, и Цолькин, или священный календарь, из 260 дней, разделенных на три группы месяцев по 20 дней. дней. Хааб и Цолькин работают вместе, как шестерни, сцепленные в машине, чтобы создать то, что известно как Календарный Круг, но не могут учитывать даты, находящиеся дальше 52 дней в будущем. Для более длинных расчетов майя разработали так называемый Календарь длинного счета, который в последние годы привлек так много международного внимания в связи с концом света 21 декабря 2012 года нашей эры. Поскольку календарь длинного счета начинается 11 августа 3114 г. до н.э., он переходит в свой следующий цикл (известный как бактун) 21 декабря 2012 г. н.э.

В дошедших до нас письменах майя нет ничего, что указывало бы на то, что этот переход сопровождался какими-либо катаклизмами. 10 мая 2012 г. н.э. стало известно, что археолог Бостонского университета Уильям Сатурно и студент Бостонского университета Максвелл Чемберлен, проводя раскопки на стоянке майя Ксултун в Гватемале, обнаружили комнату размером 6x6 футов, датируемую 800 г. н.э., которая, по-видимому, была мастерской календаря для Писцы майя. Картины и надписи на стенах комнаты показывают календарь майя, простирающийся далеко за пределы 2012 года н.э., и что будущие бактуны, как предполагалось, уже находятся в процессе великого циклического танца времени. По словам Дэвида Стюарта, эксперта по иероглифам майя из Техасского университета в Остине, «должен был наступить Бактун 14, Бактун 15 и Бактун 16… Календарь майя будет продолжаться и продолжаться в течение миллиарды, триллионы, октиллионы лет в будущем».

Месяцы лет календарей майя управлялись каждым определенным богом, и, поскольку эти боги были вечными, они обеспечивали постоянство энергии своего конкретного месяца. Поскольку вся жизнь считалась единым вечным циклом, западная концепция «конца света», столь популярная в христианской идеологии, была бы совершенно чужда писцу майя.


Майя сегодня

В современную эпоху майя по-прежнему возделывают те же земли и путешествуют по тем же рекам, что и их предки, с севера Юкатана до Гондураса. Утверждение, что майя каким-то образом исчезли просто потому, что их города были найдены заброшенными, не только неточное, но и оскорбительное для более чем шести миллионов майя, продолжающих традиции своих предков. Хотя этот регион был обращен в христианство во время завоеваний и инквизиции 16 века н.э., старые обычаи все еще наблюдаются в гибриде европейского католицизма и мистицизма майя. Хранитель дня деревни по-прежнему интерпретирует энергию дня, а ритуалы по-прежнему проводятся в пещерах и на холмах. На острове Косумель святилища Девы Марии и богини Ишчель взаимозаменяемы и, зачастую, являются одним и тем же. Многое стало известно о майя с тех пор, как Стивенс и Катервуд исследовали и задокументировали древние руины, но для майя, живущих сегодня, никогда не было забыто ничего важного, и цикл жизни продолжается.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Источник