Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

«Псесимистическое зрелище» Владимира Бортко

В 1983 году режиссёр Владимир Бортко представил на худсовете новую картину. Это был его пятый фильм, но предыдущие четыре не снискали популярности. Новая работа и самому режиссёру казалась немного неоднозначной, и он уже подготовился к нападкам чиновников. Но

цензоры не просто указали на недоработки, а разнесли ленту в пух и прах, назвав вредительской, а самого Бортко записали во враги власти.

На переделку ушло почти два года. Но когда картина вышла в прокат, зрители встретили её с восторгом и охотно шли в кинотеатры, чтобы снова познакомиться с «Блондинкой за углом» (1984).

Кадр из фильма «Блондинка за углом»
Кадр из фильма «Блондинка за углом»

Сценарий драматурга Александра Червинского одобрили на «Ленфильме», но вот в Госкино возникли сложности. Причиной стал

сюжет, в котором без прикрас показывалась оборотная сторона «всеобщего благополучия».

Червинскому пришлось многократно переделывать сценарий, и только после внесения всех правок фильм запустили в работу. На главную роль Бортко мечтал заполучить Андрея Миронова, хотя и сомневался, что тот согласится. Миронов был уже всесоюзной звездой, постоянно снимался, играл в театре Сатиры, и, конечно, мог без раздумий отказать начинающему малоизвестному режиссёру. Но Миронов неожиданно согласился. Правда, это внесло кое-какие коррективы в график съёмок:

очень много уличных эпизодов снимали ночью, поскольку появление Миронова днём моментально собирало толпы зевак, мешавших киношникам.

С исполнительницей главной роли всё было в разы сложнее. У Бортко не было понимания, какой должна быть Надежда, поэтому проводились десятки проб. Присмотреться к Татьяне Догилевой ему посоветовал отец, театральный режиссёр. На пробах стало понятно, что это стопроцентное попадание – Татьяна идеально подходила на роль пробивной девицы, которая не видит в жизни препятствий. Да и для самой Догилевой роль стала судьбоносной: её и по сей день ассоциируют с той самой блондинкой.

Удалось Бортко снять в комедии и корифеев сцены:

мхатовца Марка Прудкина и Евгению Ханаеву. Марк Исаакович, будучи уже человеком очень пожилым, выкладывался на площадке по полной, но, увы, озвучить героя не смог. Артисту, которому было уже за 80, сложно было стоять, да и куски текста он запоминал с трудом из-за болезни. Прудкин и сам понимал, что создаёт проблемы съёмочной группе и предложил, чтобы его озвучил Зиновий Гердт. Это решение устроило всех.

Одним из самых любопытных персонажей «Блондинки за углом» стал молчаливый и очень серьёзный Крокодил. Его сыграл Анатолий Сливников, дебютировавший в кино совсем недавно. Первый успех пришёл к Сливникову после выхода фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» в 1984 году, а

«Блондинка за углом» сделала мощного фактурного артиста любимцем женщин.

Сам он, кстати, поначалу сценарий не оценил, ведь у него не было реплик. Но играл безмолвного Гену Анатолий так здорово, что ради него в картину внесли несколько дополнительных сцен.

Прямо во время съёмок Анатолий окончил водительские курсы, потому что по сюжету ему нужно было водить автомобиль «Крайслер», а за рулём актёр прежде никогда не сидел. Кстати,

эффектный светло-зелёный Chrysler роскошно смотрелся лишь на экране, на самом деле это была самоделка автолюбителя из Ленинграда,

собранная буквально на коленях, которая к тому времени уже отъездила десять лет. Машина регулярно ломалась, и многие эпизоды снимали, таща авто по улицам на буксире.

Не самым банальным эпизодом для советских фильмов оказался крестный ход. Конечно же, для этого нужна была не просто красивая, но и хорошо сохранившаяся церковь. Таковых в Ленинграде и пригородах не нашлось, поэтому решили снимать Смольный собор. В то время собор использовали как склад, из-за этого колокольный звон записывали отдельно у Преображенского собора, а при монтаже звуковую дорожку наложили на кадры хода. Эпизод с крестным ходом позднее ужаснул цензоров, его потребовали удалить, но благодаря вмешательству Андрея Миронова группа его отстояла.

После внесения всех правок, на которых настаивал худсовет, картина сократилась на 20 минут. Именно по этой причине в ней появились музыкальные номера Миронова, разбавляющие действие, но, по мнению очень многих зрителей, совершенно инородные. Также по настоянию чиновников Бортко изменил финал истории.

В оригинале герой Андрея Миронова прямо во время свадебного банкета сбегал от новоявленной супруги,

но такое окончание сочли депрессивным. Поэтому у «Блондинки за углом» финал вроде бы счастливый.

А что для вас «Блондинка за углом»: отражение реалий восьмидесятых или гротеск?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-2