Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Последняя роль Татьяны Дорониной в кино

Юные влюблённые с похожими именами, Валентин и Валентина, не мыслят жизни друг без друга, но во их матери категорически против романа. Такой сюжет не назвать оригинальным, ведь Шеспир рассказал похожую историю ещё в 16 веке. Но в фильме режиссёра Георгия Натансона герои живут в конце двадцатого века и у них другие сложности.

Кадр из фильма «Валентин и Валентина»
Кадр из фильма «Валентин и Валентина»

Пьесу «Валентин и Валентина», которая легла в основу сценария, написал Михаил Рощин за полтора десятка лет до выхода мелодрамы. Мало того,

она уже многократно ставилась в самых известных театрах страны, так что аудитория была прекрасно знакома с сюжетом.

Однако Георгия Натансона это не остановило: он мечтал экранизировать пьесу практически с того момента, как она вышла из-под пера драматурга. Сценарий Михаил Рощин и Георгий Натансон написали вместе. Кстати, сам

Михаил к идее создания фильма отнёсся с большим энтузиазмом.

Он считал, что именно кино интересует современную молодёжь (а молодёжь, как известно, в любые времена сложно чем-то всерьёз заинтересовать). Лента про любовь, которая постоянно натыкается на препятствия, должна была натолкнуть юное поколение на мысли о месте в мире, заставить их размышлять о необходимости действовать, наконец, показать, что

любовь — это не дар, а каждодневный труд.

Любопытно, что Михаил Рощин поначалу видел будущий фильм как историю из прошлого, повествование из начала семидесятых, когда он написал пьесу, эдакую драму в ретро-стиле. Но Георгий Натансон не согласился. Ему вообще всегда были интересные современники, так что он без колебаний перенёс героев в середину восьмидесятых и делал фильм именно о тех временах.

Фото со съёмок. Николай Стоцкий и Марина Зудина
Фото со съёмок. Николай Стоцкий и Марина Зудина

Тут надо добавить пару слов о режиссёре. Г

еоргий Натансон — один из главных романтиков отечественного кино, исследователь чувств, умеющий не только проникнуть в душу человека, но и показать её зрителям.

Временем триумфа для него стал конец шестидесятых, когда одна за другой вышли две его мелодрамы, «Старшая сестра» (1966) и «Ещё раз про любовь» (1968), в которые аудитория влюбилась с первого просмотра. Кстати, как раз в 1968 году на съёмках «Старшей сестры» Натансон познакомился с Татьяной Дорониной и был по-настоящему покорён. В 1985 году он вновь позвал её сниматься, теперь уже не в образе чувственной влюблённой девушки, а в роли матери героини.

На главные роли режиссёр рискнул пригласить актёров молодых и неопытных: четверокурсницу ГИТИСа Марину Зудину и выпускника Щукинского училища Николая Стоцкого.

Для обоих роли стали дебютными, но оба с ними справились и запомнились аудитории.

Интересно, что Марина Зудина поначалу колебалась и не не соглашалась на съёмки, считая, что она с ролью не справится. Да и пробы прошли не слишком удачно, так что худсовет скептически отнесся к её кандидатуре.

Фото со съёмок. Марина Зудина
Фото со съёмок. Марина Зудина

Но Георгий Натансон что-то разглядел в волнующейся дебютантке и дал ей шанс.

Фото со съёмок. Борис Щербаков и Марина Зудина
Фото со съёмок. Борис Щербаков и Марина Зудина

А вот окружали главных актёров сплошь звёзды: Татьяна Доронина, Лариса Удовиченко, Нина Русланова, Люсьена Овчинникова, Юрий Васильев, Борис Щербаков, Валерий Хлевинский.

Фото со съёмок. Лариса Удовиченко
Фото со съёмок. Лариса Удовиченко
Фото со съёмок. Нина Русланова
Фото со съёмок. Нина Русланова

В небольшой роли мелькнул Сергей Жигунов, которому оставался всего один шаг до мегауспешных «Гардемаринов» (1987), а в эпизодах появились Рина Зелёная и Пётр Щербаков.

Фото со съёмок. Зинаида Дехтярёва
Фото со съёмок. Зинаида Дехтярёва
Все исполнители, включая молодых Марину Зудину и Николая Стоцкого, потом продолжили работать в кино и вполне преуспевали,

но вот Татьяну Доронину на экране больше не видели. Актриса сосредоточилась на театре, потом возглавила МХАТ имени Горького, так что

«Валентин и Валентина» стали её последней работой в кино и своего рода прощанием с кинематографом.
Фото со съёмок. Татьяна Доронина
Фото со съёмок. Татьяна Доронина

В 1986 году ленту увидели зрители. Классический любовный сюжет, изложенный на новый лад, им понравился. Во многом как именно потому, что ситуация противостояния влюблённых и недовольных родителей более чем жизненна, и многим пришлось побывать в схожих обстоятельствах. Конечно, на фоне входящего в моду перестроечного кино «Валентин и Валентина» прозвучали не так громко, как хотели авторы, но всё равно картина осталась в памяти и не ушла в небытие.

А через несколько лет вышла ещё одна драма про молодую любовь, но уже куда менее возвышенная и романтичная. Это была скандальная «Маленькая Вера», и вот она-то действительно прогремела и по стране, и даже по миру. Хотя на мой взгляд, «Валентин и Валентина» стоят куда выше и куда более интересны, чем социально-бытовая «Маленькая Вера» (мне этот фильм решительно не понравился, о чём я открыто рассказала в подкасте: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/86583572).

А как вы думаете, стоит ли вообще сравнивать влюблённых из «Валентина и Валентины» и «Маленькой Веры» или у них нет ничего общего?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:


Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты
«Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):

Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):