Юные влюблённые с похожими именами, Валентин и Валентина, не мыслят жизни друг без друга, но во их матери категорически против романа. Такой сюжет не назвать оригинальным, ведь Шеспир рассказал похожую историю ещё в 16 веке. Но в фильме режиссёра Георгия Натансона герои живут в конце двадцатого века и у них другие сложности.
Пьесу «Валентин и Валентина», которая легла в основу сценария, написал Михаил Рощин за полтора десятка лет до выхода мелодрамы. Мало того,
она уже многократно ставилась в самых известных театрах страны, так что аудитория была прекрасно знакома с сюжетом.
Однако Георгия Натансона это не остановило: он мечтал экранизировать пьесу практически с того момента, как она вышла из-под пера драматурга. Сценарий Михаил Рощин и Георгий Натансон написали вместе. Кстати, сам
Михаил к идее создания фильма отнёсся с большим энтузиазмом.
Он считал, что именно кино интересует современную молодёжь (а молодёжь, как известно, в любые времена сложно чем-то всерьёз заинтересовать). Лента про любовь, которая постоянно натыкается на препятствия, должна была натолкнуть юное поколение на мысли о месте в мире, заставить их размышлять о необходимости действовать, наконец, показать, что
любовь — это не дар, а каждодневный труд.
Любопытно, что Михаил Рощин поначалу видел будущий фильм как историю из прошлого, повествование из начала семидесятых, когда он написал пьесу, эдакую драму в ретро-стиле. Но Георгий Натансон не согласился. Ему вообще всегда были интересные современники, так что он без колебаний перенёс героев в середину восьмидесятых и делал фильм именно о тех временах.
Тут надо добавить пару слов о режиссёре. Г
еоргий Натансон — один из главных романтиков отечественного кино, исследователь чувств, умеющий не только проникнуть в душу человека, но и показать её зрителям.
Временем триумфа для него стал конец шестидесятых, когда одна за другой вышли две его мелодрамы, «Старшая сестра» (1966) и «Ещё раз про любовь» (1968), в которые аудитория влюбилась с первого просмотра. Кстати, как раз в 1968 году на съёмках «Старшей сестры» Натансон познакомился с Татьяной Дорониной и был по-настоящему покорён. В 1985 году он вновь позвал её сниматься, теперь уже не в образе чувственной влюблённой девушки, а в роли матери героини.
На главные роли режиссёр рискнул пригласить актёров молодых и неопытных: четверокурсницу ГИТИСа Марину Зудину и выпускника Щукинского училища Николая Стоцкого.
Для обоих роли стали дебютными, но оба с ними справились и запомнились аудитории.
Интересно, что Марина Зудина поначалу колебалась и не не соглашалась на съёмки, считая, что она с ролью не справится. Да и пробы прошли не слишком удачно, так что худсовет скептически отнесся к её кандидатуре.
Но Георгий Натансон что-то разглядел в волнующейся дебютантке и дал ей шанс.
А вот окружали главных актёров сплошь звёзды: Татьяна Доронина, Лариса Удовиченко, Нина Русланова, Люсьена Овчинникова, Юрий Васильев, Борис Щербаков, Валерий Хлевинский.
В небольшой роли мелькнул Сергей Жигунов, которому оставался всего один шаг до мегауспешных «Гардемаринов» (1987), а в эпизодах появились Рина Зелёная и Пётр Щербаков.
Все исполнители, включая молодых Марину Зудину и Николая Стоцкого, потом продолжили работать в кино и вполне преуспевали,
но вот Татьяну Доронину на экране больше не видели. Актриса сосредоточилась на театре, потом возглавила МХАТ имени Горького, так что
«Валентин и Валентина» стали её последней работой в кино и своего рода прощанием с кинематографом.
В 1986 году ленту увидели зрители. Классический любовный сюжет, изложенный на новый лад, им понравился. Во многом как именно потому, что ситуация противостояния влюблённых и недовольных родителей более чем жизненна, и многим пришлось побывать в схожих обстоятельствах. Конечно, на фоне входящего в моду перестроечного кино «Валентин и Валентина» прозвучали не так громко, как хотели авторы, но всё равно картина осталась в памяти и не ушла в небытие.
А через несколько лет вышла ещё одна драма про молодую любовь, но уже куда менее возвышенная и романтичная. Это была скандальная «Маленькая Вера», и вот она-то действительно прогремела и по стране, и даже по миру. Хотя на мой взгляд, «Валентин и Валентина» стоят куда выше и куда более интересны, чем социально-бытовая «Маленькая Вера» (мне этот фильм решительно не понравился, о чём я открыто рассказала в подкасте: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/86583572).
А как вы думаете, стоит ли вообще сравнивать влюблённых из «Валентина и Валентины» и «Маленькой Веры» или у них нет ничего общего?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):